НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗРЕЛИЩ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗРЕЛИЩ

Титова Т.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В индустрии отдыха и развлечений развитие технологий обуславливает появление новых средств зрелищности, что обеспечивает создание яркого и эффектного образа зрелища, а также определяет более мощное воздействие на эмоции зрителя.

Тем не менее, наряду с преимуществами новых средств зрелищности, выступают и негативные последствия применения новых технологий на практике. Воздействие на экологию, небезопасность многих средств зрелищности в эксплуатации, пагубное влияние на животных и птиц ставят под сомнение активное внедрение данных средств в сферу деятельности человека.

Анализируя данные по проблеме экологизации зрелищ, в первую очередь, необходимо обратиться к понятиям «зрелище» и «зрелищность». Согласно словарю русского языка, зрелище – 1) то, что представляется, открывается взору, является предметом наблюдения, обозрения и т. п.; 2) Устар. Созерцание, наблюдение чего-либо; 3) Представление (театральное, цирковое и т. п.) [1]. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен феномен массовых зрелищ, т. е. тех, которые воздействуют на большое количество людей одновременно.

А. А. Давыдов в своей статье, посвященной рассмотрению понятий «зрелище» и «зрелищность», [2, с. 136] обращается к труду Н. А. Хренова. Он, в свою очередь, дает классификацию зрелищ, подразделяя их на три категории:

традиционные зрелищные формы (ритуалы, праздники, балаганы, массовые гуляния, спортивные зрелища);

традиционные виды искусства (цирк, театр, эстрада);

технические массовые зрелища (кино, телевидение) [3, с. 5].

Традиционные зрелищные формы в данном контексте «характеризуются одновременностью действия и его восприятия. Для них специфичен непосредственный контакт участников» [3, с. 7].

Зрелище как представление имеет своей основной целью возбуждение эмоций зрителя, влияние на его эмоциональный фон, поэтому рассматривая данный феномен, мы обращаемся к понятию зрелищности, неотъемлемому компоненту зрелища, являющейся его основной качественной характеристикой. На данный момент, в толковых словарях русского языка не отражено понятие зрелищности как таковое. Обратимся к синонимичным понятиям: «картинность», «видимость». Прилагательное «картинный» употребляется в значении «образный, выразительный», «производящий впечатление своей внешней красотой». Видимый – «внешний, кажущийся», «явный, очевидный, заметный» [1].

Таким образом, термин «зрелищность» характеризует степень влияния зрелища на эмоции зрителя, а также включает в себя такие аспекты, как яркость, красочность, грандиозность зрелища и т. п.

На создание зрелища работают различные средства. Эффективность организованного зрелища определяется яркостью эмоций зрителя. При организации зрелищ необходимо учитывать тот факт, что каждое новое зрелище не должно уступать по масштабу или новизне предыдущим. Для достижения максимального эффекта организаторы зрелищ внедряют новые средства зрелищности, увеличивают количество и (или) размеры зрелищных средств.

Поднимая вопрос повышения зрелищности спортивных услуг, Е. А. Овчинникова утверждает, что в прошлом главными средствами зрелищности были спортивные состязания. До наших дней дошли современные формы гладиаторских боев и Олимпийских игр. Такую популярность и востребованность Е.А. Овчинникова аргументирует соревновательным началом данных феноменов, что, в свою очередь, обуславливает «эмоциональность, непредсказуемость, массовость и наличие конфликта» [4, с.1].

Тем не менее, появление технических средств дало организаторам зрелищ новые возможности. В свое время перед выступлениями гладиаторов начали устанавливать наземные фонари и лампады, придающие торжественность и помогавшие лучше рассмотреть поединок. По мнению ученых, данный ритуал стал прародителем современных фейерверков. В качестве прообраза первых петард они называют метание снарядов с греческим огнем, использовавшееся в военных целях. Эта горючая и взрывчатая смесь была изобретена в 673 году. С изобретением пороха начали появляться первые настоящие салюты и фейерверки. Сегодня мы уже можем наблюдать не только широкий ассортимент цветовой гаммы, но и разнообразные фигуры.

Наряду с фейерверками организаторы зрелищ активно используют световые спецэффекты. Благодаря новым технологиям возможны проекционные световые шоу, лазерные шоу, шоу дронов. В дневное время суток альтернативой фейерверкам служат запуски в небо воздушных шаров, змеев и т. п.

В индустрии праздников имеют актуальность Крио Шоу, Химические Шоу, шоу мыльных пузырей. Для усиления эффекта применяются различные химические вещества, наиболее распространен «сухой лед» (твердый диоксид углерода CO2).

Говоря о разнообразии средств зрелищности, мы должны упоминать не только преимущества их использования в сфере досуга и развлечений, но и последствия потребления этих ресурсов. Современные средства зрелищности условно подразделяются на четыре основных группы факторов негативного воздействия: физические (свет, шумы, электромагнитные излучения и т. п.), химические (возникновение пожаров, взрывов, выбросы токсичных веществ, твердые бытовые отходы) и биологические (быстрое распространение инфекций в местах массового скопления людей), а также субъективный фактор – поведение участников во время массовых зрелищных мероприятий.

В связи с растущими запросами зрительской аудитории организаторы зрелищ вынуждены увеличивать объемы и масштабы использования современных средств зрелищности, что приводит к усугублению сложившейся экологической проблемы.

