ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Атабаева Зухра 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание ценностного отношения к природе является одной из сторон духовно – нравственного развития человека. Экологическое воспитание представляется важнейшим элементом в системе национальных ценностей. Важность осуществления воспитательного процесса по отношению к природе связана с экологическими проблемами. В современных условиях особенно остро звучит тема о необходимости защиты и охраны окружающей среды. Безразличное и пассивное отношение человека к природе приводит к утрате богатств окружающей природы.

Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции Российской Федерации. Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать ответственное отношение к окружающей природе. Формирование у детей экологического сознания является основной задачей экологического образования. У детей должно развиться сознание, при котором они будут ценить природу наравне с человеком, будут стремиться свести к минимуму свое вмешательство в законы жизни окружающего их мира [3].

Проблема воспитания ценностного отношения к окружающему миру и природе исследовалась в трудах М.В. Богуславского, С.В. Полякова (формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения), С.И. Гессена, Б.Т. Лихачева (воспитание личности в социокультурной среде) и др.

Воспитывать ценностное отношение к природе необходимо с детских лет, чтобы дети вырастая, не оставались безразличными к живой и неживой природе своей Родины. Уже в младших классах формируются основы ценностного отношения к природе. Начальная школа является первой ступенью в достижении общих целей экологического образования. К таким целям относятся:

во – первых, формирование экологической ориентации (в начальной школе);

во – вторых, формирование экологического сознания (в средних и старших классах);

в – третьих, формирование экологической культуры (у студентов в ВУЗах).

Перед учителями начальной школы стоят главные задачи экологического воспитания:

- формирование у младших школьников ценностного взаимоотношения к природе;

-формирование экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы;

- развитие у детей младшего школьного возраста бережного отношения к природе, как жизненно важной ценности;

- формирование осознания ребенком своего места в природе и своей значимости в её сбережении и сохранении.

В начальной школе дети более восприимчивы к получаемой информации, поэтому экологическую культуру нужно развивать у детей с первых уроков в школе. На уроках окружающего мира в начальной школе дети усваивают не только знания о природе и обществе, но и у них воспитывается эмоционально – ценностное отношение к природе. Учитель, на первых этапах обучения проводит анализ отношения ребенка к природе, как ученик взаимодействует с природой, как бережно относится к ней. В ходе дальнейшего обучения на уроках по окружающему миру учитель формирует у детей экологические знания, знакомит с нормами и правилами взаимодействия ребенка с природой, учит решению экологических проблем. Учителя не должны ограничиваться формированием только теоретических знаний. Особое значение имеют практические занятия по окружающему миру. Усвоив необходимые знания о необходимости бережного отношения к природе, ученики начинают применять эти знания в повседневной жизни. Бережное отношение к живым обитателям природы поможет сберечь здоровье окружающей среды. Например, младшие школьники зная, что нельзя разжигать костры в лесу, срывать цветы и ломать сучья у деревьев, разорять гнезда птиц, оказавшись в лесу этого делать не будут.

На занятиях во внеурочное время дети под руководством учителя могут изготавливать кормушки для птиц, скворечники и т.д., что дает возможность каждому ребенку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему вокруг. Дети младшего школьного возраста склонны к подражанию и повторению за взрослыми: родителями, учителями. Поэтому взрослые должны показывать детям свое бережное и не безразличное отношение к окружающему миру: растениям, животным.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика ценностного отношения к природе у младших школьников. На данном этапе была использована методика «неоконченных предложений», которая позволила оценить отношение младшего школьника к природе. Учитель читает ребенку начало предложения, а он должен завершить их так, как он считает нужным. Примеры предложений:

Эмоционально – оценочный компонент:

«Для меня природа – это…»

«Когда я вижу, как кто – то срывает цветок, то я…»

«Человек и природа…»

«Отдыхая на природе, я…»

«Я считаю, что охотники…»

«Если бы не было растений и животных…»

«Думая о природе, я вспоминаю…»

Мотивационно – поведенческий компонент:

«Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я…»

«Сажая цветы, я думаю…»

«Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»

«Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что…»

Итоги констатирующего исследования показали, что у большинства детей экспериментального класса (60%) ценностное отношение к природе было сформировано на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников на уроках по окружающему миру.

Таким образом, для воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста важно затронуть все сферы личности ребенка: познавательную, эмоционально – оценочную, мотивационно – поведенческую. Говоря о воспитании ценностного отношения к природе необходимо помнить о том, что ученику необходимо не только дать теоретические знания об окружающем мире, но и создать условия для применения этих знаний на практике в процессе непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

Список литературы:

Бирюкова Н.А. Проблемы формирования экологического сознания / Бирюкова Н.А. // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 35-42.

Бобылева Л.Д. Практика экологического воспитания в школе / Бобылева Л.Д. // Биология в школе. - 2015. - № 3. - С. 55-58.

Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику / Борейко В.Е. - [4-е изд.] - Б.: Белгородский эколого-культурный центр, 2015. - 104 с.

Курняк Л.С. Экологическая культура: понятие и реальность. // Высшее образование. - 2015. - №3. - С. 32-37.

Просмотров работы: 39