Актуальность физических нагрузок в период пандемии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Актуальность физических нагрузок в период пандемии

Ельцова А.И. 1, Блохина Н.В. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

11 марта 2020 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что ситуация с распространением болезни, вызванной коронавирусом нового типа (2019-nCoV), "может быть расценена как пандемия". В связи с этим большинство учебных организаций во всем мире перешли в режим дистанционного обучения. Преподаватели сталкиваются с поиском наиболее эффективных решений в занятиях физкультурой дистанционно, некоторые из которых будут рассмотрены.

Цель: определить степень влияния карантинных мер на занятия физической культурой в учебных заведениях,

Задачи: выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели российских вузов в проведении занятий физической культурой в период пандемии.

Эпидемия (греч. epidemía, от epí — на, среди и démos — народ) - распространение какой-либо инфекционной болезни человека, значительно превышающее уровень обычной (спорадической) заболеваемости на данной территории. Изучением эпидемии и мер борьбы с ними занимается Эпидемиология [1].

Применительно к болезням, эпидемия определяется как «вспышка заболевания, которое происходит в широком географическом регионе и затрагивает исключительно высокую долю населения». Эпидемия — это термин, который часто широко используется для описания любой проблемы, которая вышла из-под контроля.

Пандемия: относится к эпидемии, которая распространяется по нескольким странам или континентам, поражая большое количество людей. Несмотря на то, что существуют определенные признаки, по которым событие считается вспышкой, эпидемией или пандемией, четкое различие часто размывается даже среди эпидемиологов. Одной из причин этого является то, что некоторые заболевания со временем становятся более распространенными или смертельными, а другие становятся менее опасными, что приводит к корректировкам статистических моделей. В XXI веке пандемией было признано распространение "свиного гриппа" в 2009-2010 годах. По данным ВОЗ, она охватила 214 стран и территорий мира и затронула 30% населения Земли.

Как известно, COVID-2019 появился относительно недавно, в декабре 2019 года. Коронавирусы представляют собой огромное семейство вирусов, которое включает в себя вирусы, имеющие способность вызвать простудные заболевания, а также «атипичную пневмонию».Коронавирусы – это микробы сферической формы, содержащие одноцепочечную молекулу рибонуклеиновой кислоты. Они имеют оболочку с редкими шипами или ворсинками, напоминающую корону. Отсюда и пошло название – коронавирус. COVID-19 — это новый тип коронавируса, распространенного семейства вирусов, который появился в Ухане, Китай, в конце 2019 года. Этот конкретный тип вызывается вирусом, называемым SARS-CoV-2.1.

Инкубационный период заболевания длится от 3 до 14 дней. Основными симптомами COVID-19 являются: потеря вкуса, высокая температура, затрудненное дыхание, кашель, заложенность носа, возможна тошнота, рвота и диарея. У некоторых людей инфекция протекает слабо, но она также может вызывать тяжелое респираторное заболевание, подобное ОРВИ, и может привести к смерти.

Вирус может вызвать и осложнения, такие как пневмония или бронхит. Эти осложнения чаще встречаются у детей и пожилых людей, а также у людей с подавленной иммунной системой или основным заболеванием сердца или легких. Как отмечают ученые: коронавирус представляет наибольшую опасность для пожилого и старческого возраста людей (по официальным данным 77% умерших от коронавируса являются представителями этих возрастных групп), дети и подростки переносят его в легкой форме, либо являются носителями.

К сожалению, сегодня никто не застрахован от заражения данным вирусом, поэтому с целью обезопасить человечество 11 марта 2020 года всемирная организация здравоохранения приняла решение установить жесткий карантин в период эпидемии.

Глобальная ситуация приняла совершенно неожиданные последствия во всех сферах жизни, объектом нашего внимания является физическая активность в период самоизоляции. Карантинные ограничения и самоизоляция, введённые многими странами, изменили привычный образ жизни людей. Безусловно, это отразилось и на динамике двигательной активности населения. По данным ФГБУ «НИМЦ ТПМ» Минздрава России, пандемия и самоизоляция в РФ привела в среднем к снижению ФА на 17% .

Большинство учебных организаций во всем мире перешли в режим дистанционного обучения, спортсмены потеряли доступ в залы, а люди, привыкшие совершать каждое утро пробежку - вынуждены искать новые методы тренировок. С началом эпидемии, не только те, кто занимался спортом самостоятельно, но и педагоги образовательных учреждений столкнулись с проблемой организации занятий. Как в школах, так и в университетах проведение полноценных уроков и пар по физической культуре вызвали наибольшее количество вопросов [3].

