Речь и язык занимают центральное место в человеческом опыте; они являются жизненно важными средствами, с помощью которых люди передают и получают знания, мысли, чувства и другие внутренние переживания. Приобретение коммуникативных навыков начинается в раннем детстве и является основой способности получить доступ к культурным знаниям, организовать и поделиться мыслями и чувствами, а также участвовать в социальных взаимодействиях и отношениях. Таким образом, нарушения речи и языковые расстройства - сбои в развитии общения - могут иметь широкомасштабные и неблагоприятные последствия для способности общаться, а также приобретать новые знания и полноценно участвовать в жизни общества. Серьезные нарушения речи или овладения языком имеют как прямые, так и косвенные последствия для развития детей и начинаются они в детском саду.
Детский сад – это важная часть жизни для детей и членов их семей, это начало формальной образовательной карьеры ребенка. Детский сад дает возможность детям расти и развиваться физически, эмоционально, социально и академически. Это новый опыт как для ребенка, так и для родителей. Как можно поддержать ребенка с речевыми расстройствами в этом новом статусе, сделать переход в детский сад плавным, помочь ему адаптироваться в новой среде?
Что вызывает расстройства речи и языка? Некоторые причины речевых и языковых расстройств включают потерю слуха, неврологические расстройства, травмы головного мозга, умственную отсталость, физические нарушения, такие как расщелина губы или неба, а также злоупотребление голосом или неправильное использование. Однако часто причина неизвестна. Эта оценка не включает детей, у которых проблемы с речью/языком являются вторичными по сравнению с другими состояниями, такими как глухота, умственная отсталость, аутизм или церебральный паралич. Поскольку многие виды психофизических нарушений действительно влияют на способность человека общаться, фактическая частота детей с нарушением речи, несомненно, намного выше.
К поведению, которое может быть истолковано как коммуникативно неправильное (трудности в слушании и понимании), относятся следующие: мало или чрезмерно много говорит; отказывается отвечать на вопросы; трудности с восприятием и запоминанием инструкции; путает похожие по звучанию слова; не понимает новую лексику (слова); трудности с категоризацией слов; не может рассказывать или пересказывать истории, плохо запоминает; плохое произношение; грамматические ошибки. Используйте увлекательные игровые задания или игры, чтобы мотивировать ребенка учиться.
Следующие рекомендации могут помочь такому ребенку.
Психолого-педагогические проблемы:ребенок невнимательно слушает инструкции. Важно, чтобы во время занятий дети находились вдали от отвлекающих факторов, таких как двери и окна, и близость к педагогу.
Прежде чем привлекать внимание ребенка, напомните ребенку, что нужно использовать хорошие «навыки слушания» и хвалите их, когда они это делают.
Дайте инструкции перед занятием, а не во время него
Инструкции должны быть разбиты на шаги
Поощряйте ребенка повторять инструкции или убедитесь, что они вас услышали.
Может потребоваться информация, которую нужно обобщить, упростить или перефразировать.. Подчеркивайте ключевые слова при предоставлении информации.
Замедлите скорость разговора. Это очень эффективная стратегия для детей с трудности понимания
Используйте визуальные эффекты, чтобы дополнить слуховую информацию (например, изображения, знаки, жесты).
Некоторым детям нужно дополнительное время обрабатывать информацию. Оставьте его на некоторое время, если ребенок немедленно не отвечает.
Поощряйте ребенка, если он просит о помощи. Объясните, что это нормально, если он не понял. Хвалите детей за то, что они обращаются за помощью в случае необходимости.
Если ребенок не понял, попробуйте повторить то, что вы сказали, а не перефразировать. Перефразирование может увеличить языковую нагрузку на ребенка с особенностями: Используйте закрытые, а не открытые вопросы, т.е. вопросы, у которых есть выбор только из двух или трех ответов.
Поощряйте ребенка пересказать, что произошло в рассказе, чтобы проверить их понимание. Поощрение детей пересказывать своими словами сказанное, наученное или прочитанное развивает их понимание и слуховая память.
Дети с языковыми трудностями могут иметь проблемы с выразительной речью (разговорные слова, артикуляция, поиск слов, словарный запас, семантическая путаница и т. д.) или с восприятием речи (понимание, отзыв и т. д.) или и то, и другое. Когда вводятся новые темы в классе, детям с языковыми трудностями может потребоваться особая помощь. Некоторым детям трудно понять и запомнить большой объем информации.
Используйте простую и лаконичную информацию.
Говорите медленно и делайте паузы между ключевыми фразами.
Используйте короткие простые предложения. Будьте краткими и ясными например, «Карандаши вниз».
У некоторых детей могут быть трудности в толковании подразумеваемых или двусмысленных значений: старайтесь избегать использования языка или фразы, которые могут быть неправильно истолкованы или имеют несколько значений.
У некоторых детей могут быть трудности в понимании отношений между связанными словами: Тщательно вводите новый словарный запас и моделируйте его. Попробуйте ограничить сумму новой лексики и по возможности используйте визуальную поддержку. По возможности старайтесь использовать картинки и конкретные материалы для объяснения новых слов и идей. Объясняйте новый словарный запас. Познакомьте ребенка с языком в различных условиях (например, в обществе, во время повседневных дел, таких как прогулки, приготовление пищи).
Некоторым детям трудно грамматически правильно использовать слова или составлять предложения: Если ребенок произносит предложение с неправильной грамматикой повторить это предложение правильно, объяснив ему или задав наводящие вопросы («Это объект или он живой?», «Что делает он делает? »,« что он выглядит / звучит / вкус / запах / ощущается нравится? »,« с какого звука начинается? », дав им начало звука слово). Это позволяет ребенку узнать, что они должен был сказать, не стесняясь или под давлением. Делайте это только в том случае, если вы уверены, что ребенок может выбрать правильный ответ при выборе между двумя («это жираф или леопард? »).
У детей с языковыми трудностями возникают проблемы с концепциями и последовательностями времени: понятия «сегодня», «вчера», «завтра», дни недели, месяцы и времена года им трудно понять и вспомнить.
Некоторым детям сложно составить последовательность свои мысли производить связные предложения /рассказы: Задавайте детям вопросы, чтобы уточнить: что дети представляют? о ком или о чем идет речь, где происходит, почему, как?
Дети с коммуникативными расстройствами часто показывают плохой или недостаточный академический уровень, испытывают трудности с чтением, испытывают трудности с пониманием и выражением языка, неправильно понимают социальные сигналы, избегают посещения детского сада или школы. Трудности в обучении слушать, говорить, читать или писать могут быть результатом проблем в языковом развитии. Проблемы могут возникать при воспроизведении, понимании и осознании языка на уровне звука, слога, слова, предложения и дискурса. Люди с проблемами чтения и письма также могут испытывать трудности в стратегическом использовании языка для общения, мышления и обучения.
Проблема социально-педагогической адаптации детей с особенностями развития недостаточно изучена, что не позволяет сделать данный процесс более успешным.