В настоящее время вопрос экологичности зрелищных мероприятий имеет пиковую актуальность. Данный факт обуславливает необходимость экологизации мероприятий.

Экологизация мероприятий – комплексный подход к организации мероприятий, обеспечивающий проведение мероприятия с минимальным ущербом для окружающей среды.

На государственном уровне принимаются законы, регламентирующие деятельность организаторов массовых зрелищных мероприятий. Так, 19.04.2017 вышел Указ Президента РФ «О Стратегии экологический безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [5].

Н. М. Боголюбова и Ю. В. Николаева в своей статье, посвященной проблемам экологии в деятельности Международного олимпийского комитета, отразили взаимосвязь между спортом и окружающей средой [6]. Были выявлены негативные факторы воздействия массовых спортивных мероприятий на окружающую среду. В связи с наличием неблагоприятных последствий после спортивных событий, МОК реализует различные гуманитарные программы, направленные на решение экологических проблем, а также минимизацией экоследа. Важно отметить, что экологическая политика МОК разнообразна и является одним из приоритетных направлений Комитета. Международный олимпийский комитет пропагандирует уважение к окружающей среде посредством Олимпийских игр.

Актуальность поднятой проблемы обусловила необходимость создания частных организаций по экологизации массовых мероприятий. Одним из наиболее крупных представителей данной отрасли является «Зеленый Драйвер». Благодаря услугам «Зеленый Драйвер» организаторы зрелищ получают возможность рационально распределять имеющиеся ресурсы, снижая риски негативных последствий для окружающей среды [7]. Еще одной организацией, борющейся за экологизацию мероприятий, является компания «Ивентишес», занимающейся разработкой мобильных приложений для мероприятий [8].

Анализируя полученные сведения, для минимизации ущерба окружающей среде от массовых зрелищ, можно прибегать к следующим мерам:

отказ от баннерных конструкций поможет сократить расходы на транспортировку и установку. Вместо них оформление можно выполнить в эко-стиле;

отказ от полиграфических раздаточных материалов. Схемы площадки, каталоги продукции, рекламу и пр. можно разместить в специально созданном мобильном приложении. Это поможет сократить не только природные ресурсы, но и типографские расходы. Также, мобильное приложение для мероприятия обеспечивает дополнительные интерактивные возможности, нетворкинг, опросы и т. д.;

использование мониторов вместо табличек. Мониторы являются наиболее универсальным информационным носителем, а также помогают сократить расход бумаги. Тем не менее, нельзя забывать о влиянии электромагнитных излучений. Эксплуатация различных электроприборов должна быть рациональной;

применение крахмала вместе пластика. На массовых мероприятиях, где использование одноразовой посуды неизбежно, позаботиться о том, чтобы она была из вторичного сырья или из биоразлагаемых материалов (бамбук, кукурузный крахмал, сахарный тростник);

«Фудшеринг» («food» - еда, «share» - обмен) – передача оставшейся еды нуждающимся. Во избежание экономичного расхода еды необходимо по возможности пользоваться системами точного заказа блюд;

использование живых растений вместо букетов. Как правило, по завершении мероприятия, цветы, использовавшиеся в качестве декоративных элементов, выбрасываются, что не считается экологичным. Создание композиций из живых растений не только экологично, но еще и позволяет создать уникальный образ мероприятия;

отказ от электросетей. В настоящее время довольно затруднительно проведение мероприятий без источников электроэнергии. На замену электросетям могут прийти экологичные источники энергии (возможно, частично): солнечные панели для мероприятий на открытом воздухе, выработка электричества при помощи велотренажеров (например, коктейль-тренажеры, при помощи которых участники могут приготовить себе коктейль и потратив калории);

отказ от сувенирной продукции. Памятные призы и подарки можно заменить балльной системой. Баллы можно тратить на добрые дела (например, на посадку деревьев);

отказ от одноразовой упаковки; использование текстильных мешков (шопперов);

отказ от бумажного анкетирования, использование интернет-ресурсов для получения обратной связи в целях экономии бумаги.

Согласно вышесказанному, успешность проводимых мер по экологизации мероприятий зависит не только от уровня экологического сознания организаторов, но и от степени осведомленности по данному вопросу населения (непосредственных участников зрелищ). Отсюда вытекает необходимость внедрения «экологического этикета» на все уровни жизнедеятельности человека и обучение экологичному образу жизни взрослых и детей.

Литература

Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / ред. Евгеньева А. П. – М.: Русский язык, 1999.

Давыдов А. А. «Зрелище» и «зрелищность»: к прояснению понятий / А. А. Давыдов // Философия и культурология. Вестник Нижегородского университета Им. Н. И. Лобачевского. – 2014. - №1 (33). – с. 135-140.

Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. – М.: Наука, 2006, 646 с.

Овчинникова Е. А. О повышении зрелищности спортивных услуг. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021427 (дата обращения 30.12.2020)

Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420396664 (дата обращения 30.12.2020)

Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Проблемы экологии в деятельности Международного олимпийского комитета / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Ученые записки. Экология. – 2013. – №21. – с. 155 – 164.

Компания «Зеленый Драйвер». URL: https://greendriver.ru (дата обращения 30.12.2020)

Ивентишес. Блог. URL: https://blog.eventicious.ru/eco_event/ (дата обращения 30.12.2020)

Просмотров работы: 29