Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Сеннозиды А и В - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Сеннозиды А и В

Прохорова К.С. 1, Окуненко Л.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России Медико-фармацевтический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Неправильное питание, постоянные стрессы или другие заболевания приводят к нарушению работы пищеварительной системы. Вследствие этого могут возникать частые запоры, сопровождающиеся болями в животе, тошнотой, головокружениями. Запор является достаточно спорным состоянием организма, несмотря на то, что с этой проблемой сталкиваются от 30 до 50 процентов взрослого населения и от 5 до 20 процентов детей. Всемирная организация здравоохранения считает замедленную, затрудненную или недостаточную дефекацию болезнью, о чем свидетельствует «Международный статистический классификатор болезней и проблем со здоровьем» [27,4].

В тоже время, международные гастроэнтерологические организации и ассоциации гастроэнтерологов обозначают запор в качестве симптома различных болезней. Эта же позиция характерна и для отечественной медицины. Классификация проблем с дефекацией в качестве симптома определяет и характер их устранения: в гастроэнтерологии главным шагом борьбы с запорами является устранение причин их возникновения. Но наряду с этим в большинстве случаев требуется быстрая и эффективная терапия, направленная на нормализацию стула, которая осуществляется с помощью медикаментов, относящихся к большой группе - слабительные [7].

Слабительные средства усиливают моторику кишечника, способствуют его опорожнению. Многие слабительные препараты вызывают привыкание, а в результате бесконтрольного применения кишечник перестаёт опорожняться самостоятельно. При выборе слабительного следует учесть причину затруднения актов дефекации, присутствие каких-либо болезней. Запор сам по себе не заболевание, а симптом. Начинать избавление от проблемы нужно с нелекарственных средств, продуктов послабляющего действия. Переходить к фармакологической продукции следует, если такие способы не дали никакого эффекта.

Сеннозиды А и B - слабительное средство растительного происхождения Вызывает раздражение рецепторов слизистой оболочки кишечника, рефлекторно усиливает перистальтику. Применяются препараты при запорах, а также при подготовке к рентгенологическим исследованиям.

В любой аптеке представлен огромный выбор слабительных средств, поэтому очень сложно определиться с необходимым препаратом. При покупке слабительного важно учитывать особенности конкретного препарата: его механизм действия на кишечник, скорость наступления слабительного эффекта и его длительность, а также всевозможные противопоказания [15]. 

Учитывая вышесказанное, проведение маркетинговых исследований ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Сеннозиды А и B на сегодняшний день являются весьма актуальными.

Цель: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B.

Задачи исследования:

1. Определить значение и необходимость маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств.

2. Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.

3. Изучить товароведческую характеристику ЛС Сеннозиды А и B.

4. Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B.

5. Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B.

Методы исследования: контент-анализ, аналитический метод, сравнение.

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ФАРМАЦЕВТЧЕСКОМ РЫНКЕ

Значение маркетинговых исследований в изучении рынка
лекарственных средств

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, клиенты аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, больные [11].

Фармацевтический рынок РФ, в полной мере отражает общую экономическую тенденцию развития страны в целом. В принципе его можно квалифицировать как динамический, на котором постоянно возникают новые игроки самого разного уровня. Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя, при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста, а от всей команды организации. Завоевать клиента, а в последующем его удержать, получив при этом максимальную выгоду, вот главная цель маркетинга [5].

Большое значение в работе с потребителями медицинских и фармацевтических товаров и услуг придается исследованиям рынка, потребительского поведения, изучению предпочтений при выборе товара, факторам, влияющим на принятие решения о покупке. Знания в этой области позволяют специалистам фармацевтических организаций максимально удовлетворять потребности населения в медикаментах и товарах медицинского назначения, а также создавать оптимальные условия обслуживания клиентов, формируя у них лояльное отношение к аптеке.

У маркетинга есть множество определений. Вот одно из них - маркетинг - это любая сознательная деятельность организации, направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг [8].

Первоочередное значение в исследовании рынка приобре­тает изучение товарной структуры. В данном случае понятие «рынок» отождествляется с понятием «товарный рынок». Под товарным рынком следует понимать сферу реализации конк­ретного товара (или группы товаров), связанных между собой определенными свойствами производственного или потреби­тельского характера. К такому виду рынка относится и рынок лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента [13].

Предметом исследования рынка отдельных товаров явля­ется соотношение спроса и предложения этих товаров при оп­ределенных экономических и социальных условиях.

Для отечественных фармацевтических предприятий важно изучение рынка лекарственных средств. Это связано с все большим его насыщением отечественными и импортными препаратами и ростом конкуренции. К тому же, на фармацев­тических предприятиях имеет место ситуация, при которой одни препараты находят спрос, а другие оседают на складах вследствие отсутствия или ограничения потребности и появ­ления более эффективных препаратов на рынке.

