В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. В ГОСО дошкольного воспитания и обучения РК в образовательной области «Социум» и «Коммуникация» большое внимание уделяется формированию коммуникативной деятельности, развитию общения детей с взрослыми и сверстниками. Большинство детей дошкольного возраста осваивает элементарные навыки общения, способны занять определенное место среди других сверстников. Нередко можно встретить также детей, испытывающих серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на их общении, препятствуют осуществлению полноценного общения с окружающими людьми. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи). К данной категории детей относятся дети с речевыми нарушениями.
Есть много видов речевых и языковых расстройств, которые могут повлиять на детей. Выделим четыре основных области, в которых возникают эти нарушения. Это:
Артикуляция — фонетические нарушения произношения. Неправильная артикуляция не обязательно является поводом для беспокойства, если только она не продолжается после того возраста, в котором дети должны правильно издавать такие звуки.
Свободное владение языком — фонологические нарушения, неправильное использование звуков, слогов и слов, которые повторяются, продлеваются или избегаются, и где могут быть несоответствующие модели вдоха, выдоха или фонации;
Беглость — нарушение беглости означает, что что-то нарушает ритмичный и прямой поток речи (обычно заикание). В результате речь ребенка содержит ненормальное количество повторов, колебаний, удлинений или нарушений. Напряжение также можно увидеть на лице, шее, плечах или кулаках .
Голос возникает, когда воздух из легких проталкивается через голосовую щель в горле, заставляя голосовые складки внутри вибрировать. Оттуда генерируемый звук проходит вверх через пространство горла, носа и рта. Расстройство голоса включает проблемы с высотой, громкостью, резонансом или качеством голоса. Голос может быть хриплым, хриплым или резким.
Язык. Под языковым расстройством понимается нарушение способности понимать или использовать слова в контексте. Язык имеет дело со значениями, а не со звуками. У ребенка может быть расстройство экспрессивной речи (трудности с выражением идей или потребностей), расстройство рецептивной речи (трудности с пониманием того, что говорят другие) или расстройство смешанного языка (которое включает оба).
Характеристики речевых или языковых нарушений будут варьироваться в зависимости от типа нарушения. Также может быть сочетание нескольких проблем.
Некоторые характеристики языковых расстройств включают неправильное использование слов и их значений, неумение выражать идеи, несоответствующие грамматические шаблоны, сокращенный словарный запас и неспособность следовать указаниям. Дети могут слышать или видеть слово, но не понимать его значения. Им может быть сложно заставить других понять, что они пытаются сообщить. Эти симптомы можно легко принять за другие нарушения, такие как аутизм или нарушение обучаемости, поэтому очень важно убедиться, что ребенок прошел тщательную оценку сертифицированного логопеда.
Наличие общего недоразвития речи препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет устанавливание контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума. [1]
О. Е. Грибова говорит о том, что у детей с нарушениями речи происходит смещение целей коммуникации. Автор выделяет следующие особенности коммуникации при речевом недоразвитии:
а) дети данной категории не умеют обращаться с просьбами (инициальная цель диалога – обращение за помощью заменяется общей целью – сообщением о потребности);
б) они игнорируют собеседника – им важно не рассказать, а высказаться;
в) дети не считают себя участниками коммуникативной ситуации до тех пор, пока каждый не получит прямого указания;
г) диалог с детьми данной категории распадается, превращаясь в формализированную вопросно-ответную «беседу»;
д) в общении детей преобладает активность одного из партнеров, при этом инициативные высказывания не стимулируют собеседника к общению [2].
Логопедические подходы и мероприятия включают:
Оценка речи и языка: углубленный анализ и определение сильных и слабых сторон ребенка во всех сферах общения, включая навыки игры и взаимодействия, внимание и слушание, понимание слов и языка, использование слов и языка, социальное общение, произношение и говорение, а также навыки предварительной грамотности, где это необходимо.
Коммуникационные стратегии: работа вместе с родителями над разработкой целей и стратегий, помогающих развивать области общения, с которыми у ребенка возникают трудности.
Ежедневные занятия: предоставление семьям стратегий и советов, которые можно использовать дома в повседневных делах и распорядках, чтобы помочь развить коммуникативные навыки.
Пошаговые цели: Постановка небольших, пошаговых целей, которые достижимы и показывают прогресс ребенка в определенных областях навыков.
Визуальная информация: включение дополнительной визуальной информации с помощью более формализованной системы жестов, изображений и / или символов для облегчения понимания и использования языка там, где это необходимо.
Положительное подкрепление: предоставление большого количества положительного подкрепления и поддержки на протяжении всей терапии, чтобы помочь укрепить уверенность в себе и повысить самооценку.
Поддержание связи с педагогическим персоналом (при необходимости) по поводу коммуникативных навыков ребенка и предоставление информации и идей, которые можно использовать в образовательной среде, чтобы помочь ребенку получить доступ к учебной программе.
Соответствующий возрасту язык: использование языка, соответствующего уровню понимания ребенка.
Мультисенсорный подход: использование мультисенсорного подхода (например, зрения, вкуса, запаха, осязания) для изучения новых слов и понятий.
Книги: обучение тому, как использовать книги и рассказы для развития языка.
Альтернативные формы общения: обучение альтернативным способам общения во время развития языка (например, язык жестов, система обмена изображениями - PECS).
Для возрастания коммуникативной активности и успешного решения коммуникативных задач необходимо решить и ряд коррекционных задач по устранению речевого дефекта: исправление дефектов звукопроизношения, овладение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, владение связной речью (монологической, диалогической), использование интонационных средств выразительной четкой речи. Учителя-логопеды должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, которые позволят реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях. Эффективному формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать целенаправленная и систематическая реализация коммуникативной направленности логопедических занятий, предполагающие прежде всего, организацию совместной деятельности обучающихся
Список использованной литературы
ТропинаТ.Д., СкоробогатоваН.В. Особенности общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Вестник Шадринского государственного педагогического университета//Научный журнал на тему: Психологические науки, Науки об образовании, История и археология, Языкознание и литературоведение. Электр. ресурс http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-20.pdf
Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2002. –№ 2. –С. 12-18