ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Норкин В.И. 1, Лисов П.Б. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тестирование - это специально разработанная аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценить уровень достижений обучающегося и выразить результат в числовой форме. Такая проверка знаний проводится с использованием специально разработанных материалов - тестов. Тесты дают возможность достаточно эффективно выявить степень успешности овладения языком.

Применительно к дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции – умения общаться на иностранном языке. Большую роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся играют языковые навыки, на которых базируется речевая деятельность. В группе языковых навыков выделяют лексические, грамматические и произносительные навыки. Считается, что обучающиеся не смогут свободно общаться на иностранном языке, если не будут обладать определенным уровнем языковых навыков. Поэтому проверять необходимо не простое знание слов или умение образовывать грамматические формы, а умение использовать языковые единицы при построении собственных речевых произведений в коммуникативных ситуациях, либо узнавать при восприятии небольших текстов. Языковые навыки, как второстепенный объект контроля, включают в себя не только языковой материал, но и действия, с этим материалом. Не зная грамматических форм, нельзя порождать речевые высказывания, но и знание их само по себе без автоматизированного умения пользоваться этим материалом в процессе общения ничего не дает обучающемуся. Таким образом, прослеживается зависимость умения говорения от грамматических навыков, на основе сформированности которых (знанием разнообразных грамматических структур, правил их использования) обучающиеся могут грамотно выстраивать речь на иностранном языке.

Из сказанного выше следует, что при обучении иностранному языку как средству общения грамматика изучаемого языка имеет прикладной характер. Грамматика нужна обучающемуся для того, чтобы правильно строить свои высказывания на иностранном языке, правильно понимать иноязычные высказывания, в случае необходимости – уметь сознательно выбирать требуемые грамматические формы и конструкции при построении высказывания. Для определения уровня сформированности грамматического навыка используются разные формы организации контроля. Одним из наиболее объективных является тестирование, имеющее ряд важных преимуществ перед другими способами:

1. осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым обучающимся;

2. экономия учебного времени;

3. обеспечение одновременной проверки знаний обучающихся всей группы и формирование у них мотивации для подготовки к каждому занятию;

4. возможность формирования тестов, различных по уровню знаний испытуемых;

5. легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования; что позволяет учитывать психомоторные особенности каждого тестируемого.

Преподаватели иностранных языков применяют большое разнообразие различных видов тестов, а также методик их использования.

На современном этапе развития педагогики применяется несколько видов тестов. Например, тесты, цель которых состоит в определении способности того или иного обучающегося к изучению иностранного языка. Это прогностические тесты. Они преимущественно используются при профессиональной ориентации обучающихся. Диагностические тесты являются сравнительно новой формой проверки результатов обучения. Диагностический тест (тест достижения) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися, то есть необходимо определить с помощью теста, достиг ли испытуемый заданного уровня владения иностранным языком. Они могут состоять даже из одного задания. В связи с этим имеет смысл использовать задания избирательного характера и простейшие типы заданий со свободно конструируемым ответом в диагностических тестах, которые проводятся на той или иной стадии формирования умений и навыков.

Другая разновидность тестов измеряет общее владение иностранным языком с учетом характера будущей деятельности испытуемого. Наибольшую актуальность для преподавателя иностранного языка имеют тесты успешности, которые определяют, насколько успешно сформирована коммуникативная компетенция тестируемого и готов ли он к иноязычному общению в рамках тех коммуникативных задач, которые предопределены тем или иным уровнем владения иностранным языком. Цель их состоит в том, чтобы осуществлять текущий или итоговый контроль, то есть оценивать степень усвоения знаний, уровень сформированности навыков и развития умений.

Тест соответствия можно использовать при проверке понимания при чтении стандартизированных документов (например, деловых писем), сформулировав при этом тестовое задание в виде коммуникативной задачи – распределить деловые письма по папкам: письма-приглашения, письма-заказы, письма-рекламации и другие.

Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз - тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе еще как тест дополнения или тест восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. С тех пор клоуз-тест находит широкое применение в зарубежной практике обучения родному и иностранному языкам в качестве эффективного приема контроля, выполняемого преимущественно в письменной форме. Клоуз-процедура предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.

Задание к данному типу теста формулируется следующим образом: «Прочтите текст (прослушайте) и заполните пропуски, используя только одно слово для каждого пропуска». При выполнении такого теста станет ясно, что некоторые слова восстанавливаются сравнительно легко, некоторые случаи вызывают затруднения, а иные пропуски заполнить просто невозможно. Иногда можно найти вариант, который будет лучше предложенного. Все это доказывает, что при кажущейся простоте составления и оценки само выполнение теста может вызвать значительные затруднения, которые не всегда объясняются недостаточным владением иностранным языком тестируемым.

Исследования показали, что на результаты теста также влияет удаление тех или иных слов из одного и того же абзаца. Следовательно, составление данного вида теста подразумевает не чисто механическое удаление слов через равные промежутки из случайно взятого текста. К подбору текстов нужно подходить достаточно внимательно. Слова, которые подлежат удалению, должны быть отобраны так, чтобы возникала ситуация, когда невозможно восстановить их с помощью контекста. Поэтому можно сказать, что необязательно удалению подлежит каждое седьмое или девятое слово, а лишь те языковые единицы, восстановление которых обусловлено семантическими и грамматическими особенностями текста.

Высокая информативность клоуз-теста делает его эффективным методом оценки коммуникативных умений в области иностранного языка. При этом, чем меньше мы фокусируем внимание на определенных языковых явлениях, тем больше и всесторонне мы можем проверить общую коммуникативную и интеллектуальную компетентность обучающегося.

Таким образом, выделяются следующие виды тестов: прогностические тесты, диагностические тесты, тесты успешности, тесты соответствия, клоуз-тест.

Безусловно, тест пока еще не может заменить такую, например, форму итогового контроля, как экзамены. Однако его можно с успехом использовать как одну из форм промежуточного итогового контроля, проводимого, например, по окончании учебной темы или раздела. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает обучающихся к ответственности за весь пройденный учебный материал, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех обучающихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля.

Посредством тестирования преподавателя стремятся установить не знания правил языка, а реальный уровень владения им, то есть большой интерес у методистов вызывает использование заданий, направленных на контроль способности и готовности обучающихся к общению на иностранном языке в различных коммуникативных ситуациях. Они все больше сосредотачивают свое внимание на обычной коммуникативной деятельности носителей языка. Учеными установлено, что такие тесты более полезны для изучающих язык, чем те, которые просто проверяют знание структуры языка.

В настоящее время совершенно отчетливо наметилась тенденция использовать тесты в обучающей функции, то есть в процессе овладения обучающимися языковым материалом, отдельными речевыми умениями, различными видами аудирования и чтения. Закрепление за тестами этой функции представляется оправданным и перспективным.

Литература

1. Луцева Е.А. Тестирование речевых умений и навыков как средство в общей системе дидактического контроля. Учеб. Пособие. - М.: Титул, 2000. 125 с.

2. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Учеб. Пособие. - М. 2005. 225 с.

3. Акулич Ю.Е. Электронное тестирование в обучении иностранному языку. - М. 2006. 115 с.

Просмотров работы: 27