НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Непрерывное медицинское образование медицинских сестер — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и скорости её обновления, появление множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики, лечения, ухода, повышения информированности и запросов самих пациентов.

22 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ", который так же, как и предыдущий закон (1993 год), профилактику заболеваний определил в качестве одного из приоритетов. Исходя из этого, очевидно, что возрастает роль медицинских сестер, участвующих в профилактике заболеваний населения, и их профессиональная подготовка.

В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне него. Обучение на рабочем месте непосредственно взаимосвязано с профессиональной деятельностью и может осуществляться в различных формах, оно организуется и проводится для определенного учреждения и его сотрудников, возможно с приглашением сторонних специалистов. Данный вид обучения позволяет адаптировать содержание занятий к потребностям конкретных групп специалистов, приблизить его к практической деятельности и выполнению непосредственных обязанностей.

Обучение вне рабочего места проводится внешними образовательными структурами и, как правило, вне стен организации при необходимости получения сотрудниками специальных знаний и навыков.

Каждая из этих форм обучения персонала имеет как преимущества, так и недостатки в зависимости от того, какие цели ставит перед собой организация и какие результаты планирует получить. Обучение на рабочем месте является более оперативным, целесообразным при большой аудитории обучаемых, дает возможность приспособить содержание и сроки обучения к потребностям организации, позволяет легче переходить от теоретического курса к осуществлению профессиональной деятельности.

В настоящее время большое внимание уделяется непрерывному образованию медицинских сестер, которое является способом преодоления отставания знаний, полученных при базовом образовании, от потребностей развития производства и общества. Роль последипломного обучения медицинских сестер в системе непрерывного образования обусловлена, прежде всего, тем, что оно позволяет обновлять и обогащать интеллектуальный потенциал специалистов. С ростом профессионального образовательного уровня повышается уровень квалификации медицинских сестер, возрастает их активность, лучше раскрывается их творческий потенциал, а также значительно возрастают качественные результаты труда.

Подготовка высококвалифицированных медицинских сестер, творчески относящихся к работе, способных к самообразованию, является основной целью деятельности системы последипломного образования медицинских сестер. Пересмотр подходов к организации и осуществлению непрерывного профессионального развития среднего медицинского персонала служит существенным фактором, способствующим дальнейшему реформированию здравоохранения. Причем изменения должны касаться как структуры, так и содержания образовательных программ, а также форм и методов обучения.

При обучении в учреждениях последипломного образования, закрепленном законодательно один раз в пять лет, специалисты имеют возможность прослушать обязательный минимум часов, однако, в связи с высоким темпом роста научных знаний и современных медицинских технологий, для регулярного повышения профессионального уровня медицинских сестер этого недостаточно.

Что касается дистанционных образовательных технологий, то они адаптированы, главным образом, для теоретических информационных разделов учебного плана и по имеющимся опубликованным данным абсолютно не могут быть использованы для преподавания клинической медицины. Это касается, прежде всего, использования в дистанционном образовании телемедицины.

Так, в частности, в июле 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 242-ФЗ «О телемедицине», в котором законодательно предусмотрена необходимость проведения видеоконференций и видеоконсультаций врачам и среднему медицинскому персоналу в рамках дистанционного образования.

Телемедицина в условиях дистанционного образования в здравоохранении не может документировать процесс обучения, исключает возможности заочного тестирования и выдачи официального документа о завершении цикла дополнительного профессионального образования. Пока невозможно идентифицировать личность обучаемого, что не исключает возможности фальсификации. Как известно, технология дистанционного обучения в настоящее время внедряется на всех уровнях образования. Несмотря на все большее распространение, данная технология не является до конца исследованной и при всех видимых преимуществах.

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сертификаты специалиста будут выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г.

Аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия готовности конкретного лица к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с профессиональным стандартом по специальности. По мере осмысления и развития концепции аккредитации специалистов ее разновидности находятся в процессе обсуждения и претерпевают определенные изменения, но во всех случаях ключевая роль отводится первичной аккредитации выпускников медицинских образовательных организаций.

Первичная аккредитация специалиста предназначается для определения готовности выпускников к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. При оценивании выпускников с целью определения или подтверждения их готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности необходимо учитывать требования и профессиональных, и образовательных стандартов путем установления соответствия между ними. При этом необходимо помнить, что требования профессиональных стандартов первичны, а компетенции должны вытекать из них, обеспечивая способности к выполнению трудовых действий.

