Отношения иерархии в организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Отношения иерархии в организации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В любой системе во всех теориях действует  принцип иерархии, иными словами все структурировано  от меньшего к большему, либо наоборот. По принципу иерархии также связаны между собой отдельные элементы организации. Во внутреннем организационном взаимодействии людей тоже существует иерархия. Любой  из  уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, который подчинен по отношению к  вышележащим. 

Любой  организации нужно иметь конкретные схемы взаимодействия и между сотрудниками, и между отделами. В таких схемах присутствуют элементы и связи между ними, которые называют иерархическими связями в организации. Эти связи существуют для упрощения управления, а также делегирования полномочий.

Иерархия – это способ подчинения многосложных систем и их методы построения. В иерархии каждому элементу структуры предназначается своё место, при чём целостность системы не нарушается.

Иерархии присущи следующие признаки:

Централизация власти.

Односторонняя личная зависимость.

Безличные нормы.

Под централизацией власти понимается сосредоточение в руках одного или ограниченного числа лиц властных полномочий. При централизованной власти можно выбрать одно из направлений деятельности и придерживаться выбранного направления. Отсутствие в организации централизованной власти, может привести к существенному падению эффективности организации.

Bторой признак иерархии – это "односторонняя личная зависимость". Под данным признаком понимается необходимость выполнения подчиненными распоряжения руководителей независимо от личного отношения к этим распоряжениям, с целью нормального функционирования организации. В случае неисполнения правила, усилия руководителей не будут дополнены возможностями подчиненных, и цели организации не будут реализованы.

Под "безналичными нормами" подразумеваются, регулирующие взаимоотношения между начальниками и подчиненными, которые существуют в организации и в обществе. Такие нормы направлены на обеспечение наибольшей слаженности в действиях, а также недопущение подобных действий, опасных для организации. Примеры безличных норм - уставы организаций, законы и тому подобное.

«Организация» в менеджменте означает совокупность групп, людей, которые объединены для достижения определённой цели с использованием принципов разделения обязанностей, труда, на основе определенной структуры.

Структура – расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» как правило используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между членами организации и подразделениями.

Управленческая структура - это совокупность органов управления (служб, подразделений, должностей), которые взаимосвязаны коммуникационными каналами. Управленческие структуры классифицируются по следующим признакам:

по целевому назначению (стратегические, информационные оперативные и пр.).

по  степени централизации (централизованные или децентрализо-ванные)

по принципам разбиения (функциональный и объектный и пр.)

по степени сложности (количество уровней управления, число подразделений и мест расположения, важность принимаемых решений, среднее количество подчиненных у одного руководителя и пр.)

Благодаря связям, которые принято подразделять на вертикальные и горизонтальные, поддерживаются отношения между элементами структуры управления. Иерархические связи обеспечивают отношения подчинения. В них возникает необходимость при иерархичности построения системы управления, иными словами при наличии разных уровней управления, на любом из которых преследуются свои цели.

Различаются функциональные и линейные связи в структуре управления организацией. Функциональные связи сопрягаются с функциями менеджмента. Линейные связи регулируют отношения о принятии и реализации управленческих решений, а также движения информации между лицами, которые всецело отвечают за деятельность организации, либо её структурных подразделений.

Исходя из чего, используется понятие «полномочия» линейного персонала, штабного персонала, функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать вопросы развития вверенных им организаций, а также подразделений, отдавать распоряжения, которые обязательны для выполнения другими сотрудниками организации. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, советовать или помогать, рекомендовать, но не приказывать другим сотрудникам выполнять их распоряжения. Функциональные полномочия получаются, если какому-либо работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, которые обычно выполняются линейными менеджерами.

Между всеми  составляющими структуры управления существуют сложные отношения взаимосвязи, в каждой из которых изменения вызывают нужду пересмотреть всех остальных.

Иерархические связи – связи подчинения, необходимость в которых возникает при иерархическом управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. В рамках структуры управления лежит управленческий процесс (принятие управленческих решений и движение информации), между участниками которого распределены функции управления и задачи, а также ответственность и права за их выполнение.

Иерархические связи помогают эффективному взаимодействию , а также распределению целей между разными звеньями, это те связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению, они являются основой организационной структуры.

Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления.

Немецкий социолог Макс Вебер дал формулировку таких принципов (концепция рациональной бюрократии):

принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

принцип стандартизации и формализации деятельности, который обеспечивает однородность выполнения работниками своих обязанностей, а также скоординированность разных задач;

принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

принцип квалификационного отбора, когда найм и увольнение с работы осуществляется в строгом соответствии с квалифицированными требованиями;

принцип обезличенности выполнения работниками своих функций.

Имеет место практически на всех предприятиях на любом уровне иерархии функциональная  структуризация, которая является наиболее широко распространенной формой организации деятельности. Это процесс деления организации на отдельные элементы, которые имеют конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры приводит к группировки персонала по задачам, которые они выполняют, это производство, финансы, маркетинг и т.п.

С целью организации небольших предприятий, а также для управления подразделениями предприятий применяется линейные иерархические связи. Сейчас линейная структура управления редко используется.

