В современное глобализированное новое время происходят многочисленные изменения практически во всех сферах. Самое важное - это сфера образования. Во всех школах осуществляется обучение в соответствии с обновленным содержанием образования.
Труд учителя имеет большое значение для формирования конкурентоспособной, любознательной, функциональной грамотности личности, передающей знания молодому поколению. Поэтому растет количество требований и к урокам, которые проводятся в современных школах.
Практически во всех уголках страны обучающиеся, вооруженные, обученные новым методам преподавания и обучения, проявляют любовь к своей профессии, интерес, исследовательские способности, добиваются новых результатов и открывают путь своим ученикам к новым вершинам. В достижении этого огромную роль играют новые технологии обучения [1].
Одна из них основывается на теории конструктивного обучения – модернизации содержания образования в развитии функциональной грамотности. Он – учитель, воспитывающий подрастающее поколение, способствующий формированию у них всех компетенций и грамотности.
В соответствии с обновленной программой оценивание учащихся в настоящее время осуществляется на основе системы критериального оценивания.
Критериальное оценивание-новаторский подход к определению успеваемости учащегося. Данная технология позволяет оценить индивидуальные достижения учащегося, выявить его достоинства и показать аспекты, над которыми он должен работать. Критериальное оценивание помогает школьнику развить свои умения и навыки, узнать личные успехи и ошибки. При этом формальное выражение оценки может быть различным: смайлик, наклейка, надпись, сделанная учителем. Родителям сложно ориентироваться в том, каковы успехи ребенка в данном случае, так как нет текущих оценок. Об эффективности усвоения ребенком учебного материала они узнают из показателей контрольного теста, на котором заканчивается изучение той или иной темы. Этот результат (суммативная оценка раздела-СОР и суммативная оценка за четверть–СОЧ) имеет процентное выражение, т. е. на сколько процентов ученик выполнил задание, фиксируется в электронном журнале, и родитель может узнать, насколько его ребенок усвоил урок [2].
Как в настоящее время в школах проводятся курсы органической химии в соответствии с обновленным содержанием образования? Какие задачи целесообразно предложить учащимся при проведении органической химии?
Каковы были рациональные стороны задач и заданий, данных учащимся во время производственной практики? В школьной программе по органической химии в 9 классе проводится введение, а в 10-11 классах-углубленное изучение. Первые понятия, основные темы начинаются в 9 классе.
Во время производственной практики были проведены занятия по химии в 9 - х и 11-х классах. План каждого занятия систематически разрабатывался в соответствии с обновленной программой, и задания подбирались мастерски. На всех занятиях использовались новые технологии, ИКТ, аудио, видеоматериалы, учащимся предлагалось больше парных и индивидуальных заданий.
Большое значение в обучении органической химии имеет использование большего количества задач и упражнений. Ученик через решение задач учится критическому мышлению, любознательности, использованию теоретических знаний на практике.
В связи с введением в органическую химию в 9-х классах им были даны уровневые задания для формативного оценивания, задачи на определение формулы, при проверке домашнего задания использовалась дидактическая игра «kahoot". После каждого задания проводится работа над ошибками и с целью проработки темы можно определить, как учащиеся усвоили урок через обратную связь после урока.
В 11 классах были предложены схематические задачи, численные задачи по усложнению органической химии. Кроме того, в ходе подготовки к ЕНТ выпускникам были разъяснены схематические задачи по органической химии на различные темы, пути решения логических задач и задачи, связанные с этим.
В данной статье представлены задания и отчеты для формативного оценивания в соответствии с обновленным содержанием образования, использованным во время производственной практики.
В 9 классе были предложены задания следующего типа на тему «номенклатура органических соединений».
Пример 1. Заполните таблицу.
|
С5Н12 |
С4Н10 |
С2Н2 |
С6Н10 |
структурная формула |
|
|
|
|
Наименование по ИЮПАК |
|
|
|
|
Тип связи |
|
|
|
|
При заполнении данной таблицы ученик также использует свои предшествующие знания, которые перед этим испытуемым научились писать структурную формулу предметов, различать виды связей. Те же знания он применяет в данной задаче.
Пример 2. Напишите уравнения реакций по схеме.
CH3CH2OH A Б В Г Д Е Ж З [3,4].
Эта схема основана на химических свойствах спиртов.
Решение:
При окислении первичных спиртов образуются альдегиды, но при дальнейшем окислении альдегидов образуются карбоновые кислоты:
Карбоновые кислоты взаимодействуют с гидроксидом кальция, образуя двухвалентные соли карбоновых кислот:
2) 2CH3COOH + Ca(OH)2 ⟶ (CH3COO)2Ca + 2Н2О (Б)
При нагревании двухвалентных солей карбоновых кислот получают кетоны:
3) (CH3COO)2Ca СН3 – С – СН3 + СаСО3 (В)
∣∣
О
При окислении кетонов образуются вторичные спирты:
4) СН3 – С – СН3 + Н2 ⟶ СН3 – СН – СН3 (Г)
∣∣ ∣
О ОН
При взаимодействии вторичных спиртов с бромводородом место гидроксильной группы захватывается бромом, образуются алкилгалогениды и выделяется вода:
5) СН3 – СН – СН3 + HBr ⟶ СН3 – СН – СН3 + H2O (Д)
∣ ∣
ОН Br
При добавлении магния к алкилгалогенидам образуются магнийорганические соединения:
6) СН3 – СН – СН3 + Mg (эфир) ⟶ СН3 – СН – MgBr (Е)
∣ ∣
Br СН3
При добавлении эфира к образовавшемуся магнийорганическому соединению цепь удлиняется:
7) СН3 – СН – MgBr СН3 – СН – СН2 – СН2 – ОMgBr (Ж)
∣ ∣
СН3 СН3
При добавлении воды к образовавшемуся веществу образуется спирт:
8) СН3 – СН – СН2 – СН2 – ОMgBr СН3 – СН – СН2 – СН2 – ОН
∣ ∣
СН3 СН3 + MgOHBr (З)
Учащимся 11-х классов были предложены другие задачи, с указанием путей выхода отчетов, как показано в данной форме. Благодаря решению задач у них появляется возможность глубже понять тему, стать любознательными, обладающими высокой функциональной грамотностью.
Использованные во время практики методики, сборники заданий и отчетов дали свои результаты. Учащиеся набрали высокие баллы при СОР и СОЧ. Это тоже одно из достижений учителя в умелой организации урока и достижении цели.
Подводя итог, следует отметить, что при изучении курса органической химии в соответствии с обновленным содержанием образования в школе лучше использовать уровневые задания и схемы для определения строения вещества, логические задачи.
Такие отчеты способствуют критическому мышлению учащихся и формируют функциональную грамотность. Во время производственной практики было осознано большое значение решения задач по органической химии, убедились в особенностях применения теоретических знаний на практике.
Использованные литературы: