ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Ниязова Ш.Ю. 1, Алтынбекова М.О. 1, Сарбаева Г.Т. 1
1Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время общество должно иметь личность профессионала-профессионала, работающего самостоятельно, свободно и широко мыслящего, творчески определяющего, а также применяющего способы достижения и самоцели. Основой образования, направленного на развитие такой личности, является процесс самообразования, самовоспитания, самосовершенствования личности. Большое значение в познавательной деятельности студентов имеет организация самостоятельной работы. Большое значение этой проблеме придавали и исследовали многие ученые, например Ястребова Е. Б., Ерецкий М. И., Гарунов М. Г., Блохина Р. А., Сабодашев В. П., Вербицкий А. и др. Актуальность данных исследований заключается в том, что студенты обучаются осознанному усвоению теоретических и практических знаний и умению осуществлять интеллектуальную деятельность. При этом важно не только вооружиться готовыми знаниями, которые передаются, но и найти и найти знания, то есть научить студентов учиться. [1]

Актуальность  проблемы  овладения  студентами  методами самостоятельной познавательной деятельности  обусловлена   тем,  что период  обучения  в вузе закладываются  основы  профессионализма  формируются  умения  самостоятельной  профессиональной  деятельности .В этой связи  особенно   важно , чтобы  студенты , овладевая  знаниями  и спосабами  их довывания, осозновали , что самостоятельная работа  призвана  завершать задачи  всех других видов  учебной работы , ибо никакие знания , не ставшие  обьектом собственной деятельности, не могут считаться  подлинным  достоянием личности 

Отличительной особенностью самостоятельной работы студентов (СРС) от других работ является то, что студент ставит перед собой цель, выбирает вид работы, задание для ее достижения. Через самостоятельную работу овладевает полным и всесторонним пониманием научного знания, формированием навыка и умением применять его в различных жизненных ситуациях. Поэтому СРС в образовании должна стать основной формой обучения для высших учебных заведений, а ее возрождение, системное управление и методическое совершенствование опирается на основные дидактические принципы, при выполнении которых повышается качество профессиональной подготовки.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов носит различный характер в зависимости от организации и активности и умения работать самостоятельно. С учетом творческого процесса в процессе выполнения самостоятельной работы определяем следующие уровни деятельности учащихся: возрожденческий и изобретательский, творческий уровни. В соответствии с этим определяются и виды самостоятельной работы: репродуктивная, частично-поисковая, творческая.

К первому уровню относится познавательная деятельность, направленная на овладение готовыми знаниями, овладение конкретными умениями и ранее освоенными практическими приемами. Осмысление материала с целью запоминания студентами определенных навыков, необходимых для овладения одной из областей науки при выполнении самостоятельной работы, выражается в умении из источников информации записать конкретную тему, цитату.

Алгоритм репродуктивного типа выполняется на основе шаблона в соответствии с рабочей инструкцией. Эти работы включают выполнение упражнений, выполнение заданий, составление расписания и т. д. Задачей работы является сбор данных, создание необходимых условий для выполнения задания, повышающих познавательность и активность студента.

Уровень рерайта-творчества, направленный на подготовку данных из различных источников, находится на высоком уровне. В ходе частично-поисковой самостоятельной работы усваивается готовая информация, происходит продуктивный процесс поиска новой информации. Это постоянная активная обработка полученной информации, требующая применения ранее полученных знаний, умений и навыков, установления межпредметных и внутрипредметных связей. К таким заданиям относятся составление плана, тезисы, конспектирование, аннотирование литературы, работа с текстом и др. В результате частично-поисковой самостоятельной работы студенты приобретают некоторый опыт поисковой деятельности, что подготавливает их к проведению полноценного исследования [2].

Наивысший уровень познавательной самостоятельной работы-творческий. Она связана с поиском новых принципов решения задач, стоящих перед учащимися. В основе работы творческого характера лежат методы исследования, отражающие познавательную творческую деятельность студентов в процессе обучения в решении новых проблем. Творческая самостоятельная работа требует от обучающихся анализа ситуации и получения необходимой новой информации (нестандартной). Студент должен сам выбирать средства и методы для решения поставленной перед ним задачи и соблюдать последовательность в процессе решения поставленной задачи.

