Под синдромом эмоционального выгорания(СЭВ) принято понимать вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми. Иными словами, по мнению М. М. Скугаревской, синдром эмоционального выгорания проявляется как реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие стрессов, связанных с работой.
Педагогическая деятельность, ключевой составляющей которой является работа с людьми, наиболее подвержена риску синдрома эмоционального выгорания. Л.М. Митина описывает наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания среди педагогических работников.
На психосоматическом уровне среди этих симптомов отмечают:
утомление,
усталость,
бессонница,
истощение,
пищевые нарушения.
К симптомам проявления личностных особенностей относят:
упадническое настроение и эмоции, связанные с ним, такие как цинизм, чувство бессмысленности, пессимизм, равнодушие;
зависимость от внешних обстоятельств и людей;
агрессивное отношение к ученикам, коллегам;
негативная «Я-концепция»;
зависимости (алкогольная, никотиновая, интернет);
монотонность рабочих действий.
Г.Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривает профессиональное выгорание как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. Эту теорию подтверждает наличие у выгорания всех трёх фаз стресса:
нервное (тревожное) напряжение создается нестабильной обстановкой, постоянной психоэмоциональной нагрузкой, трудностью обучаемого контингента и повышенной ответственностью;
резистенция или сопротивление замечена при попытках человека защититься от неприятных впечатлений;
истощение (снижение эмоционального тонуса и психических ресурсов) может наступить, если сопротивление оказалось неэффективным.
Н.Е. Водопьянова считает, что генезис синдрома профессионального выгорания носит индивидуальный характер, зависящий от условий протекания профессиональной деятельности и от различий в эмоциональной и мотивационной сфере.
По мнению В.В. Бойко, синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные).
Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания педагогов:
Первая группа – личностные факторы (характерологические особенности, личностные черты, самооценка, стиль сопротивления трудностям, пол, возраст, образование, семейное положение и др.).
Вторая группа – организационные факторы (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и. т. д.).
Третья группа связана со специфическими особенностями выполняемой работы, в частности в педагогической деятельности: низкий престиж профессии, массовость, высокий уровень ответственности, феминизация профессиональной среды, напряженность психологического климата в коллективе, неукоснительное соблюдение профессионального эталона и следование высоким этическим принципам и др.
Как правило, педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, не имеют базового образования по направлению коррекционной педагогики и психологии и компенсируют его краткосрочными программами дополнительного образования, курсами повышения квалификации.
С одной стороны, прохождение подобных образовательных курсов даёт опору в работу с детьми с ОВЗ. С другой – не предоставляют крепкой теоретико-практической базы для работы с детьми с ОВЗ.
Н.В. Рыбалкина считает, что отсутствие прочного теоретического и практического фундамента в подготовке педагогов, планирующих работу с детьми с ОВЗ, вызывает ряд сложностей, ключевой из которых является достаточно быстрое наступление синдрома эмоционального выгорания
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, попадают в зону риска развития синдрома эмоционального выгорания. Обусловлено это отсутствием порой видимого результата работы, так как дети, имеющие особые образовательные потребности, могут не иметь успехов в обучении.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, позволил сделать следующие выводы.
К Маслач определяет понятие «выгорание» следующим образом: «Синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе».
В.Е. Орел обобщает существующие определения феномена выгорания в зарубежной психологии, а впоследствии выделяет основные компоненты этого состояния, представляющие динамику его развития: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональной производительности .
В.В. Бойко выделяет три фазы синдрома профессионального выгорания: фаза напряжения, фаза резистенции, фаза истощения. Каждый этап формирования синдрома эмоционального выгорания сопровождается своими симптомами.
В настоящее время в психолого-педагогической практике особое внимание уделяется особенностям построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы с учетом требований ФГОС.