РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема, касающаяся профилактики первичных форм социальной дезадаптации школьников. Младший школьный возраст является очень важным периодом в жизни каждого ребенка и его родителей. У одних этот период заканчивается быстро, а у других он продолжается очень долго и вызывает снижение психического тонуса, затрудняет эмоциональное, интеллектуальное и социально-личностное становление ребенка, может привести к различным отклонениям в формировании личности, несовместимым с социально приемлемыми образцами. Следовательно, профилактику данной проблемы необходимо проводить еще с начальной школы.

Целью исследования является изучение работы социального педагога по профилактической работе первичных форм социальной дезадаптации младших школьников.

Объектом исследования является работа социального педагога по профилактике первых форм социальной дезадаптации младших школьников.

Предмет исследования: профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации учащихся в младшем школьном возрасте.

Проанализировав работы педагогов, психологов, социальных педагогов по проблеме дезадаптации личности, можно сделать следующие выводы: во-первых, у данного явления нет единого определения; во-вторых, к настоящему времени при особой актуальности проблемы многие аспекты дезадаптации остаются нераскрытыми.

Как показали исследования, адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения и этот процесс адаптации подчиняется особым психологическим закономерностям. Ребенок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду.

И.К. Кряжева, рассматривала адаптацию как явление «включение личности в социальную среду через приобретение статуса, места в социальной структуре общества» [2].

Поэтому в работе рассмотрена проблема школьной дезадаптации в тесной связи с системой коллектива, т.е. средой общения, т. к. любое вхождение, включение в новую среду (в нашем случае поступление в общеобразовательное учреждение - школу) связано с новым коллективом.

Роль социального педагога в профилактической работе с учениками младшего школьного возраста заключается в организации взаимодей­ствия взрослых и ребенка с целью его пошаговой координации для конст­руирования оптимального образа жизни, а также осуществления необходимой медицинс­кой, психологической, социально-педагогической коррекции и профилактики. В своей деятельности социальный педагог использует различные социально-педагогические методы по профилактике дезадаптации. Кроме этого, социальный педагог работает с семьей, т.к. именно неблагоприятная атмосфера в семье может, быть одной из причин школьной дезадаптации.

Программа профилактики социальной дезадаптации предназначена для социального педагога, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями на ранней стадии и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка. Она включает в себя три блока: I блок. Физиологическая адаптация, то есть кинезиологические упражнения; II блок. Освоение учебной деятельности, который включает развитие познавательных процессов, развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, упражнения на развитие универсальных учебных действий; III  блок. Эмоциональный компонент – это снижение уровня эмоционального стресса и уровня тревожности, работа со страхами, эмоциональное принятие новой ситуации обучения в школе.

Таким образом, доказав актуальность данной темы, можно сделать вывод, что профилактическая работа социального педагога необходима при первичных формах социальной дезадаптации учащихся в младшем школьном возрасте, но требует дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Галагузовой М.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

2. Лупанина С.В. «Дезадаптация - острейшая проблема педагогики» / С. В. Лупанина // Лучшие страницы педагогической прессы. - М., 2004. - № 2. - С. 80-86.

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений /М.В. Шакурова. – 5-е изд. – Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с

Просмотров работы: 150