Комплексное исследова­ние рынка направлено на:

• изучение требований рынка к товару, т. е. требований покупателей и, что особенно важно, конечных потребителей к потребительским свойствам продукта;

• комплексное исследование рынка, предопределяющее тщательное изучение экономической конъюнктуры;

• анализ рыночной сегментации и исследование отдель­ных рыночных сегментов с целью дальнейшего выявления це­левых рынков;

• изучение фирменной структуры рынка, т. е. определение основных групп фирм, работающих на данном рынке: фирмы- партнеры (покупатели), фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованности по отношению к данному товару, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели или активные партнеры. По каждой фирме прово­дятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных недостатков и т. п.;

• исследование форм и методов торговой практики отно­сительно данного товара на данном рынке и его сегментах (как выполняется большинство соглашений купли-продажи, какие формы посреднических договоренностей типичны, какие виды соглашений применяются);

• анализ социально-психологических особенностей по­купателей и потребителей на конкретных рынках, их моти­вации при принятии решения о закупке, типах покупателей в зависимости от отношения к закупке, социально-психологических типов покупателей, распределения ролей в разных группах покупателей и потребителей [11].

Изучение рынка лекарственных средств основывается на выделении отдельных фармакотерапевтических групп препа­ратов, группировке препаратов для лечения определенных за­болеваний (например, гастроэнтерологических, онкологичес­ких, психоневрологических, сахарного диабета и т. п.) или по лекарственным формам (растворы для инъекций, таблетки, аэ­розоли и др.) [22].

Большое количество маркетинговых исследований для фармацевтического бизнеса осуществляется независимыми исследовательскими компаниями.

Существует несколько основных типов долговременных исследований и обзоров фармацевтического рынка:

Исследование закупок розничных лекарственных средств аптеками;

Исследование закупок лекарственных средств больницами;

Исследование закупок складами (оптовыми покупателями);

Опрос потребителей рецептурных средств;

Опрос врачей;

Опрос торговых агентов (посредников);

Исследование розничной продажи [5].

В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации. Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик [6].

Таким образом, под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Результаты маркетинговых исследований связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке [22].

Именно с помощью маркетинговых исследований аптечные организации могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей.

1.2. Методы анализа ассортимента лекарственных средств

В настоящее время для анализа ассортимента фармацевтического рынка применяются различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей.

В большинстве случаев это может быть анализ ассортимента регионального или локального рынка и использование лекарственных средств (ЛС) врачами-специалистами в терапии амбулаторных и стационарных больных. Информация, полученная в ходе таких исследований, позволяет сформировать ассортиментную политику организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров, а также от спроса на ЛС [5].

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств на региональном или локальном рынке:

Первоначально формируется информационный массив маркетинговых сведений о ЛС, имеющихся в ассортименте регионального или локального рынка с использованием контент-анализа официальных справочных изданий. Систематизация ассортимента осуществляется по классификационным характеристикам, представленным в концепции маркетингового анализа.

Ассортимент лекарственных средств (региональный, локальный):

1.Наименования:

а) МНН;

б) Торговые;

в) Лекарственные препараты:

Новизна;

Лекарственные формы;

Производство;

Отпуск из аптеки.

2.Классификационные группы:

а) Классификации:

АТС;

Фармакологическая;

Нозологическая;

Другие.

Б) Состав;

в) Происхождение;

г) Характер потребления.

Наименования ЛС систематизируются по МНН, торговым названиям, по количеству лекарственных препаратов, лекарственных форм. Анализ по признаку производства производится с определением доли отечественных и зарубежных ЛС, по отдельным странам, фирмам-производителям, оригинальным и воспроизведенным ЛС (дженерикам). Особенности отпуска из аптеки учитываются по рецепту врача и без рецепта. В составе ЛС выделяют монокомпонентные и комбинированные. По происхождению ЛС систематизируются на природные (растительные, минеральные, животные), химико-фармацевтические, биопрепараты, гомеопатические и др. [22].

Кроме вышеперечисленных признаков, можно выделить и другие технологические и потребительские характеристики ЛС.

Результаты анализа представляются в специально подготовленных таблицах.

Анализ ассортимента лекарственных средств по врачебным назначениям:

Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям можно проводить по следующим источникам информации:

а) рецептам;

б) амбулаторным картам;

в) историям болезни.

Выборка может быть сплошной за определенный период времени (10дней, месяц, квартал, год) или специальной (по отдельным врачам-специалистам, по отдельным видам заболеваемости и т.д.).

Обработку полученной информации можно проводить с помощью ПЭВМ, для чего рассчитываются статистические характеристики выборки, коэффициенты интенсивности назначений (потребления).

Полнота (степень) использования ассортимента ЛС по ФТГ.

Пи:Полнота использования ассортимента ЛС врачом по ФТГ

Пи = а/А х 100%, где (1)

а – количество наименований лекарственных препаратов, назначенных врачом при лечении определенного заболевания;

А – имеющихся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения данного заболевания.

Если учитываются ЛС в виде лекарственных форм индивидуального приготовления (ИПЛ) и готовых лекарственных средств (ГЛС), назначенных врачом, то определяется общая степень использования ЛС (Х):

Х = ((Sинд +Sглс)/So)x100%, где (2)

So– имеющийся в аптеке ассортимент ЛС по данной специальности врача;

Sинд – количество лекарственных субстанций данной группы, используемых в ИПЛ, назначенных врачом;

Sглс – количество ГЛС, назначенных врачом за определенный период времени.

