ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Ергешова Ш.А. 1, Даркулова К.Н. 2
1ЮКГПУ, Факультет истории и педагогики, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одно из самых ярких достижений дошкольного возраста - развитие речи и языка ребенка. Развитие речи является результатом сложных взаимодействий между биологическим состоянием ребенка, его семьей, школой и обществом как социальным и культурным контекстом. Очень важно овладеть языком и речью, развить коммуникативные навыки в возрасте до 5 лет. Ожидается, что ко времени поступления детей в школу они будут использовать эти рече-языковые навыки в качестве инструментов для обучения и социализации. 

По мере того, как ребенок начинает пользоваться речью, проходит много этапов. Развиваются его визуальные навыки (взгляд на говорящих и предметы); слуховые навыки (прослушивание музыки, речи и звуков речи); тактильные навыки (изучение прикосновений, исследование предметов во рту); оральная моторика (использование языка, движение губ); и когнитивные навыки. При кормлении грудные дети тренируются в укреплении и координации мышц, которые будут использоваться для речи. Кормление помогает укрепить мышцы ротовой полости, что, в свою очередь, положительно влияет на речь. Ребенок реагирует на знакомый голос, узнает знакомые лица, экспериментирует (имитируя и повторяя) с множеством разных звуков, воспроизводит цепочки звуков снова и снова и издает звук, обращаясь к своим родителям. Так семья может стимулировать эти предречевые и языковые навыки дома. Домашняя учебная среда до 3-х лет закладывает базу для языкового ребенка после 3-4 лет.

Речевые и языковые расстройства приводят к проблемам в общении. Начальная задержка речи и языка может стать расстройством, которое может вызвать трудности в обучении. Общение ребенка считается задержанным, если ребенок заметно отстает от своих сверстников в овладении речью и / или языковыми навыками. Эти задержки и расстройства варьируются от простой замены звука до неспособности понимать или использовать язык. Некоторые причины речевых и языковых расстройств включают потерю слуха, неврологические расстройства, травмы головного мозга, умственную отсталость, физические нарушения, такие как заячья губа или расщелина нёба, а также злоупотребление голосом или его неправильное использование. Однако чаще всего причина неизвестна.

Речевые расстройства - это трудности с воспроизведением звуков речи или проблемы с качеством голоса. Они могут характеризоваться прерыванием течения или ритма речи, например, заиканием. Речевые расстройства могут представлять собой проблемы со способом формирования звуков, вызываемые артикуляционными или фонологическими нарушениями, или они могут быть проблемами с высотой, громкостью или качеством голоса. Может быть сочетание нескольких проблем. Речь - это моторный акт общения путем артикуляции высказывания, тогда как язык - это знание системы лингвистических единиц, используемой для межличностного общения.

Языковое расстройство - это нарушение способности понимать и / или использовать слова в контексте, как вербально, так и невербально.  Дети общаются с рождения через плач, взгляд и жесты. У них есть желание общаться и узнавать, что плач или издаваемые звуки могут повлиять на их окружение. Язык - это сложный развивающийся навык, состоящий не только из словарного запаса, но и из грамматики. Некоторые характеристики языковых расстройств включают неправильное использование слов и их значений, неспособность выражать мысль, несоответствующие грамматические нормы, ограниченный словарный запас.  Дети могут слышать или видеть слово, но не понимать его значения. Им может быть сложно заставить других понять, что они пытаются сообщить.

В целом считается, что у ребенка задержка речи, если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста или ребенок с задержкой речи имеет речевое развитие, типичное для нормально развивающегося ребенка более младшего возраста, т.е. навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно. Чтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, следует проследить стадии формирования речи от гуления и лепета до формирования предложений. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут улучшить эмоциональный, социальный и когнитивный результат.

Задержка речи может быть медицинской проблемой, потому что происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи.

Задержка речевого развития может иметь и социальную причину, но последствия одни — влияние на личную, социальную, академическую и, в дальнейшем, профессиональную жизнь. Двуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в освоении обоих языков. Однако понимание двух языков двуязычным ребенком является нормальным, и ребенок обычно овладевает обоими языками до достижения пятилетнего возраста. Психосоциальная депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание, асоциальный образ жизни родителей, приводящий к эмоциональному стрессу, пренебрежению детьми) отрицательно влияют на развитие речи. Низкие языковые способности могут быть как причиной, так и результатом, например, плохих взаимоотношений со сверстниками.

