Взгляды общества на профессионально важные качества медицинских сестер - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Взгляды общества на профессионально важные качества медицинских сестер

Поликарпова А.М. 1, Ефремова В.В. 1
1Российский университет дружбы народов (РУДН)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы глубоко взглянуть на тему профессиональных качеств медицинской сестры, изначально нужно обратиться к понятиям этики и морали.

Этика - наука о нравственности и морали. Нравственность - это "хорошо" и "плохо" с точки зрения отдельного человека. Мораль - это "хорошо" и "плохо" с точки зрения общества.

Человек, к которому применимо прилагательное «этичный», это не просто продукт достойного воспитания, но и своего рода "ученый", который, помимо стандартного набора правил саморегулирования, вложенных в него в детстве, пользуется еще и постоянно пополняющимся и обновляющимся запасом морально-нравственных ценностей.

Этичный человек — это человек, способный преобразовывать полученный жизненный опыт в индивидуальные, духовные и нравственные заповеди, концепция которых основывается на доставление блага обществу. Именно эти заповеди в дальнейшем формируют личные моральные рамки, которые и будут влиять на поведение человека как внутри, так и вне социальной группы [16].

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Теперь рассмотрим непосредственно медицинский раздел этики.

Медицинская деонтология — дисциплина раздела прикладной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика» хирург Н.Н. Петров в 1944 году ввёл в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον — должное, надлежащее; λόγος — учение), распространив её принципы на деятельность медицинских сестёр.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объёмнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя:

Вопросы соблюдения врачебной тайны.

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных.

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе.

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками.

Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента [4].

Рассмотрим, как менялись взгляды общества на профессионально-важные качества людей, обеспечивающих уход.

В начале прошлого века Христофор фон Оппель в пособии по уходу писал, что обслуживающий персонал должен обладать следующими качествами: трезвость, верность, человеколюбие, внимание к ближнему, совестливость, терпеливость, молчаливость, отсутствие брезгливости [9].

Уставы многочисленных общин сестер милосердия, мало чем отличавшиеся друг от друга, требовали от сестры целомудрия, строгости поведения, любви и милосердия к ближнему, трудолюбия и самоотверженности, дисциплинированности и беспрекословного подчинения начальству [13]. Отсутствие качеств, характеризующих собственно профессиональную деятельность, вероятно, связано с тем, что уход не считался деятельностью, требующей особой специальной подготовки.

Н.И. Пирогов, который вел специальную подготовку сестер милосердия в период Крымской войны 1854-55 гг., и потом взаимодействовал с ними, считал, что сестра милосердия "… не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а притом она непременно должна сохранить чувствительное сердце" [18]. Здесь уже зафиксирована необходимость специальной технической (манипуляционной) подготовки.

Основательница сестринской профессии Флоренс Найтингейл (1860) считала, что для наилучшего удовлетворения потребностей пациента ухаживающему необходимы способность к внимательному отношению и целенаправленной наблюдательности за больным, критическое отношение к собственному опыту, готовность углублять свое понимание "законов здоровья" и совершенствовать свои практические умения [10]. Здесь речь идет уже не столько о чертах характера, но о целенаправленном саморазвитии через профессию.

Планы обучения и программы школ милосердия, разработанные в 1918 году в нашей стране, предусматривали подготовку "… умелого, добросовестного, правильно понимающего свою роль в жизни лечебного учреждения" ухаживающего персонала. Требования к выпускникам медицинских техникумов (1926 г.) были следующие: "Средний медработник должен быть только помощником врача, работающим по его указаниям и под его наблюдением, он должен быть вполне подготовленным к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками" [9]. Здесь качества, определяющие взаимоотношения сестры с врачом, а также владение техникой манипуляций, полностью вытеснили какие бы то ни было личностными качествами.

Американский философ MiltonMayeroff(1971) выделяет семь важных аспектов, относящихся к сестринскому делу. Это знания в отношении состояния дел у пациента (клиента), терпение по отношению к лицу, за которым осуществляется уход, вера в другого человека, честность, человеколюбие, надежда на хороший исход, смелость и мужество [15]. Здесь мы имеем другую крайность.

Венгерский врач И. Харди среди необходимых качеств отмечает умение контактировать с больным на основе глубоких знаний и навыков о физическом уходе [17].

Анестезиолог-реаниматор Александр Севрук, считает, что в XXI веке сестре нужны "четыре добродетели": высокий профессионализм (обращая в основном внимание на манипуляционные навыки); любовь к профессии, к больным; особые качества – долготерпение, спокойствие, выдержка; предельная честность даже при невыполненной работе [12].

Бывший декан факультета высшего сестринского образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Г.М. Перфильева полагает, что обязательными условиями для действий сестры должны быть: профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных, конфиденциальность [8].

Последние три высказывания, по-видимому, характеризуют современный взгляд на облик сестры.

По результатам исследования, проводимого И.В. Островской в Сергиево-Посадском медицинском училище, было выявлено, что студенты выделяют следующие необходимые медицинским сёстрам качества (расположены по степени значимости: профессионализм, доброта, доброжелательность, аккуратность, ответственность, опрятность, добросовестность, человеколюбие, вежливость, внимательность, исполнительность.Можно предположить, что профессионализм (в узком смысле этого слова) занимает первое место потому, что проблема овладения профессиональными навыками сейчас занимает в самосознании студентов ведущее место. Это почти единственная сторона профессиональной деятельности медработника, с которой они имеют дело. Из 11 качеств только 5 (доброта, доброжелательность, человеколюбие, вежливость, внимательность) относятся к характеристикам, касающимся взаимоотношений между пациентом и медицинским работником [6].

