Разработка МУЛЬТИМЕДИЙНОГО учебного пособия по дисциплине "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ технологии" - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Разработка МУЛЬТИМЕДИЙНОГО учебного пособия по дисциплине "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ технологии"

Чернышов Н.К. 1, Чернышов К.А. 2
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
2Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Волгодонске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Материалы для электронного пособия по дисциплине «Мультимедийные технологии» взяты из различных ранее разработанных учебников и пособий. Основным источником информации для пособия является учебное пособие Майстренко Н.В. «Мультимедийные технологии в информационных системах» [1].

Исходя из подобранных материалов разработано содержание дисциплины, структурированное по темам.

Содержание созданного мультимедийного пособия выглядит следующим образом:

Основные понятия мультимедиа. Что такое мультимедиа-технологии. Краткий экскурс в историю развития мультимедиа.

Классификация и области применения мультимедиа технологий. Мультимедиа в образовании, в бизнесе, в медицине, в военном деле и в других областях.

Текст в мультимедиа системах. Основное назначение текста и его параметры. Характеристики текстового потока. Гипертекст.

Векторная и растровая графика. Понятие векторной и растровой графики. Многообразие форматов графических файлов.

Обзор форматов TIFF. JPEG. GIF. PNG, WMF, PSD и др. Сетевые графические форматы.

Компьютерная графика. Типы компьютерной графики. Понятие растра, пиксела.

Основные понятия звука. Физические основы звука. Особенности восприятия звука. Виды звука. Форматы звуковых файлов. Возможность преобразования форматов. Физические основы сжатия звука. Типы алгоритмов сжатия.

Понятие анимации. Основные подходы, принципы и методы анимации. Анимация в мультимедиа системах. Основные типы и виды анимации. Широко распространенные способы создания анимации. Примеры применения анимации в различных областях.

Назначение и применение JavaScript, общие сведения. История развития JavaScript. Современное применение JavaScript. Основы синтаксиса JavaScript. Способы внедрения JavaScript-кода в HTML-страницу и принципы его работы. Вопросы совместимости версий JavaScript.

Цифровое видео. Понятие цифрового видео. Физические принципы цифрового видео. Форматы видео. Обработка видео.

Иллюстративный материал также подбирается в соответствии с темой каждой главы и необходимостью сопутствия текста изображениями.

После того, как необходимые материалы для учебного пособия собраны и структурированы процесс создания учебника происходил в ранее выбранной программе BookEditor XT.

Рассмотрим разработку электронного учебного пособия в данной программе поэтапно.

Для того, чтобы озаглавить книгу внесли соответствующее название в окошко «Заголовок книги».

Чтобы указать название главы в содержании, во вкладке «Содержание». Указали названия главы и тем, которые будут в ней рассмотрены.

Действия первого этапа создания учебника изображены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Редакторование названия глав в содержании

Рисунок 2 – Введение заголовка книги и глав

Следующим этапом необходимо было вставить текст путём копирования его из ранее подобранных источников.

Редактирование текста возможно выделив нужный для исправления абзац или предложение и выбрать соответствующее действие на панели инструментов вкладку «Основные» (рисунок 3).

Рисунок 3 – Панель основных инструментов для редактирования текста

После добавление и редактирования текста в главу были добавлены в учебник изображения, которые сделают материал более наглядным и интересным.

На рисунке 4 представлен пример изображения, вставленного в первую главу.

Рисунок 4 – Вставка изображения в электронное учебное пособие

После вставки изображения и работы над текстом первую главу учебника можно было считать завершенной. Следующими шагами было создание остальных глав, указанный в ранее разработанной структуре пособии таким же образом.

После работы над каждой главой и общим содержанием книги был просмотрен общий вид книги и исправлены имеющиеся ошибки.

Общий вид мультимедийного учебника представлен на рисунке 15.

Рисунок 5 – Общий вид мультимедийного учебного пособия по дисциплине «Мультимедийные технологии»

Далее, для того чтобы добавить дополнительную информацию об учебном пособии использовали «Параметры» - «Основные» в разделе «Файлы».

В данном окне указали название книги, автора. Добавили название организации и издателя данного пособия. Написали аннотацию и ключевые слова.

В окне «Дополнительные» указали подзаголовочные данные, такие как жанр книги, статус, язык оригинала и переводчик, лица, принимающие участие в создании книги и состав редколлегии. Также можно отметить место данного пособия в образовательном процессе и подгруппы целевого назначения (официальные ресурсы). При необходимости в данной программе можно указать миимальные системные требования для пользования данным пособием, выходные и выпускные данные.

Окна раздела «Параметры», необходимые для подробного описания учебного пособия в программе представлены на следующих рисунках 6,7,8.

Рисунок 6 – Основные параметры учебного пособия

Рисунок 7 – Дополнительные параметры учебного пособия

Рисунок 8 – Дополнительные параметры учебного пособия

Для того, чтобы обезопасить учебное пособие от копирования и использования без указания авторских прав в разделе «Параметры» разрешили печать книги, но запретили копирование содержимого книги в буфер обмена.

Рисунок 9 – Безопасность учебного пособия

Крайним этапом создания пособия явлилось его экспорт в нужный формат. Программа используемая для создания книги имеет возможность экспортировать учебное пособие в следующие форматы:

HTML;

PDF;

CHM;

SCORM;

FB2;

XML.

Рисунок 10 – Экспорт мультимедийного учебного пособия

Для того, чтобы каждый учащийся имел возможность воспользоваться мультимедийным учебным пособием по дисциплине «Мультимедийные технологии» сохринили его в наиболее распространенных форматах «FB2», «PDF» и «SunRav Book XT (.srbh)». Крайний формат необходим в случае внесения коррективов и поправок в учебное пособие.

Формат «FB2» у большинства пользователей открывается с помощью браузера, установленного на ПК. Использование учебного пособия через Yandex браузер представлено на рисунках 11, 12.

Рисунок 11 – Просмотр титульной страницы учебного пособия с помощью браузера в формате FB2

Рисунок 12 – Просмотр глав учебного пособия с помощью браузера в формате FB2

Формат PDF у пользователей открывается в зависимости от установленной на ПК программы. Пример отображения учебника в Adobe Acrobat Reader представлен на следующих рисунках.

Рисунок 13 – Просмотр глав учебного пособия с помощью программы Adobe Acrobat Reader в формате PDF

Рисунок 14 – Просмотр глав учебного пособия с помощью программы Adobe Acrobat Reader в формате PDF

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Майстренко, Н.В. Мультимедийные технологии в информационных системах : учебное пособие / Н.В. Майстренко, А.В. Майстренко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 82 с. : ил., схем. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-8265-1478-8 ;

Диков, А.В. Веб-технологии HTML и CSS : учебное пособие / А.В. Диков. - 2-е изд. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 78 с. : ил.,табл., схем. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96968 (дата просмотра: 05.11.2020).

Просмотров работы: 29