В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), главное внимание уделяется задаче формирования универсальных учебных действий (УУД). Содержание УУД, структура, этапы формирования исследовались в работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской и др.
Основное назначение современной школы – это помощь обучающимся в овладении умением учиться, а не простая передача знаний. Школы XXI века должны обучать детей самостоятельной добыче знаний, формировать умение из колоссального потока информации выделять первостепенное, умение проанализировать собственные действия.
Понятие УУД рассматривается в узком и широком значениях. В последнем значении определение «универсальные учебные действия» истолковывается как умение субъекта самостоятельно развиваться и совершенствоваться, овладевать социальным опытом. Универсальные учебные действия лежат в основе обучения детей умению учиться, так как УУД предоставляют возможность обширной ориентации разных предметов. Главная цель овладения УУД - прививание способностей к самосовершенствованию через деятельное и сознательное присвоение социального опыта обучающимся. Можно сказать, что универсальные учебные действия – это основа, благодаря которой осваиваются новые знания, умения и навыки.
Умение обучающихся самостоятельно добывать знания увеличивает эффективность получаемых ими знаний, а также их успеваемость по всем учебным предметам. Ученые-исследователи обозначают большое значение универсальных учебных действий, они считают, что УУД предоставляют ученикам возможность самостоятельного распоряжения процессом обучения. Это значит, что обучающиеся сами могут устанавливать учебные цели, подбирать методы их реализации, обладают возможностью производить оценку результатов своей деятельности. При помощи универсальных учебных действий происходит освоение содержания материала абсолютно на всех стадиях возрастного формирования. В работах А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой отмечено, что в состав УУД входят четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Курс «Русский язык» обеспечивает развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Результаты метапредметного изучения предмета «Русский язык» - это формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы представляют из себя группу познавательных универсальных учебных действий. К общеуниверсальным учебным действиям относятся: самостоятельное обозначение и формулирование познавательной цели, поиск и отбор нужной информации, умение применения различных способов поиска информации, в том числе и при помощи компьютерных средств [2].
Знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных действий. При работе с текстом у ребёнка формируются логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Свободное ориентирование в морфологической и синтаксической структуре языка и освоение правил строения слова и предложения, графической формы букв позволяет развиваться знаково-символическим действиям — замещению, моделированию и преобразованию модели. Действия постановки и решения проблемы содержат в себе обозначение проблемы и самостоятельный поиск методов разрешения поставленной проблемы.
Развитие познавательных УУД представляется невозможным без формирования мыслительных процессов. В младшем школьном возрасте мышление отличается гибкостью, постепенным усложнением, способностью к построению умозаключений. Также в этом возрасте у учеников происходит становление метакогнитивной способности, которая является основой планирования действий, принятия решений и поиска продуктивных стратегий деятельности. Учебная деятельность (ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) – это основа для развития универсальных учебных действий. Благодаря ей получают решение все наиважнейшие задачи по развитию на данном этапе: совершается становление учебных мотивов, развиваются познавательные интересы и потребности, развиваются приёмы и навыки учебной деятельности, а самое главное - умение учиться [1, с. 12].
Познавательные задачи протекают сквозь весь учебный процесс, и осуществляют самые разные функции: осуществляют мотивацию учебной деятельности, дают толчок процессу обучения, помогают производить оценку результатов учебной деятельности. Степень качества учебной и внеучебной деятельности детей зависит от степени выраженности познавательных задач [4, с. 21].
Познавательные УУД имеют тесную связь с развитием умений, которые направлены на формирование интеллектуального уровня обучающихся.
Это умения:
- правильного и осмысленного чтения текстов различной степени сложности и разных жанров;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогии и причинно-следственных связи, выстраивание рассуждения;
- выявление сущности характерных черт объектов, процессов и явлений действительности;
- использование в своей деятельности основных предметных и межпредметных понятий, которые отражают главные связи и отношения между объектами и процессами;
- использование знаково-символических средств представления информации, которые нужны для того, чтобы иметь возможность создавать модели изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач;
- обдумывание способов решения творческих и других видов задач, предложение новых, отличных от остальных, идей [3].
На начальной ступени обучения предмет «Русский язык» играет основную роль, так как успешность изучения русского языка во многом определяет результаты ребёнка по изучению других школьных предметов, а также обеспечивает успехи его «существования» в детском обществе.
Итак, познавательные УУД содержат в себе умения:
- осознание познавательной задачи;
- извлечение необходимой информации при чтении и слушании;
- из колоссального потока информации вычленение нужной;
- осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы для решения учебных задач;
- выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме;
- понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме;
- использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.
Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию познавательных учебных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика познавательных учебных универсальных действий. Результаты констатирующего исследования показали, что у большинства детей экспериментального класса (63 %) познавательные УУД были сформированы на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся поможет включению в их процесс запоминания всех видов памяти, материализации орфографических понятий, развитию наблюдательности, формированию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. 159 с.
Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных действий // Начальная школа. 2014. № 6. С. 76-79.
Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6-10.
Программа формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Линка-Пресс, 2009. 284 с.