Ни одна программа не предназначена для овладения спортивными упражнениями дистанционно. Кроме того, процедуры безопасности, разработанные на протяжении многих лет министерством спорта и образовательными кругами, оказались бессмысленными: преподаватели не могли контролировать упражнения каждого студента из-за ограниченных технических возможностей с обеих сторон процесса [3].

Помимо этого, выросла нагрузка и на студентов: если раньше только часы физической подготовки, поставленные в расписание, заставляли надеть спортивную форму и выполнить упражнения, необходимые для молодого организма, то в сложившихся обстоятельствах, тренировки были забыты. Исключение составляют молодые люди, которые ранее занимались самостоятельно и те, кто ранее не мог найти время или силы на подобное времяпрепровождение. Однако, процент таких случаев в России довольно незначительный [6].

Студенты в условиях дистанционного обучения сосредоточены на учебном процессе и стремятся выполнить все задания, сдать контрольные и подготовиться к экзаменам, поэтому не видят смысла в трате драгоценного времени на тренировки. Также учащиеся равнодушно относятся к учебному процессу из-за отсутствия жесткого контроля со стороны преподавателей и родителей, предпочитая сериалы, игры и прочие хобби: лишь маленький процент этих ребят увлекаются спортом и будет тренироваться самостоятельно [5].

Один из вариантов проведения онлайн-занятий в учебном заведении: преподаватель предлагает ученику выполнить собственный комплекс упражнений, например, укрепить мышцы рук, ног, спины и живота с помощью имеющегося спортивного инвентаря [2]. После выполнения практических упражнений ученики отправляют учителю видеоотчет с письменным ответом, в котором будут указаны упражнения и их техника выполнения выбранных упражнений. Мобильные приложения можно использовать для контроля физической активности и общей физической подготовленности.

Однако, преподаватели, которые стали использовать возможность групповых видеочатов, когда занятие студентов просматривается в режиме реального времени и контролируется аналогично, столкнулись с рядом трудностей. Ни учащиеся, ни преподаватели не оказались на 100% подготовлены к такой ситуации: в большинстве семей, где есть два и более обучающихся не хватает техники и помещения для занятий, а педагоги не знакомы с системами, которые могут предоставить возможность для проведения занятий - онлайн платформами и приложениями.

Занятия физической культурой включают не только упражнения, но и изучение теоретического материала. В этом студентам окажут помощь порталы с различными учебными ресурсами, включая учебники, лекции и тесты. Студенты готовят собственные исследования в виде статей, рефератов, которые также отправляются на проверку преподавателю. Кроме того, ученики могут получить задания, связанные с изучением новых спортивных игр на открытом воздухе, а после возвращения к традиционному формату обучения - опробовать их.

Сегодня, многие студенты не осознают важность физических нагрузок в повседневной жизни. Поэтому с началом пандемии учащиеся различных учебных заведений отдали свое предпочтение решению тестов, написанию докладов, статей, курсовых работ, посчитав физические нагрузки пустой тратой времени. Однако из-за несовершенства системы дистанционного обучения здоровье студентов оказалось под угрозой: недостаток свежего воздуха и пребывания на солнце, постоянное сидение перед экраном и отсутствие «принуждения» к тренировкам. Эти факторы подвергают большую, а главное неорганизованную часть общества – студентов к заболеванию опорно-двигательного аппарата, а также к нарушению зрения.

На сегодняшний день, ученые выяснили, что у тех, кто выполняет физические нагрузки регулярно, вероятность заражения коронавирусом на 25% ниже, чем у тех, кто прекратил заниматься с марта. Регулярные упражнения облегчают борьбу с заболеванием в 49% случаев. Как известно, ВОЗ рекомендует выполнять физические упражнения в течение недели не менее 150 мин. умеренной интенсивности, или 75 мин. интенсивной физической нагрузки [3].

Спортивная сфера и ее методисты оказались не готовы к карантинным мероприятиям, и это подтолкнуло к поиску креативных решений. Большое число челленджей (своеобразных вызовов в социальных сетях) стали запускать профессиональные спортсмены, призывая людей не только оставаться дома, но и не оставлять тренировки, поднимая тем самым себе настроение и укрепляя иммунитет [5].

Таким образом, инновационные технологии предоставляют студентам возможность заниматься физической культурой в домашних, и не приспособленных для спорта условиях.

Список использованных источников.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.

Щенкова И.П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – No5-3. – С. 190-193.

Савельева О. В., Ляховская Ю. М. Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения дистанционной системы занятий спортом // Скиф. 2020. №5-1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-sfera-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-naibolee-uspeshnye-resheniya-distantsionnoy-sistemy-zanyatiy-sportom (дата обращения: 14.01.2021).

«Теория и методика обучения физической культуре», Тиссен П.П., Ботагариев Т.А., 2019.

Просмотров работы: 312