ТЬЮТОРСТВО УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК ОСОБЫЙ ТИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЬЮТОРСТВО УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК ОСОБЫЙ ТИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Амурова М.Г. 1, Даркулова К.Н. 2
1ЮКГПУ, Факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Одной из качественных характеристик современного образования является принцип открытости. «Главная цель открытого образования в этом случае – научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, является заказчиком на своё образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несёт за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности» [1, с.7-8]. Ориентироваться в современном образовательном пространстве помогает ученику тьютор, который может и должен сопровождать образовательный интерес ребенка с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку. Однако в настоящее время понизилась значимость формального школьного образования, учитель перестал быть единственным авторитетом для учеников, так как благодаря Интернету вырос объем информации, легко доступной школьнику. И все более стала востребованной новая форма взаимодействия взрослого и ребенка – тьюторство. Учитель не может выполнять обязанности тьютора, ведь в связи со спецификой педагогической деятельности тьютор не может допустить такие особенности как авторитаризм, навязывание своей точки зрения, принципиальность, формальный стиль общения, так необходимые учителю. Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли наставников. Компетенции тьютора – это компетенции работника социальной сферы. Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального обучения, которая нацеливает на способность воспринимать учебный материал и вообще иметь желание учиться.

Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень актуальны на настоящий момент. В соответствии с различными схемами организации учебного процесса можно выделить три совершенно разные организационные роли тьютора:

1. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Тьютор (от лат. tutor – защитник, опекун). Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы [2]. Сегодня учитель инклюзивного класса часто не является специалистом в области специальной педагогики, тогда как тьютор может иметь это специальное образование.. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии. Тьюторская деятельность не связана непосредственно с процессом передачи знаний. Тьютор в образовании – это не учитель, а персональный наставник.

2. Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры».Учитель обладает определенным знанием, которое он должен передать ученику. Он несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти за формирование мировоззрения. Учитель является, прежде всего, транслятором знаний, в то время как тьютор – помощник в эффективном усвоении этих знаний.

3. Тьютор и учитель должны стать одной командой. При этом учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.

Несмотря на различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике, нами поддерживается мнение Т.М. Ковалёвой, что тьюторство — это особый тип педагогического сопровождения — сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования [3].

В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, репетиторы, социальные педагоги, коучи и т.д. Ведь гармоничное развитие ребенка зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребенка, его семьи, инклюзивной образовательной среды, директора и педсоставa школы, руководителя инклюзии и тьютора. Все они являются партнёрами работающими вместе. Классный руководитель отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своем классе, за формирование ученического коллектива, за воспитательную работу и досуговую деятельность. Завуч создает организационно-педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы. Психолог ведет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу. У тьютора не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В школах и детских садах существуют такие люди, как социальные психологи-педагоги, они могут оказывать такую помощь. Волонтёры тоже рады помочь, но они не обладают необходимыми методическими навыками. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.

Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ООП. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, персональным педагогом, ассистентом наставником, путеводителем и личным вдохновителем, куратором, поддерживателем, адаптором, индивидуальным помощником и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.

Тьютор – новая профессия в образовании. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).Тьютор – это педагог, который работает по принципу индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода.

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. Хороший педагог при подаче учебного материала учитывает особенности своих учеников. Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует лучшему усвоению академической программы (общей для всех), состоящей из учебных дисциплин (одинаковых для всех). На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Индивидуализация дает обучающимся свободу выбора изучаемых дисциплин, специализаций, посещаемости, но не освобождает от необходимости показать надлежащий объем знаний на экзаменах. Чтобы процесс обучения при таком подходе проходил успешно, необходима помощь тьютора. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.

Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. Безусловно, люди, которые высоко мотивированы в своей карьере, обычно склонны к достижению определенных целей. Кроме того, мотивация учителей оказывает определенное влияние на учащихся с особыми образовательными потребностями. Не только мотивация учителя определяет достижения и результаты учеников, но и его энтузиазм, стиль преподавания. Способность учителя создавать и делать урок более интересным с помощью соответствующего стиля формирует результаты ученика в изучаемом предмете.

Деятельность тьютора воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу учащегося, в то время как учитель больше сосредоточен на формировании когнитивной сферы. Как учителя, так и учащиеся в специальном и инклюзивном образовании нуждаются в мотивации, от которой зависит успеваемость. Учащиеся с ограниченными возможностями также имеют право на получение высоких оценок по предметам, может тоже достичь академических успехов, если будет грамотное руководство тьютора в рамках специально разработанной программы.

В типовые штаты общеобразовательных школ в ближайшее время МОН РК планируется введение должности педагога-ассистента. Педагог-ассистент оказывает помощь учащимся с поведенческими, эмоциональными и коммуникативными особенностями, вследствие которых, школьники не в состоянии самостоятельно участвовать в учебном процессе.

Список использованной литературы

Боровкова Т.И.. Технологии открытого образования. Изд. ДВФУ 2013.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Авт. – сост. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М. : Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — 2009. – 448 с.

Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4 / Т.М. Ковалёва,– М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с

Просмотров работы: 129