Интенсивность потребления ЛС определяется на основе анализа медикаментозных назначений больным, зарегистрированных в историях болезней (амбулаторных картах). Для такого анализа по принципу случайного отбора делается выкопировка данных из 50 историй болезни (метод малых выборок) и рассчитывается коэффициент интенсивности потребления – Ки:

Ки = п/, где (3)

п – число больных, получавших данный препарат,

 - общее число больных в выборке (50).

3. Социологические методы исследования ассортимента

Социологические методы позволяют в краткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. При этом могут использоваться следующие способы получения информации:

а) анкетный опрос;

б) интервьюирование.

С помощью анкетного опроса и интервьюирования изучают демографическую и социальную структуру потребителей, влияние их индивидуальных запросов на общую картину спроса. Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары и использовать их при управлении формированием ассортимента.

4. Экспертные оценки - универсальный метод проведения маркетинговых исследований, сущность которого состоит в обобщении аргументированных мнений компетентных специалистов относительно какой-либо проблемы. Причем изучаемые проблемы могут охватить самые разнообразные стороны маркетинговой деятельности и должны быть четко обозначены. Экспертные оценки применяются для получения и изучения мнений специалистов в той или иной отрасли, имеющей отношение к рынку ЛС.

5. Градуировка ассортимента

Градуировка ассортимента ЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС [9].

Ассортимент ЛС анализируется, как правило, с основной целью определения наиболее востребованных лекарственных средств на фармацевтическом рынке и у конечного потребителя.

Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [13]:

- АВС-анализ;

- XYZ-анализ;

- Совмещенный ABC-XYZ-анализ.

Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.

ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему.

XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.

Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории X - группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y - группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;

- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.

Как правило, в аптечной организации ассортимент обширный, достигает 2-5 тысяч наименований в аптеках, а в аптечных пунктах исчисляется сотнями. При формировании товарной и ассортиментной политики следует провести исследование доходов от реализации тех или иных товаров, составляющих портфель организации. Для этих целей применяется Матрица Бостонской консалтинговой (консультативной) группы (БКГ) - или матрица роста доли рынка [11].

Место каждого товара может быть охарактеризовано темпом роста рынка сбыта и относительной долей на рынке:

Проблемные товары («Трудные дети») - это месторасположение товаров с высоким темпом роста рынка сбыта, но низкой его относительной долей. Как правило, сюда входят новые товары на стадиях ЖЦТ внедрения роста.

Звезды - это товары-лидеры, т. к. имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке. Несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке. В ЖЦТ - это стадия зрелости.

Дойные коровы - при снижении темпов роста рынка сбыта, но при высокой относительной доле товары переходят в позицию «дойных коров» - товаров, приносящих прибыль; это стадия насыщения в ЖЦТ.

Собаки - это товары с низкими темпами роста рынка, в основном даже с отрицательными, и низкой относительной долей. Они не приносят прибыли, а иногда реализуются с убытками; в ЖЦТ это стадия спада. Если организация не принимает решения остановить этот товар в портфеле, то он постепенно исключается из ассортимента.

Все товары с течением времени меняют свои позиции, поэтому постоянный контроль за движением их в Матрице БКГ является обязательным. В зависимости от этих позиций наличие товара в портфеле признается сильной или слабой стороной [11].

При проведении аналитической работы по дей­ствующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

- широ­та ассортимента; 

- полнота ассортимента; 

- глубина ассортимента; 

- насыщенность ассортимента; 

- гармонич­ность ассортимента; 

- полнота использования;

- устойчивость ассортимента;

- степень обновления ассортимента [14].

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной струк­туре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассор­тиментной базы, к которой можно применить сравни­тельное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Мин­здрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препара­тов может рассматриваться, прежде всего, по отно­шению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потреби­телей и стимулировать совершение покупок в од­ном месте.

Коэффициент широты - отношение фактиче­ского числа ассортиментных групп (подгрупп, клас­сов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте) [6].

Кш = Шфакт/Шбазовая      (4)                                                                        

Полнота ассортимента лекарств рассматривает­ся применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имею­щихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая (5)

Глубина ассортимента характеризуется разно­видностью дозировок, концентраций, фасовок од­ного наименования лекарственного средства.

Коэффициент глубины - отношение фактиче­ского числа ассортиментных позиций одного товар­ного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая (6)

Насыщенность номенклатуры (ассортимен­та) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассорти­мента) по отношению к предпочтениям врача, па­циента. 

Полнота использования ассортимента - важ­ный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он мо­жет быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее по­добран ассортимент. При низком показателе часто­ты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Степень обновления ассортимента - это доля новых лекарственных средств, введенных в ассор­тимент за определенный промежуток времени. Этот показатель должен периодически анализироваться.

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем [14].

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛП.

Полнота использования ассортимента ЛП (Пи) характеризует степень использования имеющегося в аптечном учреждении ассортимента ЛС за определенный период времени.

Пи рассчитывается по формуле:

Пи = а / А * 100%, где (7)

а - количество наименований лекарственных препаратов одного лекарственного препарата (ЛП) или фармакотерапевтических групп (ФТГ), пользующихся спросом в аптечной организации за исследуемый период времени;

А - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечной организации.

