Проблеме формирования самооценки личности посвящены труды многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.И.Липкина, Д.Б.Эльконин, Дж. Брунер и других.
К. Роджерс, У. Джеймс, Р. Бернс, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович ввели понятие «самооценка» в педагогический словарь. Данный термин имеет большое значение, поскольку в ходе реализации Федерального закона «Об образовании» первостепенной стала цель развития индивидуальных способностей, мировоззренческих и нравственных качеств обучающегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие умений у ребенка:
- соотносить собственные поступки с эстетическими и моральными нормами, принятыми в обществе;
- оценивать собственное поведение;
- проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности [3].
В настоящее время системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности. Развитие личности происходит самостоятельно. Перед школой стоят задачи сделать это развитие активным, стремительно растущим вверх, раскрыв перед учащимся круг его возможных достижений.
Четкого определения понятия «самооценка» не существует. Это объясняется разными подходами к обоснованию значения данного понятия. Рассмотрим некоторые из них. По мнению Г.А. Цукерман «самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, успехов и неудач» [4].
А.Б. Ларина под самооценкой понимает «элемент самосознания, форму отражения субъектом определенного вида отношений между предметом оценивания, эталоном, ценностями, критериями, оценками, полученными со стороны» [2].
Автор книг по психологии Т.А. Рытченко дает такое определение самооценки: «на основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».
Самооценка как система характеризуется:
- целеориентированностью;
- коммуникативностью;
- управляемостью (самоуправляемостью).
Основными средствами самооценки являются:
- самонаблюдение;
- самоанализ;
- самоотчет;
- сравнение.
По форме самооценка может быть:
- общая (представляет собой иерархию частных самооценок, находящихся в непрерывном контакте между собой);
- частная (представляет собой оценку определенных психофизических качеств).
А.В. Захарова выделяет следующие типы самооценок у младших школьников:
- адекватная устойчивая;
- завышенная устойчивая;
- неустойчивая (в сторону завышения или заниженная) [1].
Самооценка выполняет следующие функции:
- регуляторная (процесс личностного выбора, решение вытекающих из него задач);
- защитная (стабильность и независимость личности);
- развивающая (саморазвитие);
- эмоциональная (удовлетворенность своей личностью, характерными качествами).
Выделяют достаточно широкое многообразие видов самооценки, которые представлены на таблице 1.
Таблица 1
Виды самооценки
Текущая |
Оценивание человеком действий и поступков, которые он совершает; основа для саморегуляции человеком своего поведения и своей деятельности. |
Личностная |
Способность человека воспринять и оценить собственные способности, личные качества и возможности. Благодаря ей человек может определить степень удовлетворенности самим собой. |
Адекватная |
Предоставляет человеку возможность относиться к себе критически. Является необходимым условием формирования личности. Благодаря ей человек способен грамотно сопоставить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих людей. |
Неадекватная |
Необъективная оценка человеком самого себя, его мнение о себе идет в разрез с мнением о нем окружающих людей. |
Прогностическая |
Позволяет оценить свои возможности, определить свое отношение к ним. |
Актуальная |
Оценивание, затем корректировка собственных действий по ходу развертывания деятельности и поведения. |
Ретроспективная |
Оценивание человеком достигнутых уровней развития, итогов собственной деятельности, последствий поступков. Последняя из них и есть основа для определения перспектив развития. |
Стоит отметить, что самооценка может быть высокой, средней и низкой; устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, заниженной или завышенной.
Исследователи сходятся в едином мнении о том, что наиболее сензитивным периодом для формирования самооценки ребенка является младший школьный возраст. В данный период толчок для развития самооценки дает учебная деятельность. Ребенок занимает новую роль, позицию ученика. Он только начинает овладевать рефлексией. Для этого периода характерно развитие самосознание ребенка, осознание собственных действий и мотивов, потребностей. Именно в это время ребенок быстро усваивает, накапливает знания о других и о самом себе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что формирование самооценки у младших школьников - одна из ведущих воспитательно - образовательных задач.
От самооценки зависят отношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Деятельность, ведущая в том или ином возрасте, преимущественно влияет на формирование самооценки. Учебная деятельность младших школьников, являющаяся ведущим видом деятельности, способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. По мнению Д.Б.Эльконина [5], результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие; приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями.
Самооценка младшего школьника напрямую связана с его успешностью в учебе, успеваемостью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Также, большое значение имеет организация процесса учебной деятельности учителем в период начала организованного обучения. Под влиянием оценки учителя, как знаковой, так и словесной, продолжает формироваться и корректироваться самооценка ребенка. Именно от учителя на всех стадиях процесса обучения зависит, насколько развитие самооценки младшего школьника будет активным. Включая регулярно и системно ребенка в учебную деятельность, учитель способствует формированию у младшего школьника комплекса деятельностных способностей, переносимых затем в любую деятельность. Таким образом, основной целью самооценки выступает самоконтроль обучающегося, его саморегуляция, способность самостоятельно проанализировать собственную деятельность и в самостимуляции.
При правильном подходе к завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля. Немаловажным критерием успешного формирования адекватной самооценки у младших школьников является система оценки образовательных достижений. Важны поддержка и стимуляция обучающегося, обратная связь, включение школьника в самостоятельную оценочную деятельность.
О сформированности самоконтроля и самооценки можно говорить тогда, когда младший школьник:
- перед началом работы может ее спланировать;
- способен подстроиться под изменившиеся условия деятельности и скорректировать собственные действия;
- способен чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
- может перейти от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
- в состоянии самостоятельно составить систему проверочных заданий.
Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего исследования показали, что у 30% детей экспериментального класса самооценка сформирована на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию самооценки у учеников.
Таким образом, младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Захарова, А. В. Особенности развития самооценки у второклассников [Текст] / А.В. Захарова // Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
2. А. Б. Ларина. Формирование познавательной самооценки учащихся - путь к успеху современного учителя [Текст] / А.Б. Ларина // Учиться и учить по-новому: вызовы времени: матер-лы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Клемешев. – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
4. Г.А.Цукерман. Как младшие школьники учатся учиться?. – М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008.