Основные правила шрифтовой композиции - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Основные правила шрифтовой композиции

Крицкая К.В. 1
1ФГБОУ ВО "АмГПГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В плакате важным инструментом привлечения внимания является шрифт. Он рассматривается как средство эстетического и художественного оформления. Вопрос изучения психологии восприятия шрифта в плакате является актуальным в современном графическом дизайне.

Предмет исследования – шрифт. Объект исследования: психологические особенности восприятия шрифта на плакате. В ходе исследования применялись теоретические методы изучения литературы, анализ, синтез, сравнение.

Шрифт и плакат составляют художественный образ. Художественныйобраз - это всеобщая категория художественного творчества: свойственная искусству, формат воспроизведения, истолкования и форм освоения окружающего мира способом создания эстетики объектов. Уникальность в шрифтовом плакате зависит от подбора сочетания литер и начертаний. Различие указанных элементов обуславливает широту восприятия графем в зависимости от назначения задействования. Пример: плакат с цитатой персонажа из философского романа Антуана Сента - Экзюпери «маленький принц». Фраза выполнена засечным шрифтом. Засечки – это выносные графические черты в виде остроугольных линий на всех буквах алфавита кроме знака «О». В российской культуре исторически сложилось мысленное придание засечным шрифтам характера солидности. Недостатком засечного шрифта является затрудненная удобочитаемость в шрифтовом графическом плакате. На примере данного плаката был учтен ряд компонентов: обеспечение сочетания шрифта методом противопоставления жирности/тонкости, наличия / отсутствия курсива. Контраст белого на черном с дополнительным наличием красного цветового пятна. Рисунок 1.

Рисунок 3,4,5,6,7,8.

Основные принципы восприятия плаката - четкость разрешения в пикселях, понятность художественного образа, читабельность и лаконичность графических элементов. Значимость соблюдения данных условий объясняется психологическими и культурологическими особенностями каждого индивидуума, проявляющимися в процессе чтения.

Условием наличия интереса к шрифту считают быструю узнаваемость каждой литеры по отдельности. Удобочитаемость - это средний показатель эффективности гарнитуры. К принципам удобочитаемости относят уникальность графем каждого знака, соразмерность толщины основной линии и внутрибуквенного просвета, оптимальность кернинга, пропорциональность соотношения буквы к ее высоте, контрастность приоритетных и дополнительных штрихов.

В практической части данного исследования мы обеспечили зрителю восприятие шрифта. Задействованы: различие кеглей, межстрочных интервалов, стандартное соотношение заглавной графемы и строчных букв.

Авторская инициация заключается в создании плакат пособие с назначением продемонстрировать классификацию некоторых основных видов шрифта: классические, рукописные, декоративные. Рисунок 9. Полиграфическое изделие представлено в этапах работы на графическом редакторе Photoshop. Рисунок

Научное сообщество сегментирует все шрифты на классификацию из трех видов. В список классификации включены классические, рукописные, декоративные шрифты.Классика - это эталон чего-либо, что-либо характерное объекту явлению. Правилом данного вида шрифтов являются засечки - фрагменты, которые находятся на окончаниях штрихов в литере. Гарнитуры с засечками имеют расширения на концах литеры. Засечки напоминает о шрифтах, соединяющих рукописный почерк. На самом деле они приближены к гравировке букв периода древнего Рима. Например, существует понятие «римские числа». Рисунок 10.

Дизайнеры проследили, что подобранный структурированный шрифт необходим для удобочитаемости и экономии пространства для восприятия читателя. В комплексе с высотой гарнитуры, пропорциями, контрастностью по толщине диагональных и базовых линий. Засечки позволяют операторам компьютерной верстки способ добавить технические характеристики. Например, тонкие засечки «Bodon» или засечки «Copperplate» - под острым углом, с характеристикой утесненного кернинга. «Rockwell» – это архетипическая засечка. В ней достаточно степени контраста между толщиной засечек и основными штрихами.

Рукописные

Основная характеристика: подражание почерку или каллиграфии;

Прототипы из сети Интернет: «Shelley», «Bickham;»

Рукописные шрифты заменяют свойства, которые встречаются в соответсвующем тексте. В итоге стилистика рукописного шрифта сегментируется на подвиды. Во многих шрифтах замечается попытка воспроизвести поток письма с помощью концевых штрихов, которые для акцента отводятся назад под буквы. Рукописная гарнитура «Shampanskoe script» представлена на рисунке 9 (cправа от невидимой центральной точки листа плаката.

Декоративныйшрифт - собирательное название и разновидность, у которого основные штрихи дополнены художественными элементами. Их выбор всегда обусловлен личными или другими предпочтениями дизайнера. Образец декоративного шрифта представлен на рисунке 9 (заголовок и текст расположенный под заголовком с наименованием темы работы).