Анализ показателей ассортимента фармацевтической организации позволяет принять решения по его пересмотру за счет:

а) введения в ассортимент новых групп товаров;

б) увеличения ассортимента ЛС внутри фармакотерапевтических групп;

в) расширения видов лекарственных форм готовых ЛС отдельных субстанций;

г) исключения из ассортимента препаратов, не пользующихся спросом в силу особенностей региональной политики лекарственной помощи населению.

С помощью анализа структуры ассортимента ЛС по ФТГ устанавливаются группы, доля которых невелика. Их недостаточность в фармацевтической организации требует пересмотра ее позиций по этим группам.

Анализ индексов обновления ассортиментных групп свидетельствует о появлении в ассортименте новых зарегистрированных в России в последние годы, ЛС. В случае незначительных величин этого показателя необходимо провести информационный поиск и определить ЛС для обновления ассортимента [11].

Заключительный этап маркетинговых исследований ассортимента необходимо дополнить анализом емкости рынка (объемов продаж) отдельных ЛС. Согласно рыночным правилам (Парето или Твельда) 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента, т.е. следует определить ассортимент, на который приходится непропорционально большая доля продаж [14].

Подводя итоги, можно сказать, что большая часть отечественных производственных, сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования для того чтобы оценить ситуацию на рынке, составить краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучить поведение покупателей и конкурентов, проанализировать уровень и динамику цен, а также оценить собственные возможности и потенциал.

ГЛАВА 2. Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНОГО
рынка лекарственных препаратов на основе
ЛС МНН СЕННОЗИДЫ А И В

2.1. Товароведческая характеристика ЛС МНН Сеннозиды А и В

Лекарственное средство (ЛС) под международным непатентованным наименованием (МНН) Сеннозиды А и В является средством растительного происхождения. Сеннозиды А и B представляют собой сумму антрагликозидов из листьев сенны узколистной и остролистной [12]. 

Международное непатентованное наименование - Сеннозиды А и B

Латинское название вещества Сеннозиды А и B - Sennosides A & B (род.)

Химическое название: 5,5'-бис(бета-D-Глюкопиранозилокси)-9,9',10,10'-тетрагидро-4,4'-дигидрокси-10,10'-диоксо-(9,9'-биантрацен)-2,2'-дикарбоновая кислота (смесь (+)- и мезоформ)

Брутто-формула: C42H38O20

Рисунок 1. Структурная формула

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC):

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

A06 Слабительные препараты

A06A Слабительные препараты

A06AB Контактные слабительные препараты

A06AB06 Сеннозиды А и В [21]. 

Нозологическая классификация (МКБ-10)

I84 Геморрой

K59.0.0* Запор гипо- и атонический

K59.8.0* Атония кишечника

K60 Трещина и свищ области заднего прохода и прямой кишки

K62.8.1* Проктит

K94* Диагностика заболеваний ЖКТ [24]. 

Характеристика вещества Сеннозиды А и B: слабительное средство растительного происхождения

Фармакологическая группа вещества Сеннозиды А и B - слабительные средства [12]. 

Фармакологическое действие - слабительное.

Фармакодинамика: слабительное действие обусловлено антрагликозидами (в основном сеннозидами А и В), а также другими гликозидами. При применении внутрь гликозиды сенны проходят через желудок и тонкий кишечник в неизмененном виде, не всасываясь. В толстом кишечнике антрагликозиды расщепляются кишечными бактериями на фармакологически активные антроны и антранолы, которые раздражают интерорецепторы слизистой оболочки толстого кишечника, усиливают перистальтику и ускоряют опорожнение кишечника. Антроны и антранолы препятствуют всасыванию воды и электролитов, способствуют диффузии воды в просвет кишечника. Вследствие осмотического эффекта происходит разрыхление каловых масс и увеличение их объема, способствующее послабляющему эффекту антрагликозидов. Слабительное действие проявляется через 8-10 ч [17]. 

Фармакокинетика: метаболиты антрагликозидов сенны практически не всасываются, в основном выводятся с калом, а также с мочой. Выделяются также с потом, проникают в грудное молоко.

Применение вещества Сеннозиды А и B: хронический запор, гипо- и атония кишечника; регулирование стула при геморрое, проктите, анальных трещинах; очищение кишечника перед диагностическими и лечебными процедурами.

Противопоказания: гиперчувствительность; маточные кровотечения; спастический запор; острые воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, язвенный колит, аппендицит); перитонит; пептическая язва желудка и двенадцатиперстной кишки; желудочно-кишечные кровотечения; ущемленная грыжа; цистит; боль в области живота неустановленного генеза; тяжелые нарушения водно-электролитного баланса; беременность; период грудного вскармливания; детский возраст до 12 лет.

Ограничения к применению: заболевания печени и/или почек; состояние после полостных операций; детский возраст с 12 лет.

Применение при беременности и кормлении грудью: не следует принимать при беременности (недостаточно изучены эффективность и безопасность). На время лечения кормление грудью рекомендуется прекратить. Действующие вещества могут проникать в грудное молоко и вызывать частый жидкий стул у младенца [12]. 

