АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шитлина Д.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение нефтегазового сектора для экономики РФ

Роль нефтегазового сектора в российской экономике продолжает оставаться чрезвычайно высокой.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

Структуру нефтяной отрасли составляют 10 крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть». Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортировку газа и хранение газа. Единая система газоснабжения имеет более 162 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42,1 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 объектов подземного хранения газа. Министерство Энергетики Российской Федерации.

Таким образом, минерально-сырьевой комплекс является для России государствообразующим, а если точнее, то – государство сохраняющим. Орлов В.П. Президент Российского геологического общества, д.э.н., «Новости газового бизнеса» Комплекс генерирует реальную природную ренту, на которой строится бюджет страны, обеспечивает конкурентоспособность, прочное геополитическое и геостратегическое положение России в мире. Поэтому и в ближней и в отдалённой перспективе МСК в жизни и развитии России будет играть важнейшую роль. На сегодняшний день Россия стоит на пороге конца эпохи легкой нефти. Уже сейчас наблюдается объективный рост затрат в нефтедобыче как на действующих, так и на новых лицензионных участках.

На действующих лицензионных участках растет удельная стоимость добычи и поставки нефти вследствие ухудшения ресурсной базы и роста регулируемых государством тарифов. В свою очередь на новых лицензионных участках выявлен еще более высокий уровень затрат вследствие более сложных горно-геологических и экономических условий. Проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли

Прогнозируется, что и в ближайшем будущем каждый баррель будет даваться нефтяным компаниям непросто. Способствовать развитию добычи нефти в стране и не допустить падения показателей сможет налоговое стимулирование.

Одним из способов помочь нефтегазовой отрасли может стать льготное обложение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По мнению экспертов, снижение этого налога для сложных проектов не только увеличит добычу нефти в стране, но и повысит капитализацию нефтяного сектора.

Рисунок 1. -рейтинг нефтедобывающих предприятий

В настоящее время в России развернулась целая реформа налогообложения отрасли. Планируется, что налоговые льготы по широкому кругу проектов принесут в бюджет около 300 млрд долл. до 2030г. В ведомстве отметили, что сегодня месторождения в Восточной Сибири и северных регионах страны (примерно 10 млрд т запасов нефти) не разрабатываются из-за отсутствия экономических стимулов. Одним из аспектов реформирования является изменение законодательства, связанное с налогом на добычу полезных ископаемых для нефти.

Исходя из представленной выше информации, можно сделать вывод о том, что главными проблемами налоговой системы нефтегазовой отрасли являются

1. ожидаемое сокращение доходов бюджета от отрасли при «старой» налоговой системе

2. привлечение инвестиций для разработки новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами

Решением данных проблем можно считать комплексный подход к реформированию действующей налоговой системы на нефтяную отрасль.

Что касается значительного снижения чистой прибыли, то, судя по всему, оно обусловлено эффектом, неофициально названным в честь бывшего министра финансов РФ - «ножницы Кудрина». Этот эффект возникает в результате расхождения даты фиксации абсолютной величины налогов на нефтедобывающие компании в России с датой фактического получения ими доходов от реализации сырья по текущим ценам. И действительно, средние цены на нефть по отношению к сравниваемому периоду 2011 года были почти те же. А сумма налогов, главным образом НДПИ и акцизы, выросла на 5 млрд. рублей.

Недостаточно справедливое и эффективное налогообложение искажает принятие рациональных экономических решений, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений со стороны чиновников и стимулы к ориентированному поведению экономических агентов. В результате угнетается общая экономическая активность. В связи с несовершенством технологий разработки газоконденсатных месторождений в России часть сырья безвозвратно теряется. С августа 2011 г., согласно поправкам в статье 342 Налогового кодекса, по нулевой ставке облагается газ, закачанный обратно в пласт для поддержания давления в целях извлечения газового конденсата. Данная мера направлена на стимулирование внедрения технологии сайклинг-процесса. Эта технология позволяет повысить конденсат отдачу пласта и увеличить извлечение жидких углеводородов на 10-35%. Для применения льготы установлены ограничения: добыча газа и конденсата и обратная закачка газа должны осуществляться в пределах одного участка недр.

Безусловно, принятые льготы будут способствовать увеличению добычи газового конденсата, однако ждать существенной фискальной экономии от предложенных мер не стоит. Так, для практического применения льгот на Ямале необходим запуск завода по сжижению газа, ввод в эксплуатацию которого планируется лишь в 2016-2018 гг.

В ходе работы была прослежена трансформация налогового регулирования, изучена действующая законодательная база, выявлены ее недостатки и проблемные стороны, а также положительные и отрицательные составляющие в сравнении с зарубежными странами. Выявление общего и частного в налогообложении нефтегазовой отрасли помогло в определении влияния на ее регулирование.

Также при выполнении исследования были проведено сравнение действующих режимов и выявлены их сильные и слабые стороны, определена эффективность.

Также установлено, что проблемы налогового регулирования нефтегазовой отрасли кроются в основном в несовершенстве налогового законодательства нашей страны.

Таким образом, осуществлено выполнение поставленных задач и цели данной работы.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

3. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 1850/10

4. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2001 № А33-4001/00-С3а-Ф02-1197/01-ПС-2, Западно-Сибирского округа от 31.10.2007 № Ф04-7673/2007(39942-А27-34), Ф04-7673/2007(39830-А27-34) по делу № А27-3254/2007-6, Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

6. Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»

7. Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»

Просмотров работы: 243