Следовательно шрифт, как элемент дизайнерского оформления должен быть оптимально подобран с учетом выстраивания композиции. Художественная значимость шрифта определяется эмоциональным воздействием на зрителя. При выборе гарнитуры, кегля, интерлиньяжа, каплевидных элементов, курсивов грамотный дизайнер предает будущему полиграфическому изделию необходимый эмоциональный тон. Шрифт на плакате имеет индивидуальный художественный облик и помимо смысловой нагрузки несет в себе скрытый или явный замысел, способствующий воздействию на психику читателя/зрителя.

Этнические шрифты в данной работе представлены без заголовка. В композицию плаката включены два славянских шрифта: «рунические», «вязь».

Фоновым компонентом итогового плаката в исследовании является стилизованный силуэт руки взрослого человека. Стилизация считается востребованным элементом в графическом дизайне. Редакторы (Adobe Photoshop, Coral Drow и другие) позволяют преобразовать фотографию формата jpg в растр или вектор при помощи ползунков в настройках программы. Существует возможность изменить внешность растрового слоя от оригинала (фотографии) до однотонного силуэта. Данная опция уместна если есть необходимость исключить нежелательный академизм изображения. Рука – ассоциация готовности к трудовой, бытовой, игровой, творческой деятельности. Рука – аллегория деятельности человека и социума в принципе.

Первым аргументом в защиту данного символического образа является констатация исторического факта о развитии деятельности первобытного человека. Он занимался охотой и собирательством. Через несколько столетий появилось понятие «книга». Установлена корреляция между собирательством и книгой (в широком смысле) слова- задействована рука человека. Она считается значительным компонентом деятельности биосоциального существа. В середине XVI века это были книги, набранные первым русским типографским шрифтом, который воспроизводил наиболее распространенный шрифт рукописных книг того времени - полуустав. Анатомия кисти руки предполагает наличие пяти пальцев. Все известные существующие сегодня начертания шрифтов создавал человек на протяжении столетий. С появлением компьютера произошла цифровизация шрифта. Чтобы начертать первый элемент письменности, изобрести книгу, внедрить понятие «типографика» и внести в нее типологическое разнообразие шрифтов и письменности человеку всегда было необходимо задействовать собственную руку.

Следующий аргумент является выражение «приложить руку».Словосочетаниеозначает поучаствовать в каком-то деле, быть причастным к чему-то. «Приложитьруку» возникло от устаревшего обычая вместо подписи под документом ставить отпечаток подушечки пальца. ... «Он приложилруку к этому делу» — значит данная личность здесь побывал и тоже поучаствовал в общем деле.

Третьим доказательством значимости руки фразу «приложить усилия». Умственные усилия прикладываются за счет интеллекта, эрудиции, логики, компетенции, вникания, терпения, наличия воображения. Физические усилия – это те усилия, которые предполагают задействование человеком руки.Следовательно, использование моторики кистей исторически обусловлено необходимостью удовлетворить какие-либо потребности в быту и социуме.Данному количество конечностей кисти руки может вызывать у некоторых личностей ассоциацию коммуникации между пятью вымышленными собеседниками или участниками какой-либо группы.

Значение пяти пальцев на плакате: Анатомически разогнутые пять пальцев символизируют уверенность в себе у каждой воображаемой личности, готовность к работе в команде, чувство установленного товарищества между участниками.

Поднятая рука и раскрытые пальцы символизируют готовность к трудовой деятельности и принятие вызова к какому - либо предстоящему действию в будущем, соучастие в чем - либо, наличие контроля личности над собственными приоритетами, инстинктами, физико - моторными движениями тела, мыслями, речью.

В ходе данного исследования цели были достигнуты, все задачи – решены.

Рисунок 1. Восприятие засечного и рукописного шрифта.

Рисунок 2. Шрифтовой плакат «классификация шрифтов»

Рисунок 3. Типология шрифта

А) Шрифт из семейства рубленых. Трафаретный вариант

Б) Шрифт из семейства антиквы

В) Гротеск с тонкими засечками

Г) Шрифт с эффектом неуравновешенности, шаткости

шрифт.

Рисунок 4. Шрифт«Plumb»

Рисунок 5. Шрифт «Meta Media»

Рисунок 6. Шрифт «Tahoma Regular»

Рисунок 7. Индивидуальность шрифта каждой буквы

Рисунок 8. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета. Перевод шрифта узкого начертания в полужирное. Изменение наклонных, округлых и соединительных линий

Рисунок 9. Плакат на тему «Психология восприятия шрифта в плакате- пособии». Отличается от указанного названия статьи

Рисунок 10. Serif (тип шрифтов с засечками)

Рисунок 11. Первый этап

Рисунок 12. Второй этап. Компоновочный поиск букв и слов с учетом формата листа и геометрических величин силуэта руки

Рисунок 13. Третий этап. Поисковые правки

Рисунок 14,15. Четвертый этап. Правки заполнения пустых мест. Правки: замена двух слов рунического шрифта на гельветику в двух точках плаката, добавлена надпись «антиква Дюрера»

Рисунок 15,16. Завершающие правки. Смена буквы «А» на букву «Л». Правка: добавление текста и создание второй диагональной строки.

Просмотров работы: 21