Ответы практикующих сестер Сергиево-Посадской районной больницы распределились так (качества также расположены по степени значимости): доброта, терпение, понимание, доброжелательность, добросовестность, уважение, внимание, компетентность, выдержка, умение общаться. Как можно судить по списку, большинство проблем, с которыми сталкиваются практикующие сестры, связано не с узкой профессиональной деятельностью, а с взаимоотношениями с больными [6].

Медицинская сестра должна руководствоваться не только такими гуманными качествами, как сочувствие, доброта, выдержка, но и предъявлением высокой требовательности к выполнению лечебного режима. Медицинская сестра должна быть аккуратной, подтянутой, стараться быть всегда в хорошем ровном настроении, разговаривать с больными спокойным тоном [14].

Основными морально-этическими качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств [11].

Важнейшими качествами медицинской сестры считаются: уважительное отношение к пациентам, стремление помогать, внимание, терпимость, доброта, вежливость, душевность [3].

Теперь рассмотрим современный взгляд общества на медицинского работника.

Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют такие черты личности как:

следование профессиональной этике;

индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

внутренний локус контроля;

помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;

внутренняя диалогичность личности;

адекватная самооценка;

готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д. [5].

Этический кодекс медицинской сестры был разработан и принят в 1997 году Ассоциацией медсестер России. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра.

Согласно кодексу медицинской сестры России [2], медицинская сестра должна:

Уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.

Превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента.

Быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

Не нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навреди!".

Быть правдивой и честной.

Уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.

Сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже в случае смерти пациента.

С уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть.

Стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии.

Поддерживать авторитет и репутацию своей профессии.

Отдавать дань заслуженного уважение своим учителям.

Становиться на защиту интересов пациента и общества, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой.

Заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению.

Способствовать развитию реформы сестринского дела в России.

Ознакомить студентов с "Этическим кодексом медицинской сестры России".

Выводы

В каждом направлении медицины (хирургии, терапии, педиатрии и т.д.) существуют свои специфические формы работы, особенности психологии больных, зависящие от формы заболевания. Личность любой медицинской сестры индивидуальна, и все-таки можно отметить черты, характерные для всех наиболее успешных медицинских сестер.

Слова и действия медицинской сестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздействие. Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы любого медработника. Важно не только то, что делает медицинская сестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.

Служебная этика предполагает сохранение медицинской тайны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных.

Таким образом этика и деонтология играют важную роль в работе медицинской сестры. Профессионально - важными качествами являются человеколюбие, внимание к ближнему, совестливость, уважение, терпимость, доброта, спокойная и правильная речь, аккуратность, готовность углублять свое понимание "законов здоровья" и совершенствовать свои практические умения. Медицинская сестра должна соблюдать Этический кодекс медицинской сестры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гусейнов, А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. – 744 с.

Иванюшкин, А.Я. Этический кодекс медицинской сестры России. / А.Я. Иванюшкин, В.В. Самойленко. – СПб.: Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России», 2010. - С. 4 – 11.

Калинина, Е.А. Этика и деонтология в работе медицинской сестры. / Е.А. Калинина, О.Е. Коромыслова. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2016 - 2020. - Электр. дан. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00683394_0.html (дата обращения 19.10.2020).

Максимов, Л.В. / Новая философская энциклопедия / В.С. Стёпин. // «Деонтология». — М.: Мысль, 2001.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 308 с.

Островская, И.В. Сестринское дело: эволюция статуса. / И.В. Островская. // Медицинская сестра. – 2000. - №4. - С.15-17.

Перфильева, Г.М. Реформы среднего медицинского образования в России. / Г.М. Перфильева // Медицинская помощь. – 1996. - №8. – С.8.

Перфильева, Г.М. Сестринский процесс // Медицинская сестра, 1999, №3, с.33-37.

Перфильева, Г.М. Сестринское дело в России (Социально-гигиенический анализ и прогноз). - Дис. … д-ра мед. наук. – М., 1995.

Перфильева, Г.М. Флоренс Найтингейл и ее наследие. / Г.М. Перфильева. // Медицинская помощь. – 1998. - №3. - С.4-8.

Плисов, В.А. Справочник медицинской сестры. / В.А. Плисов, Е.Ю. Храмова. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 350 с.

Севрук, А. О четырех добродетелях. / А. Севрук. // Сестринское дело. – 1998. - №1. - С. 8.

Сестринское дело, том 1. / Под ред. А.Ф. Краснова. – Самара: ГП «Перспектива», 1998. – 368 с.

Третьяк, А.В. Этика и деонтология в работе медицинской сестры. / А.В. Третьяк. // Вестник хирургии Казахстана. - 2012. - № 4. 96.

Учебные материалы по сестринскому делу "LEMON". ВОЗ, ЕРБ.

Феденев, Р. Вопросы этики. Этичный человек. / Р. Феденев. [Электронный ресурс] / Проза.ру. – 2000 - 2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://proza.ru/2016/10/23/1499 (дата обращения 20.01.2021).

Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. / Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. - 288 с.

Яровинский, М.Я. Взаимоотношения медицинских работников (конспект лекции) / М.Я. Яровинский // Медицинская помощь. – 1996. - №8. - С.33-39.

Просмотров работы: 514