НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бучельникова Е.С. 1, Арасланова А.А. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие универсальных учебных действий выпускника начальной школы и ставит перед учителями в качестве одной из значимых задач формирование у детей младшего школьного возраста регулятивных УУД. Данная задача направлена на овладение умением определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем, умением оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умением осуществлять познавательную и личностную рефлексию, что является показателем высокого уровня сформированности рефлексивных умений [5, с. 6].

Согласно Примерной основной образовательной программе, у младшего школьника должны быть сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата [2, с. 13].

Изучение рефлексии имеет научную и практическую актуальность в силу того, что многие ученые отмечают влияние этого феномена на становление личности человека, на развитие его творческой индивидуальности. Проблема рефлексии является далеко не новой, различные ее аспекты рассматривали еще древнегреческие философы: Аристотель, Платон, Сократ. Философская мысль по вопросам рефлексии развивалась благодаря работам Декарта, Г. Гегеля, И. Канта, Дж. Локка и др., из современных ученых - философов можно назвать А.И. Введенского, В.А. Лефевра, А.Ф. Филиппова, Ю.А. Шрейдера и др. За последние десятилетия границы применимости категории «рефлексия» значительно расширились. В настоящее время мы находим вопросы рефлексии в работах психологов, педагогов: ученых - дидактов, методистов, а также учителей - практиков.

Теоретические основы изучения рефлексивных процессов человека представлены в исследованиях психологов: Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, Ю.Н. Кулюткина, И.С. Ладенко, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Семенова, С.Ю. Степанова и др. В педагогической психологии внимание преимущественно отводится интеллектуальному аспекту рефлексии: В.В. Давыдов, А.З. Зак, В. И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам освоения программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. В связи с этим перед учителем встает задача изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты учащегося на различных этапах образовательного процесса. Причем эта оценка должна стать средством мотивации ученика к достижению высоких образовательных результатов и личностному развитию.

В настоящее время учителя начальных классов все чаще сталкиваются с проблемой нежелания учащихся оценивать свою деятельность. Это вызвано тем, что зачастую младшие школьники не понимают смысл задания/упражнения, а также для чего нужно выполнять то или иное задание/упражнение, следовательно, эта деятельность становится для них неинтересной. Рефлексия обладает аналитическими и развивающими свойствами, она изменяет и формирует личное отношение человека к опыту и деятельности, может помочь обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели последующей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Сейчас рефлексия приобрела одно из наиболее важных значений и трактуется как механизм социальной жизни человека во всех её проявлениях, механизм самоорганизации и саморазвития сложных систем, источник и средство свободы личности.

По мнению В. Л. Соколова рефлексия – это, прежде всего, способность человека оценить своё состояние, свои мысли, действия как бы со стороны, соотнести результат действий с поставленной целью, определить границы собственного знания, своих возможностей, допускать существование иных точек зрения [4, c. 29].

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия - осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми [7, c. 58].

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов [1, c. 245].

А.Г. Ряписова в своей статье определяет рефлексию как эмоционально переживаемый вид мыслительной активности обучающегося, направленый на анализ, осмысление, переосмысление процессов и результатов собственной учебно-познавательной деятельности с целью фиксации качества ее итогов и повышения эффективности в дальнейшем [3, c. 55].

Таким образом, рефлексия – это не только самооценивание, самопонимание и самопознание. Она так же включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Под рефлексией подразумевается осмысление собственных процессов, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий. Способность к рефлексии — является одной из самых важных способностей, которая обеспечивает эффективность достижения образовательных задач.

Нет единого подхода в изучении рефлексии и её компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни. Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций.

И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов выделили четыре вида рефлексии в соответствии с их функциями: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная.

интеллектуальная рефлексия выполнят функцию переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную, на основе новой информации о нем;

личностная рефлексия заключается в самоопределении индивида и построении новых образов себя. В частности в процессе решения нестандартной, творческой задачи (ситуации) субъект, "включая" личностную рефлексию, построив новый образ себя, как субъекта творчества, приходит к решению;

кооперативная рефлексия состоит в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности;

коммуникативная рефлексия заключается в смене представлений субъектов друг о друге на более адекватные в определённой коммуникативной ситуации, осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению [5, c. 33].

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида;

личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания;

межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Также можно рассмотреть такую классификацию рефлексии:

по цели: настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания учебного материала;

по форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;

по типу урока: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая;

по содержанию: устная, письменная;

по функции: личностная, интеллектуальная, коммуникативная;

по способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок [8, c. 19].

Рефлексия является самым мощным средством саморазвития человека. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с осознанием смысла своих действий. Каждое действие завершается соответствующим принятием решения, осуществляющимся с помощью рефлексии. Так, понимание заканчивается тем, что субъект дает оценку и самой задачи, и своей возможности решить её.

Основой рефлексивной самооценки – являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности:

Способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;

Способность анализировать собственные действия.

Рефлексия выступает показателем субъектности и позволяет личности регулировать собственную активность, влиять на систему норм стандартов, управлять учебной и практической деятельностью. Занимая рефлексивную позицию, учащийся анализирует, критически осмысливает свою деятельность, сравнивает ее цели и результаты, стремится понять ее особенности, недостатки и достоинства. Рефлексия понимается нами как способность человека осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки. Поиск ответов на вопрос "Кто Я?" требует от человека максимально глубокой погруженности в свой внутренний мир, в свои ценностные ориентации, в самого себя.

Рефлексия может применяться не только в конце урока, как это обычно считается, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Таким образом, рефлексия имеет особое значение для развития личности, мышления человека, формирования его способности самостоятельно работать с информацией, переносить полученные знания на новое предметное содержание. В процессе рефлексивной деятельности осуществляются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности. Рефлексия обеспечивает самоконтроль, сознательность действий, востребованных в условиях современного общества. Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления». Таким образом, рефлексия позволяет ребёнку обнаруживать границу собственного знания/незнания и работать с ней в ситуации решения учебных задач сначала при кооперированном действии, а затем, в случае освоения, при индивидуальном действии ребёнка.

Список используемой литературы

Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — Москва : Ридерз Дайджест, 2005. — 325 c. — Текст : непосредственный.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: https://ciur.ru/vot/DocLib9/пооп_ноо_реестр_2015.pdf (дата обращения: 01.09.2020)

Ряписова, А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности / А. Г. Ряписова. — Текст : непосредственный // Вопросы психологии. — 2015. — № 4. — С. 55.

Соколов, В. Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий / В. Л. Соколов. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 3. — С. 29.

Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. — Текст : непосредственный // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 33.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2010. – С. 31.

Халтагарова, О. Д. Краткий психологический словарь: Учебное пособие / О. Д. Халтагарова. — Улан-Удэ : ВСГТУ, 2006. — С. 58 — Текст : непосредственный.

Шорина, А. В. Рефлексивные умения как образовательный результат / А. В. Шорина. — Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. — 2016. — № 7. — С. 19.

Просмотров работы: 64