Побочные действия вещества Сеннозиды А и B:

Со стороны ЖКТ: редко - спастические боли в животе, тошнота, рвота и диарея, метеоризм, атония толстого кишечника (при длительном применении), пигментация толстого кишечника (отложение пигмента меланина в слизистой оболочке толстой кишки).

Аллергические реакции: редко - кожный зуд, эритема, кожная сыпь.

Со стороны мочеполовой системы: желтовато-коричневое или красноватое окрашивание мочи (за счет метаболитов, выводящихся почками; это не является патологическим признаком и проходит после отмены препарата), протеинурия, гематурия (при длительном применении, особенно в высоких дозах).

Нарушения метаболизма: гиповолемия, гипокалиемия (при длительном применении, особенно в высоких дозах, на фоне приема диуретиков, кортикостероидов и сердечных гликозидов), вторичный гиперальдостеронизм.

Прочие: утомляемость, спутанность сознания, мышечные судороги (при длительном применении).

Взаимодействие: при длительном применении или применении в высоких дозах усиливает действие сердечных гликозидов и оказывает влияние на действие антиаритмиков в связи с возможностью развития гипокалиемии. Снижает эффективность медленно всасывающихся и ретардных форм ЛС При одновременном применении с тиазидными диуретиками, ГКСпрепаратами корня солодки увеличивается риск развития гипокалиемии. Нарушает абсорбцию тетрациклинов [25]. 

Передозировка: боль в животе, диарея, рвота с последующей потерей воды и электролитов.

Лечение: симптоматическое, восполнение жидкости и электролитов (особенно калия) для восстановления электролитного равновесия, что особенно важно для детей и пожилых людей.

Пути введения: внутрь.

Меры предосторожности вещества Сеннозиды А и B: эффективная доза определяется индивидуально. Лечение начинают с минимально возможной дозы (1 табл.). Развитие диареи является признаком передозировки препарата и в этом случае его доза должна быть уменьшена.

При частой или ежедневной потребности в слабительных средствах следует обратиться к врачу для установления причины запоров. При развитии запоров рекомендуется употребление в пищу продуктов, богатых растительными волокнами, потребление большого количества жидкости и физические упражнения.

Длительное применение может привести к формированию привыкания с потребностью в постоянном увеличении доз и нарушением водно-электролитного баланса (в частности гипокалиемия), а также к атонии кишечника. В связи с этим рекомендуется чередовать прием с другими слабительными средствами.

Пигментация толстого кишечника может быть следствием хронического приема слабительных, содержащих гидроксиантраценовые гликозиды. Это состояние обратимо и проходит после отмены таких средств.

Применение препарата не оказывает влияние на способность к выполнению потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций (управление транспортными средствами, работа с движущимися механизмами).

Особые указания: следует иметь в виду, что во время лечения кислая моча может приобретать желтовато-коричневый цвет, щелочная — красноватый цвет. Это не является патологическим признаком и проходит после отмены препарата самостоятельно [12]. 

Торговые названия: Сенаде®, Регулакс®, Сенна, Бекунис драже, Сенналакс, Сенадексин , Глаксенна®, Экс-Лакс, Икс-Преп, Тисасен, Гербион® Лаксана, СЕННАПЛАНТ®, Сеннагуд, Пурсеннид, Сенны листьев экстракт (Сеннозидов А и В кальциевые соли), СЕННАЛЕС-Русюро [19]. 

Форма выпуска: таблетки, пастилки жевательные [23].

Условия и сроки хранения:

Препарат следует хранить при температуре не выше 25 0С, в сухом месте [2].

Условия отпуска из аптек: без рецепта врача [1].

2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на

основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, разрешенных к

применению в России

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B на Российском фармацевтическом рынке представлен лекарственными средствами, выпускаемыми отечественными и зарубежными производителями.

В Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B (таблица 1) [23].

Таблица 1

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B

п/п

МНН

Торговое наименование

Лекарственные формы,

дозировка, фасовка

Страна

Фирма

Рег. номер,

дата регистрации

1

Сенны листьев экстракт

Сенны листьев экстракт (Сеннозидов А и В кальциевые соли)

Субстанция

25 кг

50 кг

Индия

К. Пател Фито Экстракшнс Пвт.Лтд

ФС-001300, 23.12.2015

2

Сенны листьев экстракт

Сенны листьев экстракт (Сеннозидов А и В кальциевые соли)

Субстанция

25 кг

50 кг

Индия

Алхем Интернешнл Лимитед

ФС-001141, 13.07.2015

3

Сеннозиды А и В

Сеннагуд

Таблетки 13,5 мг

№ 10, № 20, № 40, № 60

Россия

АО "АВВА РУС"

ЛП-003755 , 27.07.2016

4

Сеннозиды А и В

СЕННАПЛАНТ®

Таблетки 13,5 мг

№ 240, № 40,

№ 60

Россия

ЗАО "ЭВАЛАР"

ЛП-003377, 22.12.2015

5

Сеннозиды А и В

Сенадексин

Таблетки 13,5 мг

№ 20, № 30, № 60

Россия

ЗАО "ВИФИТЕХ"

ЛП-003290, 05.11.2015

6

Сеннозиды А и В

Сенаде®

Таблетки 13,5 мг

№ 500, № 40, № 60

Индия

Ципла Лтд

П N013745/01, 19.05.200

Продолжение таблицы 1.

