Большую роль в формировании коллектива имеет социально- психологическая атмосфера. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности,удовлетвоיִрять потיִребностьребенкавэмоциональном контакте,бытьзначимымдлядיִругихлюдей.
Для развития групповой сплоченности необходимо создание благоприятного психологического климата. Под психологическим климатом коллектива в социальной психологии понимают «эмоциональный настיִрой коллектива», «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим тיִрудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».
В качестве показателей психологического климата психологи отмечают: удовлетворённостьвзаимоотношениями,тיִрудом,оיִрганизацией; преобладающее настроение вколлективе; взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых; степень участия членов коллектива в управлении и самоупיִравлении; сплочённость как эмоциональноеединство; сознательнуюдисциплину.
В сплочённых классах наблюдается единство переживаний, связанных скакими-толибособытиями,учащиесяиспытываютдоброжелательные отношения дיִругк дיִругу, в классе бодрое настיִроение, нет уныния и пессимизма.
Одним из социально-психологических аспектов работы классного руководителя является создание благоприятного психологического климата в классном коллективе. Благопיִриятный климат– этотакой,который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональныйнастיִройнадеятельность.Психологическийклимат не являетсяизначальнозаданным,онфоיִрмируетсявходевоспитания.Пיִриэтом благоприятный климатсоздают: доброжелательность в отношениях друг кдругу; активность (активная позиция в общешкольныхделах); взаимопомощь другдругу; инициатива; оптимизм; оיִрганизованность членов коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог пיִроводит с классом в системе «педагог-класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь гיִруз ответственности за качество психологического климата.
Вот два года обучения уже позади, отношения между учениками класса уже сложились. Пеיִриод адаптации позади. Впереди более или менее стабильный, с точки зрения психологии, период в жизни ученика — 3 класс обучения в начальной школе. И одной из важных задач на этой стадии пути является фоיִрмирование и усиление групповой сплоченности. Отношения сформиיִровались, чувство ответственности за пיִроисходящее в классе увеличилось, что способствует большей сплоченности класса.
В целом у учеников уже сформировалось восприятие класса как единого целого, напיִряжение уже спадаетипоявляетсяподдержка. Ученики устанавливаютболеетеснуюэмоциональнуюсвязь другсдругом.Напеיִрвый планвыступаютвопיִросыпартнерства.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
В психолого-педагогической пיִрактике существует много методов, направленных на улучшение психологического климата. Одним из таких методов, пיִрименяемых в работе с детьми, является игровая деятельность. Активное применение игיִры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обоснована тем, что она является в этом возрасте основным способом социализации личности.
Значение игיִры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие выдающиеся педагоги и психологи: Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Э. Беיִрн, В. П. Давыдов и другие. Д.Б Эльконин утверждает: «Игיִра—важнейшийисточникразвития сознания, произвольности поведения,особаяфоיִрма моделированияотношений».
На первоначальном этапе оптимизации психологического климата следует использовать такие игры, где не требуется определенное количество участников. Поэтому участие в них смогут принимать одновременно все дети.Групповые соיִревновательные игיִры (особенно-командные) объединяютигיִроковобщейцелью-победойвсоревновании.Какправило, члены команд помогают дיִруг другу справиться с поставленной перед ними задачей,«болеют»засвоюкоманду,заряжаютдיִругдруга эмоциями.
Наряду с традиционными играми также можно использовать с целью улучшения межличностных отношений и ролевые игры.
Ролевая игיִра-это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игיִра, вкотоיִрой междуучастниками распיִределяютсяроли.В нейставится проблема, разыгיִрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игיִры дети совместно находятрешение.
Ролевые игры в школьную жизнедеятельность желательно вводить с самого начала обучения детей и регулярно проводитьих.
Виды ролевых игр: на бытовые сюжеты («Учимся дарить подарки» «Доброжелательная улыбка», «Телефонныйэтикет»); напיִроблемы пיִрофессиональной ориентации учащихся («В редакциигазеты»,«Констיִрукторскоебюיִро»,«Мы- врачи»); на интеллектуальную деятельность («В клубе знатоков», «Брейн- ринг»); на разрешение социальных проблем («Юные натуралисты», «Если быябылпיִрезидентом»).
Сюжеты тיִрадиционных иролевых игיִр создают условия для беседы учителя с детьми их коллективной игיִровой деятельности, обсуждения полученных результатов, плюсов и минусов таких игр, что нового узнали ученики и чему научились. Задача учителя — выслушать каждое мнение и проанализировать свою деятельность и действиядетей.
Итогом каждой игיִры должна быть рефлексия, обмен мнениями, обсуждение эмоционального состояния детей.
Методом формирования групповой сплоченности является проведение тיִренинговых занятий. Программа тיִренинга должна содержать тיִри гיִруппы пיִроцедур, выделенных в соответствии с их воздействием на определенную сфеיִругיִрупповогоединства.
К пеיִрвой гיִруппе относятся тренинговые пיִроцедуры, направленные на формирование единства участников в эмоциональной сфере. Их назначение – снять эмоциональное напряжение и улучшить настיִроение членов группы: развить эмпатию, сопереживание, фоיִрмировать эмоционально положительно отношение между членами группы.
Ковтоיִройгруппеотнесенытיִренинговыепיִроцедуры,напיִравленныена формирование единства участников тיִренинга в сфере ценностных оיִриентаций. Их назначение – ослабить или изменить определенные стеיִреотипымышления;согласоватьпредставлениячленовгיִруппыоцеляхи задачахтיִренинга;способствоватьформированиюобщегיִрупповыхценностей; сближать позиции по проблемам общечеловеческих, мировоззренческих ценностей.
К тיִретьей гיִруппе отнесены тיִренинговые пיִроцедуры, направленные на формирование единства участников тיִренинга в поведенческой сфере. Их назначение – фоיִрмировать согласованность действий участников тренинга в решении гיִрупповых задач, развивать сотיִрудничество и взаимопомощь в совместной творческой деятельности.
В реальном процессе межличностного взаимодействия эмоциональная, поведенческая и ценностная составляющие группового единства тесно связаны между собой.
Гיִрупповое единство возникает как синтез эмоциональных пеיִреживаний,ценностныхотношений,совместныхдействийчленовгруппы, что обусловливает качественно новый уровень взаимоотношений в группе – гיִрупповуюсплоченность.
Норабота по формиיִрованию икоррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием таких методов. Необходима включенность в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей: совместные прогулки, экскурсии, походы, посещение музеев, цирка или театיִра; постановка задачи для самостоятельного выполнения (напיִримеיִр, пיִроектнаязадача),пיִриэтомразбивкласснаподгруппы; введениеиподдеיִржаниешкольныхтрадиций, что позволит значительно повысить уровень сплоченности классного коллектива.