В процессе производственной деятельности любое предприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает определённые решения.
Для успешного функционирования организаций и общества в целом, подчинение сотрудников играет весомое значение. Способностями добиваться от работников поведения, которое бы соответствовало целям организации во многом определяется эффективностью управленческой деятельности. С целью прогноза поведения сотрудников является важным учет их характера способностей, мотивации, темперамента, направленности.
Для эффективной деятельности организации нужно определить механизмы, которые влияют на работу людей, их взаимоотношения с руководством и друг с другом. Отрицательные влияние подчиненных и их руководителей поспособствуют избежать правильные и своевременные действия. Поэтому является актуальной темой изучение мотивов подчинения и групповой динамики в организации.
Цель- исследование групповой динамики, учет особенностей стадий развития организации.
В развитии организации группы имеют весомое значение. Групповое поведение является важным аспектом организационного поведения. Группа – это объединение двое человек и более, которые объединились, с целью достижения определённой цели.
Понятие «группа» - это сложное и важное понятие, поскольку группы и их работа влияют на эффективность деятельности организации, как в целом, так и отдельно взятого работника.
Классификация групп по целевому значению:
Первичные группы - формируют ценности , идеи и убеждения людей. Такие группы являются стандартом, с которым люди сопоставляют свое поведение. Важной разновидность первичной группы - семья.
Социальные группы создаются для проведения досуга, а также развлечения своих членов. Иногда в данных группах проявляются и производственные цели, например, в футбольной команде предприятия. Целевые группы зачастую создаются и существуют с целью выполнения какой-то определённой задачи. Комиссии, отделы, проектные группы, аудиторские группы и так далее, характеризуются, как организационные формы целевых групп, и у таких групп как правило присутствует конкретная цель.
Есть несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимоотношений субъектов группы.
Первая стадия развития группы – это "притирка". На данной стадии члены группы присматриваются друг к другу. Для того, чтобы работать в этой группе, определяется степень личной заинтересованности. Личные чувства или же переживания скрываются. Практически нет искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы. Члены группы не интересуются своими коллегами, они практически не слушают друг друга. Творческая коллективная работа отсутствует.
Вторая стадия – "ближний бой". Этот период, характеризуется как вклад лидера, когда образуются группировки, а разногласия выражаются наиболее открыто. На данном этапе личные взаимоотношения приобретают большую значимость. Все более отчетливо выявляются слабые и сильные стороны отдельных членов группы. Временами присутствует силовая борьба за лидерство. Группа стремится наладить эффективные взаимоотношения, начинает обсуждать методы достижения согласия.
Третья стадия – "экспериментирование". На данной стадии члены группы осознают свой возрастающий потенциал. Вопрос эффективности использования ресурсов и способностей группы становится все более актуальным. Создаётся интерес как работать лучше. Способы работы пересматриваются. Присутствует желание к экспериментированию. На эффективность работы группы к реальному повышению направлены конкретные меры.
Четвертая стадия – "эффективность". Группа приобретает опыт успешного решения проблем, а также использования ресурсов. К «команде-победительнице" сотрудники переживают чувство гордости за свою принадлежность. Возникающие проблемы решаются творчески и исследуются реалистически. В зависимости от конкретной задачи функции управления могут делегироваться сначала одному, а потом и другому члену группы.
Пятая стадия – "зрелость". На данной стадии группа функционирует как коллектив, который сплочён вокруг понимаемых всеми общих целей, в которые объединены индивидуальные цели. Действуют крепкие связи среди членов. Люди оцениваются не по их претензиям, а по достоинствам. Отношениям присущ психологически комфортный, неформальный характер. Личные разногласия решаются без психологического напряжения и отрицательных эмоций. Группа интерпретирует хорошие результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. В том числе расширяется делегирование полномочий, и все большее количество людей в группе принимает участие в планировании и принятии решений.
Группой называется социально - устойчивое объединение людей, которые имеют общие интересы, нормы поведения и ценности.
Три основные причины образования группы:
удовлетворение потребностей;
решение определенных задач;
усиление влияния и власти некого круга единомышленников.
В зависимости от того, как группы проходят через разные стадии развития, появляются конкретные их признаки:
структура;
статус;
роли;
нормы;
сплоченность.
Используя концепцию сплоченности группы, возможно помогать ей, либо воспрепятствовать ее работе.
В группе на поведение, либо деятельность одного члена воздействуют поведение, либо деятельность других членов группы.
Если группа существует в организации, то ее члены:
выполняют конкретные роли, либо формально распределяющейся, либо неформально складывающейся, и которые признаются другими членами группы;
идентифицируют себя, а также свои действия с группой в целом и таким образом во внешних взаимодействиях выступают от имени группы;
воспринимают группу в виде объединенного подразделение людей, которые взаимодействуют;
имеют мотивацию для объединения;
достигают соглашений и уходят от разногласий посредством разных форм взаимодействия;
вносят вклад в развитие группы, иными словами одни работники отдают группе больше энергии и времени, в отличие от других.
Этап 1. Зарождение. Задачи этапа на предприятии:
Разработки в новых областях науки и техники, изобретение новых устройств, методов работы и конструкций, обозначение их практического применения.
Разработка фирменного стиля и имиджа.
Проведение социологических опросов, Исследование общественного мнения.
Реклама, распространение по всем каналам информации о последних достижения науки и техники и прочих новинках.
Организация публичных дискуссий, научных семинаров и конференций, деловых тренингов, проведение лекций научно-популярного характера, курсов повышения квалификации, выставок товаров и произведений искусства и так далее.
