Подвижные игры на воде, как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Подвижные игры на воде, как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста

Бурков М.С. 1, Кольцова М.П. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создаёт эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений, поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию детей. Играя, ребёнок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой [1].

Во время игр, проводимых в бассейне, у детей формируются умения использовать приобретённые навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности [2].

Применение игрового метода придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму, способствует формированию чувства уверенности и комфорта в водной среде, без которого невозможно обучение основным плавательным навыкам. Эмоциональное состояние ребенка в значительной мере влияет на время и эффективность начальных этапов обучения плаванию [3].

Обработка литературных источников. В современной спортивной науке много внимания уделяется процессу развития и совершенствования физических качеств, разработке моделей на примере лучших спортсменов мира, улучшению процесса подготовки к соревнованиям спортсменов на разных этапах. Многие специалисты в плавании уделяют внимание вопросам спортивного отбора, улучшению методической базы в подготовке будущих чемпионов, составлению индивидуальных планов – графиков подготовки возможных олимпийцев. Но на фоне освещения достаточно разноплановых проблем в развитии современного плавания наблюдается отсутствие в стране информации, касающейся массового движения в обучении плаванию. Например, в Австралии отбор к занятиям плаванием начинается еще в детских садиках. Это дает возможность не только провести отбор среди начинающих, но и воплотить в жизнь программу всеобщего обучения плаванию, как жизненно необходимого навыка, а также способствовать оздоровлению подрастающего поколения [4].

Процесс овладения азами техники во всех видах спорта является достаточно монотонным и не совсем интересным делом, и очевидно, поэтому многие тренеры и преподаватели используют игровой метод в этом процессе.

Попытка использовать подвижные игры в процессе обучения не только с целью отвлечения от монотонного плавания, но и как инструмент поощрения за отлично выполненное учебное задание. Соревновательный элемент даёт возможность лучшего усвоения поддержания горизонтального положения тела на воде.

Построение современного процесса обучения требует от преподавателя иного подхода, который должен отличаться от традиционного. Это связано с необходимостью поддерживать постоянный интерес к процессу обучения, на фоне отвлекающих и сбивающих факторов. Средства и формы обучения должны быть не только интересными, но и разнообразными. В противном случае возможна утрата интереса к занятиям у подопечного.

Обучение дошкольников плаванию, имеет свои особенности и связаны они в первую очередь c возрастными и физиологическими возможностями. Разница даже в год, имеет значение и один и тот же ребенок, боящийся в пять лет оторваться от бортика, буквально через год- полтора может показывать чудеса на воде.

Игровые упражнения подбираются в зависимости от возраста детей и их подготовленности. Они должны быть доступными и понятными. Одно и тоже упражнение выполняется в нескольких вариантах. В младших группах часть детей боится окунуть лицо в воду, им дается облегченный вариант упражнения. Важно чтобы ребенок не стоял, а выполнял наряду со всеми, так как он может. Например, упражнение «Дельфинчик», дети должны оттолкнувшись от дна ногами, выпрыгнуть вверх вперед и упасть на грудь и руки.

Очень хорошо с помощью игр в младших группах учить детей безбоязненному передвижению и нырянию. В азарте ребенок забывает про водобоязнь и бегая и случайно окунаясь, делает для себя открытие, что оказывается ничего страшного под водой нет.

Для преодоления водобоязни очень хорошо применять игры «Карусель» - взявшись за руки, дети под считалку, начинают передвигаться в хороводе, при этом не стоят на одном месте, а постепенно перемещаются на глубокую часть бассейна.

Для обучения правильному положению головы при скольжении кролем очень помогают такие игры как «Лодочки», дети должны проплыть через вертикально поставленный обруч, не задевая его. И чем ниже опускается обруч в воду, тем ниже опускает голову ребенок, пряча её под водой и закрывая руками. [5]

Очень интересны задания, выполняемые детьми в парах. Например, один ребенок, положив руку под шею, везет до противоположного бортика, там они меняются и возвращаются. Такие игры для детей более старшего возраста и проводятся в виде соревнований.

