Словарная работа в детском саду занимает главное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи.
Мышление детей младшего дошкольного возраста конкретно, образно. Использование наглядных средств, в создании у школьников образных представлений, для формирования понятий, понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики Характерна высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребёнка, в первую очередь, привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та… (маленькая); желтый карандаш длинный, а синий — (короткий); красная лента узкая, а белая — (широкая); одно дерево высокое, а другое (низкое); волосы у одной куклы светлые, у другой (темные).
На основе наглядности проводится работа по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула – ножка стола , ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у кружки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).
Педагог Ян Амос Коменский, сформулировавший золотое правило дидактики, говорил, что в обучение следует вовлекать все органы чувств: " Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". [1, с.179]. По его мнению, наглядное обучение способствует более глубокому усвоению знаний.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности [2].
Принцип наглядности, таким образом, можно поставить на первое место с опорой на остальные органы чувств. На это обращал внимание русский педагог Константин Ушинский В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя "...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово". Он считал, что чем больше органов чувств принимает участие в восприятии информации, тем прочнее она закрепляется в человеческой памяти. Это объясняется тесной взаимосвязью органов чувств человека [3].
Однако закономерное обоснование принцип получил сравнительно недавно. В познании окружающей реальности человеком и учении участвуют все органы чувств. Например, орган слуха пропускает около 1000 условных единиц информации за определенную единицу времени, орган осязания за эту же единицу времени пропустит информации 10 000 условных единиц, а орган зрения целых 100 000. Соответственно примерно 80% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Через органы зрения мозг получает почти в пять раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и понятно. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
Известны разные классификации видов наглядности. Обобщив их, имеем:
1. Естественные/натуральные объекты/предметы, которые встречаются в жизни, предметы объективной реальности (игрушки, печатные или настольные игры, живые растения или ваза в качестве натуры на уроке рисования).
2. Экспериментальная наглядность (демонстрация опытов, проведение экспериментов).
3. Объемные пособия (макеты, муляжи, геометрические тела и т. д.).
3. Изобразительная наглядность (картины, иллюстрации, рисунки, фотографии).
4. Экранные и звуковые материалы (аудиозаписи), звуко-изобразительная наглядность, включающая кино и телевидение, мультимедийные презентации
5. Символические и графические объекты (раздаточный материал, демонстрационные карточки, схемы, плакаты, таблицы, карты, формулы, графики).
6. Внутренняя наглядность (это образы, которые создаются речью педагога или из собственного опыта). Очень интересным приемом наглядного метода является рисование.. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника.
Наглядные методы можно разделить на две большие группы: метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. Во вторую группу относится показ кинофильмов и диафильмов, экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам.
Преимущества наглядных методов:
Запоминание ряда предметов, представленных в картинках и моделях, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной форме.
Дошкольники мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда и возникает необходимость именно наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
Наглядные пособия применяются не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
Наглядность используется как одно из средств связи с жизнью.
Требования к использованию наглядности:
1) связь наглядных материалов с темой, содержанием занятия в целом и со всеми его компонентами;
2) определение цели использования наглядных пособий; четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
3) целесообразность использования на том или ином этапе занятия и связь данного этапа с другими частями занятия;
4) выделение нужного количества времени для работы с наглядными средствами;
5) отсутствие перегрузки занятия наглядными средствами, наглядность должна использоваться в меру;
6) наглядность должна быть хорошо видна всем детям;
7) подобрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
8) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
9) сопровождаться точной и конкретной речью.
Методы словарной работы:
1.Методы накопления содержания детьми лексики. Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром: рассматривание картин; наблюдение за животными, растениями, за деятельностью человека; осмотры помещения детского сада, целевые прогулки; экскурсии (социальное окружение, природа). Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром: показ картин с незнакомым словом; чтение и рассматривание литературных произведений. Названия предметов, за которыми нельзя пронаблюдать, можно ввести с помощью иллюстрации, фотографии, фрагмента видеосъемки, игрушки, макета и пр. Опора на непосредственное восприятие и наглядность обязательна в словарной работе с детьми младшего дошкольного возраста и сохраняется во всех возрастных группах, что обусловлено наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления дошкольников.
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин; дидактические игры; лексические упражнения; работа с загадками.
Таким образом, развитие словаря у детей дошкольного возраста, безусловно, является одним из важнейших направлений деятельности воспитателя, которое обеспечивает успешное усвоение программного материала. На ранних этапах своего развития ребенок успешнее накапливает словарный запас благодаря использованию принципа наглядности и наглядных методов, которые вызывают интерес в связи с занимательностью и доступностью.
Список использованной литературы
1 Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках [Текст]/Я.А. Коменский – М.: Педагогика, 2002. – 388 с. Электр. ресурс http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st014.shtml
2Песталоцци Г. Как Гертруда учит своих детей Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина.— М.: Педагогика, 1981.—336 с. - С. 61-212. Электр. ресурс http://www.bim-bad.ru/docs/pestalozzi_wie_gertrud_ihre_kinder_lehrt.pdf
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 450.Электр. ресурс http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t8_1950/fs,1/