Новые изменения, происходящие в России связанны с переходом к постиндустриальному информационному обществу, они влекут за собой развитие системы образования и кардинальное. В связи с этим возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению различных проблем, быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям. Современному школьнику предстоит стать активным участником духовного и социального развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и универсальных учебных действий, функциональной грамотности, а также исследовательской активности [7, с. 11].
В Федеральном государственном образовательном стандарте [13, с. 35] и Примерной основной образовательной программе начального общего образования [6, с. 24] прописаны планируемые результаты освоения ООП НОО, в которых также отражена необходимость формирования у обучающихся исследовательских умений:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Так, мы видим, что универсальные учебные действия, связанные с развитием исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, занимают особое место в системе планируемых результатов освоения ООП НОО.
В работах В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, М.Б. Зацепиной, В.Т. Кудрявцева, Н.Г. Морозовой, Г.В. Пантюхина, H.H. Поддъякова, А.П. Усовой подчеркивается, что к моменту поступления в первый класс у ребенка формируется способность к аналитико – синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений, закладываются основы логического мышления. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны исследования, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию комплекса исследовательских умений [8, с. 46].
Идея формирования у обучающихся исследовательских умений для наиболее эффективного достижения целей обучения связана с именами методистов: П.И. Боровицкого, Н.М. Верзилина, Б.В. Всесвятского, А.Я. Герда, И.Д. Зверева, В.Ф. Зуева, Я.А. Коменского, Б.Д. Комиссарова, В.М. Корсунской, М.В. Ломоносова, A.M. Мягковой, В.Ф. Натали, В.В. Половцова, И.И. Полянского, И.Н. Пономаревой, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова, В.Ю. Ульянинского, К.П. Ягодовского и других.
По мнению Н.Б. Шумаковой, «развитие исследовательских умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется сложной задачей. Её решение предполагает существенного переосмысления учителем не только исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока» [1, с. 5].
Исследовательская деятельность представляет собой деятельность обучающихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [4, с 24].
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у обучающихся специфического личностного образования - исследовательских умений.
В связи с этим важно уточнить сущность и содержание понятия «исследовательские умения» детей младшего школьного возраста.
Изучение и обобщение содержания научных трудов, посвященных проблеме формирования исследовательских умений у обучающихся в современной отечественной педагогике и психологии (см. таблицу 1), позволило установить, что однозначного понятия «исследовательские умения» не сформулировано.
Содержание понятия «исследовательские умения»
Т.В. Игнаткин |
способности самостоятельно наблюдать, осуществлять опыты, поиск [2, с. 45]. |
А.И. Савенков |
умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи [9, с. 28]. |
И.В. Стрельцова |
совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность [12, с. 76]. |
П.В. Середенко |
возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию [10, с 51.]. |
В свою очередь, понятие «исследовательские умения» требует дополнительного уточнения его структуры (см. рис. 1,2,3).
Рис. 1. Структура исследовательских умений
(по Н.П. Лазутиной) [3].
Р
ис. 2. Структура исследовательских умений
(по А.В.Хуторскому) [14].
Рис. 3. Структура исследовательских умений
(по Л.А. Лукьяновой) [5].
Таблица 2
Структура исследовательских умений (по Н.Н. Сандаловой) [5, с. 86].
1. Умения организовать свою исследовательскую работу (организационные) |
умение организовать свое рабочее место согласно исследовательской работе; |
умение планировать свою исследовательскую работу; |
|
умение осуществлять свое исследование на базе школьной и детской библиотеки, компьютерного зала, музея, других учреждений дополнительного образования; |
|
умение применять логические операции в исследовательской деятельности; |
|
умение контролировать выполнение исследовательских действий; |
|
2. Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые) |
умение определить и сформулировать тему исследования; |
умение увидеть проблему и сформулировать цель исследования; |
|
умение поставить задачи в своем исследовании; |
|
умения выбирать и применить доступные методы исследования; |
|
умение осуществить поиск различного рода информации и успешно её обработать; |
|
3. Умения работать с информацией (информационные) |
умение находить разнообразные источники информации и применять их в своей исследовательской работе; |
умение работать с текстом, выделять главное и его части; |
|
умение составлять текст в рамках проблемы исследования; |
|
умение выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, вводную и основную часть; |
|
умение работать с определениями, понятиями и терминами по проблеме исследования; |
|
умение устанавливать логику изложения своей исследовательской работы; |
|
умение применять приемы конспектирования и условные знаки в тексте своего исследования; находить цитаты, указывать ссылки на источники информации; |
|
умение составлять доказательство, использовать аргументы, факты; |
|
умение структурировать доклад своего выступления; |
|
умение формулировать вывод исследовательской работы; |
|
4. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные) |
умение оценить этапы и результаты своей исследовательской работы, определить ее достоинства и недостатки; |
умение оценить выполненную работу, представленную другими исследователями; |
|
умение формулировать оценочные суждения, согласно исследовательской проблеме, обосновывать и аргументировать свою оценку; |
|
умение формулировать рекомендации, отзывы по изучаемой проблеме исследования |
|
5. Умения представить результат своей работы (презентационные) |
умение использовать различные формы представления результатов (Каким образом я представлю результаты?); |
умение задавать вопросы и отвечать на них; |
|
умение учитывать требования к докладу, к речи докладчика. |
Итак, мы видим, среди ученых нет единого мнения о структуре исследовательских умений учащихся. Проведенный анализ толкований структуры исследовательских умений говорит о разном содержании, что вкладывают авторы различных областей знаний в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях исследовательские умения должны соответствовать основным обобщенным этапам исследовательской деятельности.