7

Сеннозиды А и В

Экс-Лакс

пастилки жевательные [шоколадные] 15 мг № 12, № 24, № 18

Пуэрто-Рико, США

Новартис ЭксЛакс Инк

ЛСР-007811/10, 09.08.2010

8

Сеннозиды А и В

Сенадексин

Таблетки 70 мг

№ 10, № 20

Украина

ООО "Фармацевтическая компания "Здоровье"

П N014675/01, 28.04.2008

9

Сеннозиды А и В

СЕННАЛЕС-Русюро

Таблетки 13,5 мг

№ 20, № 60

Индия

Наброс Фарма Пвт.Лтд

П N012885/01, 21.01.2008

 

МНН - 1

ЛП - 24

ТН - 9

ЛФ - 3

Стран - 4

Фирм - 9

 

Анализ данных ГРЛС на 01.03.2020 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B насчитывает 24 ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП девять фирм-производителей в четырех странах мира в виде трех лекарственных форм [23].

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по составу, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по составу

Количество предложений (всего)

Состав

монопрепарат

комбинированный препарат

К-во

Доля,%

К-во

Доля,%

24

24

100,0

0

0

Итого

24

100,0

0

0

Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений на рынке всего - 24 ЛП, из них монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по формам выпуска, который представлен в таблице 3.

Таблица 3

Структура ассортимента на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, по видам лекарственных форм

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество ЛС

абс. знач.

доля,%

1.

Субстанция

4

16,7

2.

Таблетки

17

70,8

3.

Пастилки жевательные

3

12,5

Итого:

24

100,0

Как видно из таблицы 3, в структуре ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по видам ЛФ наибольшую долю составляют: таблетки - 70,8%. Наименьшее количество производится в форме пастилок жевательных - 12,5% (рис. 2).

Рисунок 2. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, по видам лекарственных форм

На основании данных таблицы 1 была определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, разрешенных к применению, по производственному признаку, которая представлена в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по странам-производителям

Страна-производитель

Количество предложений

(лекарственных препаратов)

Доля, %

Россия

10

41,7

Индия

9

37,5

Украина

2

8,3

США

3

12,5

Всего – 4

24

100,0

Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, разрешенных к применению в России, производится в четырех странах. Большая часть ЛП производится за рубежом, что составляет – 58,3%. Доля ЛП, произведенных в России составляет 41,7% (рис. 3).

Рис. 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по странам-производителям

Таблица 5

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по фирмам-производителям.

№ п/п

Фирма

Количество ЛП

Доля, %

1.

К. Пател Фито Экстракшнс Пвт.Лтд

2

8,3

Продолжение таблицы 5

2.

Алхем Интернешнл Лимитед

2

8,3

3.

АО "АВВА РУС"

4

16,7

4.

ЗАО "ЭВАЛАР"

3

12,5

5.

ЗАО "ВИФИТЕХ"

3

12,5

6.

Ципла Лтд

3

12,5

7.

Новартис ЭксЛакс Инк

3

12,5

8.

ООО "Фармацевтическая компания "Здоровье"

2

8,3

9.

Наброс Фарма Пвт.Лтд

2

8,3

 

Всего: 9

24

100,0

При анализе ассортимента ЛП по фирмам-производителям установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 9 фирм-производителей, которые производят по два и более препарату. Наибольшее количество производится фирмой АО "АВВА РУС", Россия - 16,7% от общего количества предложений ЛП на фармацевтическом рынке.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B по датам регистрации.

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B являются 4 препарата (2016 гг.). Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула [6, 14]:

У = n : N , (8)

где: У – индекс обновления; n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2016–2020 гг.)

N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.

У = 4 : 24 = 0,16, где n = 4, N = 24.

Полученный результат говорит о том, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B за последние 5 лет обновился на 16 %.

2.3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B проводился на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122, расположенной по адресу: г. Курск, Карла Маркса, д. 65 А.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B имеющихся в аптеке на момент изучения представлен в таблице 6.

Таблица 6

Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

СЕННАПЛАНТ®

Таблетки

13,5 мг № 240

223.00

ЗАО "ЭВАЛАР", Россия

ЛП-003377, 22.12.2015

2.

Сенадексин

Таблетки 70 мг

№ 20

23.00

ООО "Фармацевтическая компания "Здоровье", Украина

П N014675/01, 28.04.2008

3.

Сенаде®

Таблетки 13,5 мг

№ 500

560.00

Ципла Лтд, Индия

П N013745/01, 19.05.2008

 

ЛП - 3

ЛФ- 1

 

Стран – 3

Фирм - 3

 

По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв аптечной организации предлагается три ЛП в одной форме выпуска - таблетки.

Далее в дипломной работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв аптечной организации по производственному признаку

Страна-

производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс. зн.

доля,%

абс. зн.

доля,%

Россия

1

33,3

ЗАО "ЭВАЛАР"

1

33,3

Украина

1

33,3

ООО "Фармацевтическая компания "Здоровье"

1

33,3

Индия

1

33,3

Ципла Лтд

1

33,3

Итого - 3

3

100,0

Фирм - 3

3

100,0

По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеется в наличии три лекарственных препарата на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B отечественного и зарубежного производства (рисунок 4, 5).

Рисунок 4. Структура ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв аптечной организации по производственному признаку

Рисунок 5. Структура ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв аптечной организации по фирмам-производителям

На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв аптечной организации.

Как видно из таблицы 6, в ассортименте аптеки, за анализируемый период (2016-2020 гг) новых ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bне выявлено.

Индекс обновления ассортимента составляет: 0

Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптеке за текущий период не обновлялся.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов

на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, предлагаемого на

фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по

показателям ассортимента

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты – Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 5 [8,13].

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B представлен в одной лекарственной форме - таблетки. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и Bв трех лекарственных формах.

Исходя из имеющихся данных,

Кп = 1 : 3=0,33

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,33, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, в частности отсутствуют ЛП в форме пастилок жевательных.

Расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 6 [13]:

В ассортименте аптеки имеется три ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, в Госреестре зарегистрированы 24 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно:

К г = 3 : 24 = 0,12.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 12% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации, филиал-аптека № 122.

Данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительная характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

A06AB06 Сеннозиды А и В

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

A06 Слабительные препараты

A06A Слабительные препараты

A06AB Контактные слабительные препараты

A06AB06 Сеннозиды А и В

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

A06 Слабительные препараты

A06A Слабительные препараты

A06AB Контактные слабительные препараты

Количество предложений

24

3

По составу

Монопрепараты - 100,0%

Комбинированные препараты – 0

Монопрепараты - 100,0

Комбинированные препараты – 0

Производственный признак

Отечественного производства – 41,7%

Зарубежного производства– 58,3%

Отечественного производства – 33,3 %

Зарубежного производства – 66,6%

По видам лекарственной формы

Таблетки

Пастилки жевательные

Субстанция

Всего - 3

Таблетки

Всего - 1

Индекс обновления

0,16

0

По данным таблицы 8, в ассортименте аптеки имеется три лекарственных препарата на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в одной лекарственной форме - таблетки. На фармацевтическом рынке России имеются ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в трех лекарственных формах. В частности отсутствуют ЛП в форме субстанции и в форме пастилок жевательных, что необходимо учесть на будущее для формирования более полного ассортимента лекарственных препаратов данной группы.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. В ассортименте аптечной организации также имеются ЛП отечественного и зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России обновлен на 16%, т.е. на рынке имеются новые ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, а на локальном рынке давно не обновлялся, индекс обновления равен - 0%.

2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122, которые представлены в таблице 9.

Таблица 9

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,12

Дополнить ассортимент ЛП отечественного производства.

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 0,33

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации за счет ЛП в форме пастилок жевательных.

Продолжение таблицы 9

Индекс обновления

0,16

0

Дополнить ассортимент новыми ЛП, имеющимися на фармацевтическом рынке.

По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 12% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B за счет лекарственных препаратов отечественного производства в различной дозировке и фасовке, имеющихся на фармацевтическом рынке России, что позволит учесть все желания и предпочтения покупателей.

Значение коэффициента полноты равное 0,33 позволяет рекомендовать к включению в ассортимент аптеки ЛП в форме пастилок жевательных, что позволит учесть и удовлетворить все вкусы и предпочтения покупателей и сформировать более полный и рациональный ассортимент ЛП данной группы.

Рассчитанное значение индекса обновления в аптеке равное – 0, позволяет нам рекомендовать к включению в ассортимент аптеки новый лекарственный препарат - Сеннагуд, зарегистрированный в 2016 году.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122:

- включить в ассортимент лекарственный препарат Экс-Лакс в форме пастилок жевательных [шоколадные] 15 мг № 12, № 24, № 18. Производитель Пуэрто-Рико, США, Новартис ЭксЛакс Инк. Регистрационный номер ЛСР-007811/10, дата регистрации 09.08.2010 г., отсутствующим в аптеке.

- дополнить ассортимент новым лекарственным препаратом, отечественного производства - Сеннагуд, таблетки 13,5 мг № 10, № 20, № 40, № 60. Производитель АО "АВВА РУС". Регистрационный номер ЛП-003755, дата регистрации 27.07.2016 г.

Сеннагуд  - слабительное средство растительного происхождения. В листьях сенны содержатся диантроновые гликозиды (около 3%) - сеннозиды A, A1, B-G; небольшое количество антрахиноновых гликозидов, в т.ч. алоэ-эмодина и реин 8-гликозидов; около 10% слизи; флавоноиды, в т.ч. производные камферола; гликозиды нафталена. ЛП стимулирует перистальтику толстой кишки, вызывает нормальный стул через 8-10 ч после приема. Избирательно действует на ободочную кишку, восстанавливает нормальное функционирование кишечника, не вызывает привыкания и не влияет на пищеварение [26].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было определенозначение маркетинговых исследований на рынке лекарственных препаратов. Изучение литературных источников показало важность проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, а также необходимость применения различных методов анализа ассортимента ЛП. Большая часть отечественных производственных, сбытовых и торговых организаций проводит маркетинговые исследования для того чтобы оценить ситуацию на рынке, составить краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучить поведение покупателей и конкурентов, проанализировать уровень и динамику цен, а также оценить собственные возможности и потенциал.