Игровой метод создает на занятиях веселую атмосферу и стимулирует творчество детей в соревновательных условиях. Обучение плаванию, это многократное повторение одних и тех же движений и задача инструктора используя игру, увеличить число повторений одних и тех же упражнений, используя разнообразные исходные положения.

Можно с уверенностью сказать, что игры наиболее доступный метод при обучении плаванию детей и одно из ведущих средств и методов обучения в дошкольном возрасте.

Обзор бассейнов и детских садов в городе Архангельск. Проведён обзор детских садов, которые имеют в своём распоряжении бассейн для занятий детей. На момент исследования – 20 января 2021 года, в городе Архангельск насчитывается порядка 24 детских садов, удовлетворяющих этим требованиям.

Среди них: «Россияночка», «Творчество», «Калинка», «Лесовичок», «Золотая рыбка», «Колобок», «Семицветик», «Калинушка», «Улыбка», «Детский сад № 77», «Радуга», «Золотой ключик», «Туесок», «Ивушка», «Жемчужинка», «Морозко», «Солнышко», «Черемушка», «Хрусталик», «Лесовичок», «Уемская средняя школа с дошкольным отделением», «Антошка», «Солнышко», «Яблонька»,

Также в городе Архангельск находится ряд бассейнов, которые предоставляют возможность для обучения детей дошкольного возраста. Среди них:

Школа плавания «Кроль»: ведёт обучение детей по методике, разработанной командой школы при поддержке и консультации тренеров и чемпионов по плаванию, действующих спортсменов, детских врачей.

Бассейн "Водник": плавание для детей и взрослых. Работает спортивная школа плавания для детей. Размеры: 8 дорожек по 50 метров.

Бассейн Дворца Детского и юношеского творчества: размеры: 4 дорожки по 25 метров, есть маленький бассейн для детей.

Бассейн Центра развития спорта «Норд Арена»: размеры: в центре есть два бассейна. Основной рассчитан на 4 дорожки по 20 метров. Маленький, 6 на 10 метров, создан для обучения детей плаванию, на дорожки не делится. Его глубина от 0,65 до 0,8 метра.

Детский бассейн AquaFamily: размеры: небольшие бассейны с чистой, специально подготовленной водой питьевого качества, для обучения детей плаванью и держаться на воде.

Центр развития адаптивного плавания и здоровья «Флиппер»: размеры: большой бассейн — 4 на 12,5 метра, глубина 1,5 метра, есть две дорожки. Малый бассейн — 4 на 6 метров, переменная глубина от 0,5 до 1 метра.

Спортивный клуб "Фитнес-Ленд": размеры: бассейн 4 на 9 метров, глубина 1,5 метра, без дорожек. В бассейне проходят занятия по аквафитнесу, по обучению плаванию взрослых и детей.

Такое большое разнообразие детских садов и бассейнов говорит о достаточно благоприятных условиях, созданных в городе Архангельск, для обучения молодого поколения плаванию.

Заключение. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, чтоподвижныеигры наиболее доступный метод при обучении плаванию детей и одно из ведущих средств и методов обучения в дошкольном возрасте. А также, что в городе Архангельск созданы благоприятные условия для обучения детей дошкольного возраста плаванию.

Список использованных источников

Иоакимиди Ю.А., Гринева Д. А. Значение и организация занятий плаванием в дошкольном учреждении // Инструктор по физической культуре. 2013. № 3. С. 10-14.

Плавание. Теория и методика избранного вида спорта: учеб. пособие / под ред. А.И. Погребного. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2008. 448 с.

Подвижные игры на занятиях по плаванию, методические рекомендации. Кострома, 2015 Издательство: Костромской государственный университет (Кострома). С. 5-13.

Ашмарин Б. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС., 1978 - 246 с.

Миргородская Е.В. Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста / Е.В. Миргородская, А. Д. Котляров // Вестник южно-уральского государственного университета. серия: образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. №2. – С. 99-101.

Просмотров работы: 18