Отличительные особенности письменной и устной речи в деловых коммуникациях. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Отличительные особенности письменной и устной речи в деловых коммуникациях.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка. Речь является естественным звуковым языком, то есть системой фонетических знаков (слов), которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. Речь - это универсальное средство коммуникации, так как, при передаче информации с ее помощью, меньше всего будет теряться смысл сообщения.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. Устная и письменная речь создаёт текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности. С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

- Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.

- Слушание является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.

- Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.

- Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению.

Устная речь представляет собой внешней вид речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли [4].

Речевая сторона коммуникации имеет сложную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного набора возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор.

К деловому разговору предъявляются следующие требования:

1. Правильность речи. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя) наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ним партнера. К тому же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения её лексико-стилистических норм является правильной, нельзя избавиться от ощущения неуверенности. Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением.

2. Точность и ясность речи. Это важнейшее требование к любому деловому разговору. Под точностью деловой речи понимается соответствие высказываний мыслям говорящего. Чтобы речь делового человека была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны: точность придает им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точности.

Очень часто в устной деловой речи её точность нарушается тем, что в одном высказывании применяется несколько терминов – синонимов (томаты, помидоры).

К явным недостаткам деловой речи относится использование в ней слов-паразитов: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое» и др. Такие слова не украшают деловую речь, а только раздражают слушателей. Практически они бесполезны. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены в том, что говорите.

3. Краткость – также немаловажное требование к любой форме деловой речи, поскольку такая речь характеризуется сугубо прикладным характером в подаче сообщаемых сведений. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, избегая ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь цели, которую можно сформулировать следующим образом: по возможности точнее и короче изложить слушателям суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из деловой речи.

4. Доступность речи.  Для того чтобы добиться доступности речи, рекомендуется использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое выражение. Её можно заранее обдумать и по необходимости исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Если взять любой толковый словарь, то определение этого понятия звучит так: «письменная речь – форма передачи информации в графическом виде». Различают две категории этого вида деятельности:

- Продуктивный. Под этой категорией подразумевается написание самого текста.

- Рецептивный. Это означает чтение текста.

Письменную речь можно назвать «искусственной памятью человечества». Благодаря этому навыку люди смогли передавать свои мысли и умения через поколения.

Для чего нужна письменная речь?

Без этого умения человечество вряд ли смогло бы достичь того развития, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь согласитесь, трудно пересказать по памяти из чего или как делается, к примеру, автомобиль или строительство дома. Кроме того, письменная речь оказывает огромное влияние и на психологию человека или его «внутренний мир».

Восприятие устной и письменной речи отличаются. Письменная речь рассчитывается с условием на визуальное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать еще раз любое место. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями с первого раза.

Разница между письменной и устной речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся в памяти лишь частично, а написанное может долго храниться, о чём и говорят пословицы: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

Список использованных материалов

1. Интернет ресурс. https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-pismennaya-rech-opredelenie-dlya-chego-ona-nuzhna/ дата обращения 23.01.2021г.

2. Сидоров П. И., Путин М. Е., Коноплева И. А. Деловое общение. Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Знание, 2001.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Инфра-М, 2009.

5. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / под ред. В. П. Ратникова. — М.: Юрайт, 2014.

Просмотров работы: 730