Этап 2. Упорядочивание. Задачи этапа на предприятии:
Эмоциональное влияние на отдельные социальные группы людей. Создание благоприятного имиджа или отрицательного отношения к чему-либо в целевых группах.
Маркетинг, разведка ресурсов.
Рациональная перегруппировка кадров.
Упорядочивание работы, создание четкой оргструктуры, подразделений и отделов под конкретно поставленную задачу, оптимизация оргструктуры путем устранения лишних, не оправдавших себя звеньев.
Инвентаризация материальных ресурсов.
Систематизация документации и приведение ее в порядок.
Создание системы безопасности: охрана материальной и интеллектуальной собственности, а также разработка программ действий на случай экстремальных ситуаций или сбоев в нормальном функционировании организации.
Изучение конкурентов.
Многофакторное прогнозирование, проектирование и стратегическое планирование действий. Предвидение кризисных этапах развития событий и осуществление прорывов.
Введение внутрикорпоративных правил, порядок и дисциплина.
Проведение показов и демонстраций.
Общественная деятельность.
Изучение истории или динамики развития в своей отрасли, составление прогнозов.
Этап 3. Оптимизация. Задачи этапа на предприятии:
Решение задач повседневной инфраструктуры, развертывание системы материально-технического снабжения.
Рационализация производства, введение и эксплуатация сложной техники, отлаживание и ускорение технологических процессов.
Налаживание функционирования системы во всем ее объеме, ликвидация узких мест на производстве, стабилизация организации, работающей со сбоями.
Организация комплексного ремонта оборудования, системы амортизации.
Проверка устойчивости продуктов и услуг в условиях неблагоприятного воздействия среды, организация испытаний при перегрузках.
Решение вопросов социального обеспечения, гуманитарной помощи.
Налаживание общественных связей, установление и поддержание неформальных контактов.
Культивирование корпоративных традиций и обычаев, создание и поддерживание морально-этических норм поведения.
Психологическая помощь, советы по задачам межличностного общения, профилактика конфликтов.
Этап 4. Стабилизация. Задачи этапа на предприятии:
Создание методик по развитию творческих способностей сотрудников.
Рациональное использование имеющихся ресурсов, достижение замкнутого цикла в изготовлении продукции.
Создание продуктов с высокими потребительскими качествами.
Организация рациональных и комфортных условий труда и отдыха, обустройство окружающей среды и налаживание сети массового обслуживания.
Этап 1. Зарождение. Стиль деятельности – “семья”. Стиль деятельности характеризуется расслаблением, свободой, наличием удобств. Психологический климат в компании домашний, уютный, раскованный. Веселье не превращается в эксцентричность. Предпочитают обстановку неформального общения. Не нужно ожидать быстрых результатов и следования формальным правилам. Узкая специализация также не предусматривается.
Этап 2. Упорядочивание. Стиль деятельности – “конвейер”. Тут присутствует простая, даже механистичная рабочая атмосфера. Используются авторитарные методы, силовые, интересы сотрудника всецело подчинены интересам всей организации. Важны корпоративные праздники, творчество сотрудников: музыка, театр, поэзия и пр.
Этап 3. Оптимизация. Стиль деятельности – “рынок”. В работе выдвигают личность, работают одиночки. Поощряется конкуренция, внутреннее предпринимательство, независимость поступков и суждений, дух соревнования. Ценится умение ориентироваться в условиях постоянно меняющейся ситуации и рисковать. Требование соответствующей оплаты за качество труда.
Этап 4. Стабилизация. Стиль деятельности – “коммуна”. Ценится удобные условия труда , стабильный порядок, слаженность коллектива. Не любят работать в обстановке хаоса, аврала и риска. Обязательны признание индивидуальности каждого работника, невмешательство во внутренний мир человека, иными словами - гуманизм.
Организацией называется социальная категория и средство достижения целей. Это место, где люди взаимодействуют и строят отношения. Поэтому в каждой организации есть сложное переплетение неформальных групп и организаций, образовавшихся без вмешательства руководства.
Итак, группой является союз двух и более людей, которые объединились вместе, для того, чтобы достичь конкретных целей.
Наиболее часто люди объединяются в группы, с целью удовлетворить свои потребности в обеспечении безопасности, усилении власти, получение определенного статуса, самоуважении, общении.
Любая группа формируется и развивается своеобразно. Наряду с тем в развитии различных групп могут быть выделены общие закономерности.
Группы имеют значимое место в жизни всех членов организации. Человек является членом формальных и неформальных групп в любой организации. Это оказывает не него весомое значение, либо способствуя более полно раскрываться потенциалу, либо же подавляя его желание и способности работать с полной самоотдачей.
Библиографический список
1. Алиев В.Г. Организационное поведение / В.Г. Алиев, С.В. Дохолян.– М, ИД "ФОРМУМ", 2017.- 480с.
2. Баранов П.А. Менеджмент в организациях / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М, АСТ:Астрель, 2018.- 275с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М, ФОРУМ: ИНФА-М, 2020.- 288с.
4. Волконогова О.Д. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте/ О.Д. Волконогова, Н.М. Сидорова.- М, ФОРУМ: ИНФА-М, 2017.- 366с.
5. Грачев М.В. Управление персоналом в международной корпорации / М.В. Грачев. - М, АСТ:Астрель, 2016. - 542с.
6. Кохно П.А. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров. – М, ИНФА-М, 2018. 459с.