Работу по созданию системы аккредитации возглавляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое формирует аккредитационные комиссии с участием профессиональных некоммерческих организаций, осуществляет контроль за разработкой оценочных средств и осуществляет другие функции по организации проведения аккредитации специалистов здравоохранения.

Первоначально в деятельности Методического центра были определены регламентирующие принципы процедур аккредитации, направленные на обеспечение высокой объективности, обоснованности и сопоставимости оценок испытуемых.

Соблюдение этих принципов позволяет гарантировать справедливость процедур аккредитации, выполнение их без нарушения прав отдельных лиц или групп лиц на получение обоснованных оценок своей готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Эксперты аккредитационных комиссий должны пройти обучение в методическом центре аккредитации. Это позволит обеспечить качество и единство в организации и проведении аккредитации специалистов в других образовательных организациях, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров. Все специалисты, которым будет выдаваться свидетельство об аккредитации, должны автоматически включаться в систему непрерывного медицинского образования.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. №1043н регламентирует переход медицинских работников, прошедших последнюю сертификацию или аккредитацию после 1-го января 2016 года, к стратегии непрерывного медицинского образования. Данная реформа подразумевает кредитную систему накопления баллов в рамках индивидуального пятилетнего цикла обучения, с возможностью самостоятельного выбора как программы, так и формы обучения.

Непрерывное медицинское образование – это образовательный процесс, в результате которого медицинские работники постоянно обновляют свои знания и практические навыки. Целью его является повышение качества оказываемой медицинской помощи и обеспечение безопасности пациента.

Но сейчас термин «непрерывное медицинское образование» заменен термином «непрерывное профессиональное образование». Новый термин раскрывает более широкий смысл этого этапа медицинского образования средних медицинских работников.

Непрерывное профессиональное образование в корне отличается от предшествующих двух этапов медицинского образования: базового и непрерывного последипломного. В то время как последние два сопровождаются определенными правилами и нормами, непрерывное профессиональное образование, главным образом, подразумевает в большей степени самоконтроль и основанное на практике активное самообучение, в отличие от контроля обучения со стороны. Помимо задачи повышения уровня индивидуального профессионального образования, целями непрерывного профессионального образования являются сохранение и развитие компетенций каждого среднего медицинского работника, необходимых в работе с постоянно меняющимися запросами пациентов.

В задачи непрерывного профессионального образования также входит развитие системы охраны здоровья, реагирующей на новые научные открытия в медицине, и увеличивающиеся требования медицинских организаций и общества. Для осуществления должной практики в течение всей своей профессиональной жизни средним медицинским работникам необходимо соответствовать современному уровню путем постоянного обучения в каком-либо направлении непрерывного образования. Для высококачественного оказания пациентам медицинской помощи содержание непрерывного профессионального образования должно быть направлено на усиление роли средних медицинских работников и совершенствование их компетентности. Мотивация к непрерывному профессиональному образованию для медицинской сестры обусловлена тремя основными факторами:

профессиональным стремлением к обеспечению оптимальной заботы о каждом пациенте;

обязательством учитывать требования работодателей и общества;

необходимостью сохранять в себе чувство удовлетворения, получаемое от работы.

В основе развития непрерывного профессионального образования лежат следующие принципы:

персонифицированность;

партнерство с профессиональными обществами;

непрерывность;

использование дистанционных технологий;

ведение средними медицинскими работниками персонального отчета-портфолио.

Обучение должно быть удобным для медицинского работника и включать все виды образовательной активности, включая конференции и семинары, публикацию статей, изучение электронных модулей, обучение в симуляционных центрах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Разгонова, Г.Н. Дополнительное профессиональное образование на современном этапе и его роль в подготовке конкурентоспособных специалистов. / Г.Н. Разгонова, Л.Л. Быстрякова. // Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников. Часть 3. – Екатеринбург, 2009. - С. 114-117.

Вялков, А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. / А.И. Вялков. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 528 с.

Пац, Н.В. Студенческое научное общество как один из этапов обучения студентов пропаганде здорового образа жизни. / Н.В. Пац. // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2014. - № 4. – С. 241-242.

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Свистунов, А.А. Возможности новой системы аккредитации специалистов в здравоохранении / А.А. Свистунов, Л.Б. Шубина, Д.М. Грибков. // Виртуальные технологии в медицине. – 2015 – С.4-6.

Просмотров работы: 482