ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Павлова В.Н. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С далеких античных времен, как только зародилась философия, вместе с ней стартовал и процесс разрешения проблемы взаимозависимости языка и мышления. Многие философы пытались раскрыть эту загадку. Однажды мудрый И. Кант сказал: «Мыслить значит говорить с самим собой» [8]. Одной только этой фразой он показал, насколько тесной и сложной является связь между мышлением и речью.

С 1900-х годов вопрос о взаимосвязи языка и мышления стал вызывать особый интерес у многих ученых в различных областях исследований. А с бурным развитием IT наук дискуссия об их взаимодействии возобновилась с новой силой. Сложность вопроса заключается в том, что природа языка и мышления противоречива. С одной стороны, мозг генерирует мышление и язык, а с другой – они социальные объекты, так как человек сам социальное существо и не может жить вне общества.

Является ли язык инструментом, с помощью которого мы общаемся? Или это то, благодаря чему мы можем думать? В науке одной из самых сложных проблем является вопрос о сущности языка. Есть несколько подходов в его изучении.

Язык – биологическое и природное явление, которое не зависит от человека. Т. е. согласно этой точки зрения способность человека общаться с окружающими передаётся по наследству так же, как рост человека или цвет его волос. Основоположником этой позиции является А. Шлейхер. Он полагал, что язык – порождение природы, потому что человек не может изменить что-то в языке, как и в своем теле. Но теория оказалась необоснованной и опровергается многими фактами. Так, например, дети не смогут понимать язык общества, в котором родились, если росли они в среде другого иноязычного народа. Язык возник и развивается вместе с обществом [2].

Второй подход к сущности языка наиболее четко представлен в работе Геймана Штейнталя «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения». Он считал, что язык является продуктом общества, народа, представляя собой самосознание, мировоззрение и его менталитет [9]. В. Фон Гумбольдт указывал, что язык служит органом внутреннего бытия, благодаря которому человек познает себя и окружающую действительность [7]. Эта концепция говорит нам о том, что язык развивается у всех людей, несмотря на условия их жизни.

И самая распространенная теория указывает на то, что язык является социальным явлением. Это мнение находит отражение в определении языка, как важнейшего средства человеческого общения. Язык – это общечеловеческое достояние. Как упоминалось выше, язык возникает и развивается в обществе. Он выполняет различные функции с того момента, как только возник. Если мы будем признавать язык только биологическим явлением, то он будет идентичен с такими человеческими качествами, как способность есть, пить, спать и т. п. Но это не так, что легко опровергается фактами. Например, способности детей «маугли», которые жили в среде диких животных. Наша речь развивается с момента рождения на протяжении всей жизни только в социуме.

Мышление – гносеологический процесс, наравне с другими познавательными процессами, подобно ощущению, восприятию, памяти и т. п. Мышление – это всегда поиск и открытие чего-то нового. Например, когда ребенок узнает что-то неизвестное ему.

Мышление людей всегда отличается зависимостью от решения различных задач. Таким образом, мы можем судить о его типах.

1. Наглядно-действенное. При таком мышлении происходит понимание любых признаков объекта, выбор воздействия на объект для изменения конкретной ситуации.

2. Наглядно-образное мышление. Позволяет квалифицировать мыслительные операции, которые невозможно отделить от реальности. Например, отчуждение свойства от объекта, зафиксированного в речи.

3. Словесно-логическое. Действует на основе языковых средств. Формируется постепенно, в результате обучения, когда человек овладевает мыслительными процессами и учится анализировать.

В современных когнитивных науках формировалось несколько взглядов на проблему взаимодействия языка и мышления. Все они были определены разной степенью развития эпох, а также некоторыми общими положениями, совпадающими у различных наук. Большинство исследователей, несомненно, признают связь между языком и мышлением, но все по-разному проводят толкование ее природы. Есть две наиболее известные точки зрения решения проблемы их обоснования.

Коммуникативная гипотеза языка предполагает независимую связь между речью и мыслью. Язык – просто инструмент, который люди используют для передачи их идей и понятий.

Другой подход основан на гипотезе Сапира-Уорфа, которая также известна под названием лингвистический детерминизм. Она заключается в том, что именно язык и его структура обуславливает человеческие знания, восприятия и память. То есть люди, которые говорят на разных языках, в качестве родных, имеют разные мыслительные процессы. Люди воспринимают мир на основе языка, которым они владеют.

В настоящее время теория лингвистического детерминизма обновилась, благодаря проводимым экспериментам с помощью компьютерного моделирования. Они подтверждают, что человеческий мозг может изменяться на протяжении всей жизни. Основываясь на этих выводах можно сказать, что даже если язык не создает картину мира, которую мы видим, однако на его основе особое внимание уделяется определенным аспектам внешней среды и социума, в зависимости от языка нашего общества.

Язык и мышление в определенных ситуациях могут оказывать очень большое влияние друг на друга. Весьма маловероятно, что без языка наши мысли функционировали бы подобным образом. Но есть также и редкие исключения. Так, например, в одном исследовании мальчик мог легко усвоить и понять правила различных языков, но «проваливался» на простых когнитивных тестах.

Язык оказывает большое влияние не только на процесс, посредством которого происходит наше мышление, но и в целом на развитие личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарипова, Г. Р. О роли языка в формировании мышления (к постановке проблемы) / Г. Р. Гарипова // Вестник Башкирского ун-та. - 2009. - № 4. - С. 1-3.

2. Реформатский А.А., Введение в языкознание [pdf] : учебник // Классический учебник – С. 10-16 // (дата обращения: 23.12.2020) https://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/reformatsky_aa/reformatsky.pdf

3. Мышление. [Электронный ресурс]. URL:https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/218-myshlenie.h..(дата обращения: 22.12. 2020).

4. Lera Boroditsky, How language shapes the way we think [Электронныйресурс, видеозапись] - https://youtu.be/RKK7wGAYP6k (датаобращения: 23.12.2020).

5. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. – Минск. Изд: «Логос»,1998 – 281 с.

6. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 – 146 с.

7. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию – М: Прогресс, 2000 – 400 с.

8. Kant I. Soch.: v 6-ti tt. Vol. 6. Moscow, 1966. Pp. 350–588.

9. Штейнталь Г. Грамматика, логика, психология (Их принципы и их взаимоотношения). [Электронный ресурс]. URL: https://classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/19.htm (дата обращения: 22.01.2021).

Просмотров работы: 22