КАК РОДИТЕЛЯМ СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КАК РОДИТЕЛЯМ СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Пономарёва Е.С. 1, Даркулова К.Н. 2
1ЮКГПУ, Факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа посвящена речевому развитию детей раннего возраста. Это период, когда родители играют очень важную роль. С раннего возраста надо начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Согласно ГОСО дошкольного воспитания и обучения РК (приказ МОН РК от 05.05.2020 № 182 http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669) развитие коммуникативно-языковых навыков начинается от рождения — ясельного возраста (0-3 года). Так, ребенок до 1 года лепечет и подражает звукам; реагирует жестами или голосом (звукопроизношение); имитирует действия, жесты и звуки других (это уже развитие словаря); выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен (творческая речевая деятельность); изучает предметы разными способами, выказывая эмоции (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы), наблюдая за действиями других (познание мира); слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения (творческие навыки); признает непосредственных членов семьи, улыбается им, машет ручками или смеется, использует движения тела и звук, радуется веселым играм со взрослым (социальные навыки).

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Такой ситуацией является игра.

Игра - один из важнейших способов познания мира детьми. Когда дети играют со взрослыми и другими детьми, они учатся ладить с другими, решать проблемы, а также эффективно общаться и использовать язык. Через игру дети учатся общаться, обнаруживать интересы и приобретать когнитивные, моторные, речевые, языковые и социально-эмоциональные навыки. Через различные игры дети учатся открывать мир, творить и решать проблемы. Они открывают для себя новые вещи через игровые занятия и начинают взаимодействовать с окружающим миром.

В игре дети изучают язык. Игра - это способ обучения детей новым навыкам, а язык - один из самых важных навыков, которым дети овладевают во время игры. В то время как малыши играют, они развивают основы успешного общения, общения, моторики, и академические навыки. Это происходит посредством речи, сначала невербальной, потом вербальной.

До появления устного общения младенцы часто вступают в невербальное общение со взрослыми. Уже через месяц после рождения ребенок следит за вашим ртом, когда вы говорите. Позже наблюдает за выражением вашего лица, мимикой (например, улыбка ребенка и ответная улыбка родителей), жестами во время всевозможных переживаний и настроений и начинает соотносить, какие выражения лица и жесты соответствуют каким настроениям / чувствам.

Дальше следит за языком вашего тела, когда вы говорите и общаетесь, и начнет понимать, что означает ваш язык тела (протягивает ручки). Малыш наблюдает как играют, братья, сестры и сверстники, а позже будет имитировать эти действия в своей игре, включая язык, который сопровождает игру.

Все начинается с гуления, которое затем переходит в лепет и вскоре — реальные слова. Когда младенцы начинают издавать звуки (гулить, лепетать), их родители обычно имитируют эти звуки или реагируют положительно, усиливая понимание того, какое влияние его поведение оказывает на других людей. Таким образом, ребенок издает больше звуков, чтобы вызвать ответ от взрослого.

Пока они смотрят на нас, они слушают. Опять же, это начинается в день их рождения (фактически, это начинается до рождения!). Первые глупые стишки, которые произносятся взрослыми в игровой форме, пальчиковые игры («Ладушки», «Идет коза рогатая») помогают заложить основы речи, языка, общения и социальных навыков ребенка. Использование народных игр, игровых песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”. Они слушают все звуки, которые мы издаем, слова, которые мы говорим, и предложения, которые мы формируем. Вначале они ничего не значат, но вскоре все эти слова начнут обретать для них смысл. Они будут слушать и начнут имитировать эти слова.

Дети исследуют (реагируют когда зазвенела или упала погремушка). Вот где игра действительно становится важной. Они исследуют вещи вокруг себя и манипулируют ими, «играют» с ними. Когда он это делает, вы сидите с ним, играете и разговариваете с ним. Он наблюдает за вами и слушает вас. Когда взрослый показывает игрушку и показывает и рассказывает о ней, ребенок выучивает эти слова. Он также наблюдает за тем, как вы выполняете эти действия, имитирует их, чтобы тоже их попробовать . Это исследование и игра продолжаются и когда вы играете с ним, и когда он играет со сверстниками, братьями и сестрами, и даже во время одиночной игры. Ребенок начинает подражать нашим действиям и звукам, которые он слышит вокруг себя, хлопая ладошками, махая ручками, двигаясь. Эта ответная реакция не что иное как его способ общения, это предшественник речи.

По мере взросления дети приобретают новые навыки, новые формы речи: от диалога до связной речи. Методы игры также меняются, становятся более сложными и разнообразными: наглядные (наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность);практические (дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.); словесные (чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности). От игр с погремушками в младенчестве они переходят до различных игр в дошкольном возрасте (игры с предметами, настольно-печатные, музыкальные, игры на воображение, ролевые, игры-пантомимы и игры- имитации)

В большинстве случаев дети хотят, чтобы их родители или другие взрослые присоединились к ним в этих занятиях. Важно наблюдать за игрой своего ребенка и вовлекать его в играть в занятия, которые им интересны. Чем больше они вовлечены в какую-либо деятельность, тем больше у них будет возможностей для изучения языка и овладением речью.

Игры - отличная возможность придать смысл словам и пополнить словарный запас. Моделируя язык, вы знакомите своих детей с новыми словами, правильной грамматикой и правильным произношением. Вы можете помочь расширить их словарный запас. Как правило, мы стараемся похвалить ребенка: Как быстро ты собрал Лего! Можно далее развернуть фразу, знакомя с моделями предложений, можно использовать синонимы и антонимы, второстепенные члены предложения, пополняя словарный запас. Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью. Во время диалога, нужно параллельно следить за произношением звуков, работать над грамматикой.

Развитие языковых и когнитивных навыков в дошкольном возрасте приводит к более сложным играм, ролевым. В этом возрасте дети больше вовлекаются в ролевые игры и переходят к совместной. игре со сверстниками Игра в воображение может включать переодевание куклы, разыгрывание прошлых событий (прогулки, посещение цирка, праздника), например, когда папа становится дрессировщиком, а ребенок- тигром.

Игра развивается по мере развития детей. Сначала они могут положить все в рот или просто бросить игрушки. Это их способ экспериментировать и узнавать, как разные предметы ощущаются и ощущаются на вкус.

Затем они строят конструкторы ЛЕГО, играют с машинами и поездами. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Они узнают, что у объектов есть имена, и можно играть с ними разными способами. Во время игры дети могут выучить существительные (названия вещей), глаголы (то, что делают предметы или слова действия) и прилагательные (как описывать предметы). Они учатся исследовать предметы. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности, вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу

Игры - важная часть жизни ребенка. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Родители дают своему ребенку первые нужные слова. Когда они присоединяются к игре со своим ребенком, они говорят эти важные слова. Родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Просмотров работы: 14