В рамках линейно-функциональной структуры децентрализация управления приводит к разделению прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими разработками, производством, закупкой сырья и материалов, сбытом и т. п. Больше всего такой процесс присущ для предприятий, где устойчиво выпускается большое количество однотипных продуктов и экономия на масштабе производства значительна.

Иерархичность является универсальным принципом человеческих взаимоотношений, так как обеспечивает соответствующий социальный порядок, является основой организационной жизни и основополагающей формой той или иной человеческой организации.

Формальными организационными отношениями называют отношения субординации. Субординация должностей – это вертикальная специализация, которая определяет объём и меру ответственности в принятии решений на различных уровнях. По факту представляет собой систему подчинения младших старшим. Полномочия, а также сопутствующая им власть в организации распределяются неравномерно, поскольку одни имеют их гораздо больше, чем другие, в связи с чем одни доминируют над другими. Главными проблемами людей в крупных организациях являются: различия в статусе, ресурсах и власти.

Важнейшим механизмом является иерархия как социальная организация, которая построена на основе формальной коммуникации. Коммуникативное сообщение Содержание которого должно соответствовать реальной ситуации, в которой находится его получатель, как правило воспринимается как обладающее властью, когда оно исходит от централизованного источника информации внутри организации..

Позиция в организации наделена властью. Люди подчиняются менеджменту, наделяя при этом властью коммуникацию, которая исходит сверху, если её содержание соответствует преимуществам обзора и оценки ситуации, которая имеется у вышестоящих менеджеров. Такая власть в основном не связана с личными способностями того, кто занимает высшую позицию. Личные способности конкретного человека могут быть ограниченными, при этом его рекомендации – более ценными, чем рекомендации других, с учётом преимущества его позиции.

Отношения власти и зависимости являются характерными для иерархических социальных организаций. Зависимость является важной чертой иерархических отношений, неизбежно проистекающая из пирамидальной формы организации. В человеческих иерархиях одни по статусу обладают наибольшей властью, чем другие, а у кого меньше власти, становятся в некоторой степени зависимыми от тех, у кого её больше. Зависимостью признаётся состояние человека, побуждающее двойственность отношения и всегда вызывает сложные эмоциональные переживания.

Иерархические организации могут быть авторитарными, бесчеловечными, жестокими. Они побуждают конфликты, страх, недоверие, жадность и прочие негативные последствия. Из-за чего исчезает значительная часть прогнозируемой организационной эффективности.

Есть и другие противоречия, которые характерные для иерархий. Например, организации хотят взаимодействия, а вознаграждают индивидуально, тем самым по существу заставляют сотрудников соперничать друг с другом, что препятствует установлению открытости и доверия между людьми. Призывают к сотрудничеству, а вознаграждают соперничество.

Традиционные иерархические отношения авторитарны, вызывают зависимость, которая порождает конфликт, недоверие, борьбу за статусы, подхалимство, искажают информацию.

Использование власти, иными словами использование служебного положения в формальной структуре отношений, в таких взаимозависимых условиях может быть неадекватным. Требуется сочетание лидерства и менеджмента. Лидеры понимают что необходимо сделать, а также могут убедить других в помощи им сделать это. Преодоление разногласий во взаимоотношениях между организацией и работниками имеет место быть на основе развития отношений доверия, что очень важно для успешного организационного взаимодействия. Для эффективного управления менеджменту нужно доверие подчиненных, так и подчиненным тоже нужно доверие со стороны менеджеров для большей адаптации к организационным требованиям, а также раскрытия своего потенциала.

Итак, взаимное доверие менеджмента и персонала является основой взаимопонимания и согласия, которое формирует положительную мотивацию персонала, служит условием делегирования полномочий и командной работы. Такая атмосфера, поддерживаемая, как менеджерами, так и работниками, помогает оптимизации использования имеющегося потенциала. Доверие определяет итоговую цену, а также результативность проведения изменений в организации. Также доверие может рассматриваться, как результат индивидуального опыта в развитии отношений с окружающими людьми в ситуации неопределенности.

Иерархические организации способствуют самоопределению для людей, защищают и вознаграждают людей, предоставляют им работу и помогают совершать достижения. Удовлетворяют значимые психологические потребности – предоставляют возможность достичь власти, материального благополучия, статуса, упорядочивают жизнь людей, создают возможности для успеха, посредством возведения карьерных лестниц. Иерархии соответствуют интеллектуальной природе человека, его рациональному иерархическому мышлению, так как это созданные людьми разумные инструменты для решения сложных задачь.

Библиографический список

Балашов А.П. Теория менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. - М, 2019. – 315с. 

Алиев В.Г. Организационное поведение / В.Г. Алиев, С.В. Дохолян.– М, ИД "ФОРМУМ", 2017.- 480с.

Янковская В.В. Оценка Эффективности организационных структур управления / В.В. Янковская. – М, 2017. № 1.-34с.

Ксенофонтова Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. – М, КноРус, 2018. - 256c.

Подлесных В.И. Теория организации: Учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов.- М, Инфра-М, 2017. - 199c.

Яськов Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. – М, Юнити, 2019. - 464c.

Кохно П.А. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров. – М, ИНФА-М, 2018. 459с.

Просмотров работы: 180