Далее необходимо рассмотреть сущность процесса формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Г.К. Селевко считает, что в процессе формирования исследовательских умений у обучающихся необходимо:
использование учебно-методических комплексов, ориентированных на развитие исследовательской сферы и интеллектуальных способностей учащихся;
применение рациональных приемов самостоятельной работы с информацией с учетом индивидуальных и возрастных особенностей восприятия учащихся;
внедрение в общеобразовательный процесс проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно ориентированную направленность: применение системы в работе по интеллектуальному воспитанию учащихся [11, с. 14].
Н.Н. Сандалова разработала модель формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста [8], которую мы представим далее.
Таблица 3
Методы обучения, способствующие формированию исследовательских умений (по Н.Н. Сандаловой) [8].
Метод |
Описание метода |
Объяснительно-иллюстративный |
Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся ее воспринимают и осуществляют процесс осознания и фиксации в памяти. Используются такие приемы как рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация. |
Проблемный |
Учитель ставит перед обучающимися проблему и показывает путь ее решения, раскрывая возникающие противоречия. Особенность метода состоит в том, чтобы показать алгоритм процесса научного познания. Обучающиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий. |
Исследовательский |
Младшим школьникам предоставляются познавательные задачи, которые они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы и средства. Этот метод обеспечивает развитие у обучающихся способностей творческого, креативного применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и приобретают опыт познавательной, исследовательской, творческой деятельности. |
Метод проектов |
Данный метод представляет собой совокупность приёмов, действий обучающихся, реализуемых в определённой последовательности для достижения поставленных исследовательских задач – решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного исследовательского продукта. |
Метод дидактических игр |
Данный метод представляет собой групповую, целенаправленную учебно-исследовательскую деятельность, где каждый обучающийся и команда в целом объединены решением основной исследовательской задачи и выстраивают свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра – это аспект активной и интерактивной учебной деятельности по спланированному моделированию изучаемых объектов, систем, явлений, процессов. |
Кейс-метод |
Обучающиеся исследуют ситуацию, выявляют суть проблемы, предлагают возможные решения и выбирают лучшие из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной исследовательской ситуации. |
Применение вышеперечисленных методов возможно в различных формах организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста в зависимости от того, в какое время организуются занятия (урочное или внеурочное):
на уроке: урок-исследование, урок изобретательства, урок открытия научного знания и др.;
во внеурочной деятельности: кружок «Юный исследователь», спецкурс «Исследовательская деятельность в НОО», исследовательские проекты, исследовательские конкурсы, конференции, экскурсии и др.
К средствам формирования исследовательских умений Н.Н. Сандалова относит:
электронные образовательные ресурсы;
наглядные материалы (макеты, алгоритмы, памятки по организации исследования);
учебные приборы (микроскоп, приборы для измерения массы, длины, площади, скорости, объёма, времени; набор инструментов для работы с различными материалами и др.);
учебно-методическая и научная литература (учебники, учебные пособия, рабочие тетради, словари, энциклопедии и др.).
Формирование исследовательских умений в начальной школе должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий при решении учебно - исследовательских задач и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность должно быть последовательным, систематичным, с учетом индивидуальных особенностей младших школьников, их личного опыта [39].
Изучив позиции разных авторов, мы пришли к выводу, что формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий.
Н.Н.Сандалова утверждает, что наибольшим потенциалом для формирования исследовательских умений в начальной школе является учебный предмет «Окружающий мир». В следующем параграфе мы проанализируем авторские программы по предмету «Окружающий мир» с целью выявления потенциала уроков для формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Список используемой литературы
Авдеева, Н.И. Развитие исследовательских умений младших школьников/[Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 4 – 7 с.
Игнаткин, Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: метод. пособие / Т.В. Игнаткин. – М.: Просвещение, 2005. – 45 с.
Лазутина, Н.П. Детское сказочное творчество [Текст] / Н.П. Лазутина // Начальная школа. – 2006. – № 10. – 46-47 с.
Леонтович, А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/014/55014/26691
Лукьянова, Л.А. Характеристика исследовательских умений учащихся в процессе организации исследовательской деятельности школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2016. № 2 (271). 15-17 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: https://ciur.ru/vot/DocLib9/пооп_ноо_реестр_2015.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 24. 11.2020) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
Сандалова Н.Н., Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сандалова Наталья Николаевна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы]. - Уфа, 2016.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003.
Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко – М.: Народное образование – 1998. – 256 с
Стрельцова, И.В. Проекты и исследования / И.В. Стрельцова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – 56-57 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2010. – 24 с.
Хуторской, А.В. Педагогика : учеб.-метод. комплекс / А.В. Хуторской. – Ногинск, 2013. – 179 с.