Кино Великобритании в период Второй мировой войны - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Кино Великобритании в период Второй мировой войны

Малыхина Н.И. 1, Самойлов В.В. 1, Балалаев А.А. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА" им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военные события – одна из самых распространенных тем в мировом кинематографе. Во время войны, в кризисных и сложных ситуациях, человеческие характеры проявляются более ярко, действия несут за собой необратимые последствия, а от каждого решения могут зависеть жизни не одной сотни людей. Вторая мировая война, самый кровопролитный вооруженный конфликт ХХ века, оставила неизгладимый след в истории не только нашей страны, но и всего мира.

В связи с этим целью данной статьи является рассмотреть, как режиссеры других стран, а именно Великобритании, участвовавшие в той войне, отражают эту серьёзную тему в своём творчестве.

Тяжелые дни 1940 – 1941 годов покончили с характерной для 30-х годов обособленностью искусства от жизни трудящихся. Всем – и художникам, и писателям, и музыкантам, и кинематографистам – приходилось работать под бомбежками, тушить пожары, спасать людей, участвовать в боях, словом, жить вместе со всем народом. Неудивительно, что в годы войны во всех видах искусства утверждается реализм.

В этих условиях, невзирая на уменьшение ежегодного выпуска фильмов (не более 60 в год), начинается расцвет британского кинематографа [3, с.89].

Первым вкладом английских кинематографистов в борьбу с фашизмом было создание ряда антифашистских пропагандистских фильмов. К сожалению, на большинстве лент этой серии лежит печать поспешности и схематизма. Особенно неудачным оказался первый фильм этой серии – «У Льва есть крылья» М. Пауэлла, Б.-Д. Херста и А. Брунела. В картине с помощью комбинированных съемок были инсценированы сцены налета английских бомбардировщиков. Фильм был сделан так наивно, что немцы показывали его в качестве контрпропаганды. Фильм, созданный в Лондоне для поднятия духа, превратился на вражеской территории в комедию, если даже не в фарс.

Из всех картин 1940 – 1942 годов наиболее серьезное освещение антифашистской темы мы видим в фильме «Пастор Холл» Р. Боултинга. Первый фильм признателен успехом первоисточнику – одноименной пьесе Э. Толлера, сообщавшей о пасторе Нимеллере, открыто высказавшемся против нацизма. История пастора, отказавшегося мириться с насилием и бесчеловечностью, чудом вызволенного из концлагеря, но жертвующего свободой, чтобы произнести последнюю проповедь и поддержать веру в торжество добра и справедливости, в неминуемую победу над фашизмом, была показана эмоционально и неоспоримо. Впервые в кино появился антифашистский фильм, поведавший правду о нацистской Германии. Впервые в истории кинематографа были показаны концлагеря. Следует отметить, что Боултинг в своей статье, опубликованной в «Тайме», отмечал влияние, оказанное на него советским фильмом «Профессор Мамлок».

Видное место в продукции 1940 – 1942 годов заняли историко-биографические ленты, в которых просто изображались мудрые, преданные Родине, мужественные англичане. В числе таких фильмов следует назвать фильм Т. Дикинсона «Премьер-министр» с Д. Гилгудом в главной роли.

Другую группу документалистов создали военные операторы, адресованные в киноотделы армии, авиации и флота. Они проводили повседневные съемки боевых действий. Их кинорепортажи были включены в еженедельные «Новости с фронта»; на их основе были созданы полнометражные ленты «Победа в пустыне», «Караван на Мальту», «Победа в Бирме».

В киностудии «Краун» Б. Райт, Г. Уотт, П. Джексон, следуя традиции 30-х годов, ставили своей задачей образно интерпретировать документальный материал, стремились к его драматизации (время от времени ценой комбинирования хроники с запечатленными в павильоне эпизодами, создавая нехитрый сюжет), а также к обобщению, позволяющему обнаружить в рядовом, повседневном событии героическое и исключительное, характерное и типическое.

Так в фильме Г. Уотта «Цель на сегодняшний день», рассказывается об английских летчиках, принимавших участие в одной из первых бомбардировок Германии. Камера фиксировала моменты жизни. Так мы видим, что, получив приказ, летчики поднимают самолеты в небо, затем их атакуют немецкие истребители, один из летчиков оказывается раненым, но благодаря друзьям самолет возвращается на аэродром. Создатели сумели передать ощущение перманентной опасности, что подтолкнуло зрителей сопереживать происходящему.

В короткометражной документалистике авторы стремились совместить информацию с художественным решением. Так, в короткометражке «Противовоздушная оборона» влюбленным не удается поцеловаться, т.к. везде соприкасаются с бойцами ПВО.

Цикл ярких документальных картин поставил ранее неизвестный Хэмфри Дженнингс, присоединившийся к группе Грирсона в 1938 году. Один из первых его фильмов – «Лондон выстоит» – отображал наиболее значительные фазы «битвы за Англию», сообщал о мужестве простых англичан, в себе силы выдержать самые сложные периоды войны.  Режиссер Хэмфри Дженнингс был сосредоточен на внутренних связях, х изображений, звуков, шумов и дикторского текста. Изображение дорисовывается реальными шумами и звуками. Бомбежки, пожары, разрушения – ничто не может прекратить жизнь города. Его именовали создателем интеллектуального очерка [2].

Борьба с фашистами затронула и жанр комедии. Особое признание получила его комедия «Предоставьте это Джоржу», где актер исполнил роль глуповатого простака, наполненного благими намерениями. Оказываясь в безысходной, необычайной ситуации он находит выход из положения. Это неповторимый гибрид музыкальной комедии со шпионской драмой. Затмение и туман мешают попасть герою на свой пароход, и он попадает вместо английского разведчика на другой, и в составе джаза оказывается в Норвегии. Обнаружив, что джаз сообщает сведения об английских кораблях немецким подводным лодкам, Джорж раскрывает шпионов во главе с дирижером, определяет секретный код и вызволяет английский корабль. Главный герой отличается находчивостью, жизнестойкостью, не утрачивая при этом доброту и человечность.

Художественно-документальные постановки существенно обогатили образ сражающегося с фашизмом народа. В фильме «Сан Деметрио», Лондон» речь идет о подвиге моряков, которым удалось избавить от гибели подожженный немцами танкер «Сан-Деметрио»; в фильме «Девять человек» – о мужестве горстки английских солдат, атакованных преобладающим врагом в африканской пустыне; в картинах «Слабый пол» и «Миллионы таких, как мы» – о подвиге трудящихся английских женщин, мобилизованных на оборонные заводы. Эти фильмы закрепили переход к новым темам и героям и содействовали установлению реалистического подхода к событиям действительности и нарастанию демократических тенденций.

В фильме Х. Дженнингса «Дневник для Тимоти», снятого в виде дневника, написанного для ребенка, выстраивается мозаика событий последнего года войны. Народ символизируют четыре простых человека: железнодорожник, фермер, шахтер и раненный летчик. Конкретные человеческие судьбы этих людей перемежаются с сообщениями с фронта, с зарисовками из жизни [1].

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что:

1939 – 1945 годы принесли английскому кино ряд выдающихся картин, поведывающих о подвиге народа. Годы войны оказались благоприятными для процветания национального кино. Невзирая на уменьшение выпуска фильмов (с 225 до 60) произошел подъем национального кино;

Самым новаторским и прогрессивным явлением английского кино военного периода становятся художественно – документальные фильмы, главным героем которых становится народ. Это обычные англичане, раскрывающие в решающие мгновения жизни такие качества как твердость духа, преданность Родине и несгибаемую волю;

Фильмы Великобритании военных лет имели своей отличительной особенностью то, что центром внимания кинематографистов являются человеческие качества, II Мировая Война идет только фоном;

Вторую Мировую английские кинематографисты используют и как время, когда каждая минута может быть последней, проведенной вместе. Фильмы демонстрируют и потери любимых, и одиночество, и неминуемость смерти, и милосердие;

Картины, в которых война оголяет нервы, все же порождают надежды на будущее;

Раскрывается тема трудового подвига английских женщин.

Таким образом, кино Великобритании II Мировой войны закрепило переход к новым темам и героям и благоприятствовало утверждению реалистического подхода к явлениям действительности и усилению демократических тенденций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.III. M., «Искусство», 1964. 219 с.

Комаров С. История зарубежного кино. Т.1. М., «Искусство», 1966. 289с.

Oakley С. A. Where we came in: Seventy Years of the British Film Industry (Routledge Library Editions: Cinema), 1964. 155 p.

Просмотров работы: 76