В любой деятельности существуют определенные правила для ее успешного выполнения, которые необходимо соблюдать. В физкультурно-спортивной деятельности есть свои меры безопасности, которые зависят от вида спорта и условий, где эта деятельность выполняется. В многообразных видах физических упражнений каждому виду присущи свои меры безопасности, которые можно разделить на общие и частные.
Залог эффективной тренировки – правильная разминка. Пренебрежение разминкой влечет за собой не только ухудшение результата тренировки, но и возможность получения травмы. Данный вопрос не теряет своей актуальности во все времена, поскольку многие люди игнорируют разминку или выполняют её неправильно, не задумываясь о возможных последствиях.
Разминка – это по сути выполнение упражнений, подбираемых таким образом, чтобы максимально способствовать успешному решению предстоящих двигательных задач. Разминка всегда предшествует выступлению на соревнованиях или основной части тренировочного занятия. Её задача заключается в подготовке организма к интенсивным нагрузкам.
Разминка бывает обычной и спортивной. Обычная подразделяется на общую и специальную. Как правило, она состоит из общеразвивающих и специально-беговых упражнений умеренной интенсивности. Основная цель этих упражнений – повышение функций центральной нервной системы, усиление обмена веществ, активизация деятельности систем дыхания и кровообращения, подготовка к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий, мышц. Вводная часть тренировок должна завершаться специальной разминкой, упражнения которой по своему характеру наиболее приближены к предстоящей основной деятельности.
У специалистов в сфере физической культуры и спорта существует следующее структурное деление всей подготовительной части занятия или, как мы ее зачастую называем – разминки.
Первая часть – предварительное разогревание организма. Для решения этой задачи обычно используется бег в медленном темпе, реже – спортивные и подвижные игры.
Вторая часть – непосредственно разминка. В этой части обычно выполняются общеразвивающие упражнения, причем как на месте, так и в движении.
И заключительная, третья часть предполагает окончательное разогревание организма перед основной двигательной активностью. Здесь могут использоваться, например, специально-беговые упражнения или упражнения, представляющие из себя элементы того вида спорта, который будет основным на занятии.
Также следует отдельно рассмотреть влияние разминки на физиологические характеристики.
Физиологическое значение разминки заключается в повышении возбудимости и подвижности нервных процессов, развитии дыхания и кровообращения, ускорении физико-химических процессов обмена веществ в скелетной мускулатуре.
А.А. Ухтомский установил, что благодаря изменчивости лабильности тканей, происходит явление усвоения ритма. Движения становятся более гармоничными при повышении лабильности отстающих звеньев под влиянием текущих импульсов, которые усваивают ритм возбуждений более лабильных образований.
Если основная тренировка начинается без разминки, то организм первое время работает в условиях недостаточного кровообращения, поскольку дольше происходит повышение температуры мышц, следовательно, дольше создаются условия для ускорения метаболических процессов.
Таким образом, благодаря ответственному подходу к процессу разминки, повышается выносливость, разогреваются и подготавливаются к нагрузкам мышцы.
Подводя итог всему, сказанному выше, можно заключить следующее. Не вызывает сомнения, что разминка уменьшает вероятность травматизма и увеличивает эффект от тренировки. Она не только оказывает влияние на весь организм, но и местно воздействует на двигательный аппарат. Благодаря повышению температуры работающих мышц, ускоряются химические процессы, следовательно, мышцы сокращаются быстрее. Также разминка способствует улучшению кровообращения, согревания и повышению возбудимости. Но главное её значение – поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости.
Список литературы
Варич Л.А. Возрастная анатомия и физиология / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. – 168 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физич. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.
Спортивная физиология: учеб. для средних и высш. учеб. заведений по физической культуре / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 618 с.