АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Решеткова Е.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается рост интереса к проблеме развития социально-коммуникативных навыков в связи с тем, что общение является важным условием развития личности ребенка, формируется поэтапно и определяется многими факторами.

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. От этого во многом зависит уровень социального восприятия и представлений ребенка, его ориентированность на социальную среду, владение различными формами и средствами общения (вербальными и невербальными).

Заложить основы целостной, гармонично развитой личности главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Однако из-за нестабильности социальной среды на первый план выходит проблема общения, его роль в формировании личности.

Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к социальным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. Влияние семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. В семье ребенок получает базовые социальные знания и приобретает определенные ценности, которые ему необходимы в дальнейшей жизни. Однако кризисные явления в семейной жизни в современной России приводят к тому, что дети становятся жертвами социализации и попадают в социальные учреждения, например, в детские дома.

Дети, попавшие в детский дом, пережили за свою короткую жизнь множество потрясений: родительское равнодушие и издевательства, беспорядки со стороны пьяных взрослых, драки. Они росли в семье как сорняки. Об их образовании и воспитании никто не думал. Дети не овладели базовыми навыками культуры поведения. Нормальные социальные связи разрушаются или искажаются, нет необходимости в знаниях, общении, развлечениях. Следовательно, если ребенок не воспитывается в семье, то учителя и воспитатели, должны познакомить его с миром взрослого общества, научить жить по общим законам.

Каждый ребенок уникален, неповторим, и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Практика общения с детьми, организованная взрослыми, обогащает и трансформирует их потребности в общении. То, что вложили в душу ребенка сейчас, проявится позже, станет жизнью его и окружающих его людей. Преподаватели, призваны решить эту проблему. Здесь очень важно соблюдать правило — «быть близко, но чуть впереди» — общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаете себя до уровня ребенка, а, наоборот, поднимаете его до своего уровня).

Все поступающие в детский дом дети, как правило, испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что связано с неразвитостью форм и средств общения. Отсутствие общения детей и взрослых вне семьи, преобладание аффективных компонентов в общении с ними приводят к недоразвитию ситуационно-делового общения, а также его вне ситуационных форм. Бедны и способы общения детей — речевые, экспрессивно-мимические средства.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, а именно таких, как Г.М. Андреева, Я. Яноушек, Деревянко Р.И., М.Р. Битянова, И. В. Дубровина и их взгляды на сущность социально-коммуникативных навыков у воспитанников детского дома.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты можно использовать в работе воспитателей и психологов детских специализированных учреждений развивать в детях полноценную и социально устойчивую личность

По результатам диагностик мы выявили остро стоящую проблему трудности в общении и взаимодействии с другими людьми среди учеников 2-4 классов.

Исходя из проведенных нами методик, мы можем наблюдать, что уровень развитости коммуникативных способностей у ребят ниже среднего. В классах как такового взаимодействия нет, психологический климат низкий. Между членами группы присутствуют разногласия, агрессивное поведение и конфликты.

Данные результаты говорят о необходимости работы с данным коллективом школьником по повышению уровня развития социально-коммуникативных навыков и налаживанию межличностных отношений, что, в свою очередь, поможет понизить уровень конфликтности и повысить уровень удовлетворенности школьной жизнью. Проблемы формирования в общении и взаимодействии с другими людьми, возможно, решить применяя различные формы внеурочной деятельности, как необходимые средства повышения уровня развития общения учащихся младшей школы. Данные изменения необходимы для дальнейшей совместной работы учащихся.

Просмотров работы: 107