В исследованиях по проблемам Высшей школы мы рассматриваем два ее вида, ориентируясь на внешнюю или «управленческую сторону» самостоятельной работы (с точки зрения деятельности преподавателя): аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа студента определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным графиком, проводится в обязательном порядке под руководством преподавателя. Он включает в себя лекции, семинары, лабораторные занятия, коллоквиумы и другие работы. Аудиторных занятий студентов в их самостоятельной работе в различных учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, действия, относятся к самообразованию. К ним относятся современная реальность и будущая профессия; система общенаучных и профессиональных знаний; система общенаучных и профессиональных знаний; опыт творческой деятельности; опыт эмоционального общения. [3,4].

Дополнительная самостоятельная работа студента во внеаудиторное время проводится с обязательным контролем личных интересов и склонностей по специальному плану. Она связана с полным и глубоким усвоением студентом специализирующегося предмета, отражает его творчество и связана не только с целью получения знаний, но и с каким-либо новшеством. Данный вид работы не включается в учебный план, но дополняет и углубляет их знания по выбранной специальности, т. е. включает в себя самообразование студентов.

Кроме того, самостоятельная работа студента, выполняемая внеаудиторно, продолжает и развивает аудиторную работу. Связь и взаимодействие практических аудиторных занятий и внеаудиторных занятий, с одной стороны, совершенствуют и закрепляют знания, полученные на лекционных, семинарских занятиях, с другой — повышают интерес к внеаудиторной форме занятий в учебно-познавательной деятельности студентов. [5].

Взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной работы может быть в форме развития личных умений и повышения заинтересованности студента (например, участие в учебно-исследовательской работе) или предполагать участие в конкурсе, Олимпиаде, конференции, где его действия выходят из учебного плана, тесно связаны с ним, для участника конкурса, олимпиады, конференции, студента с хорошей успеваемостью. Однако в этих видах внеаудиторной работы принимают участие студенты с хорошей успеваемостью, желающие получить больше умений, навыков, чем предусмотрено программой. Взаимосвязь и взаимовлияние аудиторной и внеаудиторной работы проявляется в двоякости приобретенных умений и навыков во время учебного и внеучебного процесса. Умения и навыки самостоятельной умственной деятельности, приобретенные в процессе обучения (конспектирование, библиографическая работа, составление тезисов, подготовка сведений, подготовка докладов, написание рефератов) широко используются студентами в студенческой научно-исследовательской работе. Участие студента в научно-исследовательской работе влияет на дальнейшее развитие умений и навыков и приобретение новых умений и знаний.

Дидактический принцип последовательности и последовательности должен быть положен в основу планирования и проведения внеаудиторной работы. Вся система самостоятельной работы строится в ходе четкого планирования внеаудиторного занятия, обеспечивающего системность и целесообразность его проведения. Систематичность обеспечивается последовательным размещением учебного материала, сочетанием аудиторной, внеаудиторной работы, чтением материала, правильным расположением учащихся по психологическим возможностям и возрасту учащегося. Каждый уровень вне аудиторной работы, задачи решаются по-разному в зависимости от их психологической специфики и усвоения учебного материала. Другими словами, внеаудиторная работа в высших учебных заведениях должна быть единицей разного рода мероприятий или правильно выстроенной системой, которая проводится через объединение и взаимосвязь деталей. В процессе самостоятельной работы над курсовой или рефератом в рамках курса обучения студент должен научиться глубоко анализировать поставленную проблему и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям. Все виды студенческих работ независимо от формы обучения основываются на активной самостоятельной работе студентов. Учитывая то, что все работы должны выполняться в межсессионный период, необходимо планировать свою работу в соответствии с объемом информации, необходимым для изучения

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Таким образом, ИКТ в системе вузовского образования является активизирующим фактором в развитии культуры самостоятельной учебной деятельности, когда студент вырабатывает умение самостоятельно находить, выбирать источники информации, приобщаться к этике профессионального общения с навыками экономии времени, овладевать искусством объективной и целевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств. Все это способствует получению знаний не на всю жизнь, а совершенствованию их на протяжении всей жизни.

Использованные литературы:

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Материалы педагогических исследований. —М.: Известия АПН, 1961. — Вып. 115. — С. 5–7.
  2. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. — М.: Просвещение, 1964. — 280 с.
  3. Ахметов М.Г. Система домашней самостоятельной работы учащихся по курсу физики в выпускном классе: Дис. …канд. пед. наук. — Уральск, 1991. — 150 с.
  4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  5. Пидкасистый П.И.    Самостоятельная     познавательная     деятельность     школьников     в    обучении:     теоретико- экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980. — С.
Просмотров работы: 112