Сеннозиды А и B представляют собой сумму антрагликозидов из листьев сенны узколистной и остролистной. Фармакологическая группа вещества Сеннозиды А и B - слабительные средства. Применение вещества Сеннозиды А и B: хронический запор, гипо- и атония кишечника; регулирование стула при геморрое, проктите, анальных трещинах; очищение кишечника перед диагностическими и лечебными процедурами.

Анализ данных ГРЛС показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B насчитывает 24 ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП 9 фирм-производителей в 4 странах мира в виде 3 лекарственных форм. В структуре ассортимента ЛП по видам ЛФ наибольшую долю составляют: таблетки - 70,8%. Наименьшее количество производится в форме пастилок жевательных - 12,5%.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов по производственному признаку показал, что большая часть ЛП производится за рубежом, что составляет – 58,3%. Доля ЛП, произведенных в России составляет 41,7%. Анализ данных по датам регистрации показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B являются 4 ЛП. Индекс обновления составил 16 %.

Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что в ассортименте аптеки имеется три лекарственных препарата на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в одной лекарственной форме - таблетки. На фармацевтическом рынке России имеются ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в количестве 24 ЛП в трех лекарственных формах. В частности в ассортименте аптеки отсутствуют ЛП в форме субстанции и в форме пастилок жевательных, что необходимо учесть на будущее для формирования более полного ассортимента лекарственных препаратов данной группы. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B представлен ЛП отечественного и зарубежного производства, как на российском так и на региональном фармацевтическом рынке. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России обновлен на 16%, т.е. на рынке имеются новые ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B, а на локальном рынке давно не обновлялся, индекс обновления равен - 0%.

На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Сеннозиды А и B в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122.

ЛитературА

Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»: КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/(дата обращения: 18.03.2020).

Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»: КонсультантПлюс [сайт]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/(дата обращения: 18.03.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2020 год: КонсультантПлюс [сайт]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/. (дата обращения: 18.03.2020).

Анализ номенклатуры группы растительных слабительных лекарственных препаратов на российском рынке /В.А.Куркин, А.А.Шмыгарева, М.Р.Дударенкова, А.Н.Саньков//
Известия оренбургского государственного аграрного университета. – 2015, № 1. – С.135-137. 

Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c. - ISBN: 978-5-394-02732-1.

Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 608 c. - ISBN: 978-5-8948-1678-4.

Запоры нужно лечить /Е.Ю.Плотникова, К.А.Краснов//Медицинский совет. – 2018, № 14. – С. 61-66.

Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил — Парал тит англ ISBN 978-5-8459-0376-1.

Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 595 c. - ISBN: 9785991628785.

Краткий фармацевтический справочник для врачей и фельдшеров скорой и неотложной помощи. - М.: Феникс, 2015. - 253 c. - ISBN: 978-5-222-14946-1.

Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2017. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.

Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум/Под редакцией О.А. Васнецовой. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия2017. - 324 c.

Место стимулирующих слабительных средств в терапии запоров/ Е.Ю.Плотникова, В.Н.Золотухина, Т.Ю.Грачева//Медицинский совет. – 2016, № 17. – С. 100-105.

Настольная книга современного фармацевтического работника. - М.: Феникс, 2016. - 506 c. - ISBN: 978-5-222-13877-9.

Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

Харкевич Д.А., Основы фармакологии: учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.

Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 15-е, перераб. И доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2013. – 619 с. - ISBN 978-5-85556-082-4.

Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. : ил., табл.; - ISBN 978-5-4468-3999-5.

АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/

Белова, А.Е. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств / А.Е. Белова—http://www.lib.zna-te.ru/docs/index-106729.html‎.

Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. –http://grls.rosminzdrav.ru.

Регистр лекарственных средств России, 2019. URL: http://www.rlsnet.ru/

Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

Источник: https://www.analogi-lekarstv.ru/?s=Sennagud

ВыборЭксперта.ру: https://vyborexperta.ru/krasota-i-zdorove/luchshie-slabitelnye/

Источник: https://expertology.ru/15-luchshikh-slabitelnykh-sredstv-ot-zapora/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рейтинг лучших слабительных средств от запора [28]

НОМИНАЦИЯ   

НАИМЕНОВАНИЕ

ТОВАРА  ЦЕНА

ЛУЧШИЕ СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВЫ НА ОСНОВЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

КАФИОЛ          

ЛАМИНАРИД          

МУКОФАЛЬК

РЕКТАКТИВ  

АГИОЛАКС    

148.00

470.00

405.00

1700.00

ЛУЧШИЕ СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ  

ДЮФАЛАК          

ФОРЛАКС          

ГЛИЦЕРОЛ

БИСАКОДИЛ          

305.00

290.00 

49.00  

 52.00

ПРЕБИОТИКИ КАК СЛАБИТЕЛЬНЫЕ      

ПРЕЛАКС

ИНУЛИН  

ЭКСПОРТАЛ

     

315.00 

150.00 

229.00

ЛУЧШИЕ СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ      

СЕНАДЕ

РЕГУЛАКС  

СУЛЬФАТ МАГНИЯ (МАГНЕЗИЯ)  

524.00     

329.00

 -

Просмотров работы: 803