Ранняя диагностика задержанного речевого развития позволит определить, можно ли улучшить языковые результаты ребенка за счет изменения стимулирующих родительских форм поведения в домашней среде, рассмотреть влияние семейных ресурсов.

Диагностировать задержку речи у детей сложно из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, недостоверности/неподтвержденности родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур. Однако можно сказать, что задержка речи — распространенная проблема детства, которой страдают от 3 до 10 процентов детей, причем в три-четыре раза чаще встречающаяся у мальчиков, чем у девочек. Однако к школьному возрасту они обычно имеют нормальное речевое развитие.

Задержка речевого развития может быть симптомом многих расстройств, включая умственную отсталость, потерю слуха, афазию, двуязычие, психосоциальную депривацию, аутизм, мутизм и церебральный паралич.

Умственная отсталость - наиболее частая причина задержки речи, составляющая более 50 процентов случаев. У умственно отсталого ребенка наблюдается глубокая задержка речи, а также задержка восприятия слуха и задержка в использовании жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее усваивается коммуникативная речь. У умственно отсталых детей речевое развитие страдает более всего. Приблизительно у 30-40% детей с умственной отсталостью причину умственной отсталости невозможно определить даже после тщательного исследования. Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, прием лекарств матерью в период беременности, травму центральной нервной системы, гипоксию, гипотиреоз, отравление, менингит или энцефалит, а также нарушения обмена веществ.

К глубокой задержке речи может привести потеря слуха и тугоухость на ранней стадии развития. Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной. Кондуктивная потеря слуха возникает в результате нарушений передачи звука в наружном или среднем ухе. Эти проблемы возникают из-за задержки жидкости и воспаления в среднем ухе, иногда с инфекцией. Присутствие жидкости затрудняет слышимость ребенка, что приводит к колеблющейся кондуктивной тугоухости. Когда дети плохо слышат постоянно, им трудно понять, как связаны звуки и события. Родителям важно следить за тем, чтобы их ребенок хорошо слышал. Сенсорно-невральная потеря слуха вызвана проблемами внутреннего уха и может быть результатом внутриутробной инфекции, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов и хромосомных аномалий.

У детей с расстройством экспрессивной речи, с афазией (на которую приходится лишь небольшой процент случаев) нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальная артикуляция. Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное словесное выражение. Но первичный дефицит - дисфункция мозга - приводит к неспособности переводить мысль в речь. Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску дислексии. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь у этих детей не только запаздывающая, но и скудная, аграмматическая и нечеткая по артикуляции. Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком.

Аутизм - это неврологическое нарушение развития; начало наступает до достижения ребенком 36-месячного возраста. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным языковым развитием, неспособностью развивать способность общаться с другими, а также обсессивно-компульсивным расстройством (состоит из навязчиво вторгающихся в психическую деятельность человека мыслей, воспоминаний, образов (обсессий), которые приходят снова и снова и вызывают тревогу или дискомфорт; и повторяющихся действий, ритуалов (компульсий), включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность). Описаны различные речевые нарушения, такие как эхолалия и смена местоимений. У некоторых аутичных детей речь бывает атонической, характеризующейся снижением способности к сосредоточению внимания, целенаправленной деятельности, затруднением контактов с окружающими. Дети с аутизмом, как правило, не поддерживают зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на объятия и не используют жесты для общения. У мальчиков аутизм в три-четыре раза чаще, чем у девочек.

Избирательный мутизм - это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Обычно дети с элективным мутизмом говорят, когда они одни, со своими друзьями, а иногда и со своими родителями, но они не разговаривают в школе, в общественных местах или с незнакомцами. В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. У детей проявляются симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети настроены негативно, застенчивые, робкие и замкнутые. Заболевание встречается у девочек несколько чаще, чем у мальчиков. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет.

Задержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у людей с атетоидным типом церебрального паралича. У таких детей обычно нормально развит интеллект и редко встречаются судорожные припадки. Сложность с артикуляцией слов распространена и часто является тяжелой, в связи с нарушением координации или спастичности мышц языка.

В связи с вышесказанным следует иметь в первую очередь клиническую оценку состояния ребенка. Ведение ребенка с задержкой речи должно быть индивидуальным. 

Анамнез и физикальное обследование всех этапов развития речи на предмет нормы или патологии (речь ребенка становится практически неразборчивой после трех лет или если речь ребенка опаздывает более чем на год по сравнению с нормальными моделями речевого развития) важны при оценке детей с задержкой речи и при постановке диагноза. Медицинский анамнез должен включать любые материнские заболевания во время беременности, перинатальную травму, инфекции или асфиксию, гестационный возраст при рождении, массу тела при рождении, состояние здоровья в прошлом, использование ототоксических препаратов, психосоциальный анамнез, язык (языки), на котором (-ах) говорилось с ребенком, и семейный анамнез.

Необходимо точное измерение роста, веса и окружности головы ребенка. Обзор соответствующего параметра на диаграмме роста также может помочь в раннем выявлении некоторых типов задержки речи. Следует отметить любые дисморфические признаки или отклонения от нормы в строении тела. Необходимо провести полное неврологическое обследование, которое должно включать оценку зрения и слуха.

Электроэнцефалограмму следует рассматривать у детей с припадками или со значительными нарушениями восприятия речи. Последнее может иногда быть связано с субклинической судорожной активностью в височной доле.

Всесторонняя оценка развития имеет важное значение, потому что задержка речевого развития является наиболее частым ранним проявлением интеллектуального нарушения. Детям, результаты которых указывают на ненормальное состояние, требуется более точное тестирование с помощью одного из стандартизированных и проверенных тестов интеллекта. Наиболее широко используемыми тестами интеллекта для оценки интеллектуального и адаптивного функционирования ребенка являются шкала интеллекта Стэнфорд-Бине, шкала развития младенцев Бейли, пересмотренная шкала интеллекта Векслера для детей.

Все дети с задержкой речи должны быть направлены на аудиометрию, независимо от того, насколько хорошо ребенок кажется слышит в офисных условиях и являются ли другие нарушения, возможно, причиной задержки речи.  Это обследование обычно проводят уже в роддоме после рождения. Проверка слуха также должна проводиться каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста и ежегодно в возрасте до 12 лет. Лечение обычно включает либо схему приема антибиотиков, либо введение трубок для отвода жидкости. У детей с потерей слуха могут быть показаны такие меры, как слуховые аппараты, тренировка слуха, обучение чтению по губам и миринготомия для удаления скопленной за барабанной перепонкой жидкости, что уменьшает давление в ухе и восстанавливает слух; иногда может потребоваться реконструкция наружного слухового прохода, реконструкция слуховых косточек и кохлеарная имплантация. 

Психотерапия показана ребенку с элективным мутизмом. Также рекомендуется, когда задержка речи сопровождается чрезмерным беспокойством или депрессией. Имеются исследования о том, что у аутичных детей улучшение усвоения речи происходит при поведенческой терапии, включающей оперантное обусловливание.

Таким образом, развитие речи является результатом сложных взаимодействий между биологическим состоянием ребенка и окружающей его средой. При патологии развития речи можно помочь в речевом прогрессе детей посредством манипулирования необходимыми факторами: медицинской или социальной помощью, родительской помощью. Профилактические вмешательства в первые годы жизни должны оставаться приоритетом и должны учитывать как качество домашней среды обучения, так и более широкие социальные риски. Наличие устной языковой компетенции важно для успешного достижения академической и социальной компетенции.

Языковые трудности можно эффективно выявить еще до поступления в школу. Этот процесс идентификации должен быть особенно приоритетным для детей, которые уже демонстрируют признаки поведенческих трудностей, учитывая высокую частоту и низкий уровень выявления языковых трудностей в этой группе. Необходимы ранние меры вмешательства для поддержки развития языковых навыков до поступления в школу. В случае успеха можно ожидать, что такие усилия снизят для ребенка риск серьезных академических и психосоциальных трудностей в детстве и во взрослом возрасте.

Просмотров работы: 25