РАЗВИТИЕ ОБРАЗА-Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА-Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Моисеева О.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задавая вопрос «Кто я?», подросток ищет ответ внутри себя и во внешнем мире. Ему важно, что о нём думают другие, сверстники и значимые взрослые, формируется Образ-Я.

Категория «Я» трактуется каксфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Оттого, насколько успешно будет сформировано восприятие себя и понимание ответа на вопрос: «Кто я?», зависит дальнейший путь развития человека.

Значимая роль в процессе формирования Образа-Я подростков отводится семье и всем участникам образовательного процесса, в том числе педагогу - психологу.

Цель исследования: изучениеОбраза-Я у обучающихся подросткового возраста и составление рекомендаций для педагогов, родителей и подростков.

В целом, образ-Я, понимается как установочная система. Установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным (отношениями к себе и отдельным своим качествам - самооценку) и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении субъекта).

По И. С. Кону, изменения характеризуются отдельными компонентами или образом-Я в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и личностной ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменение индивидом представление о себе) [1].

Стремление найти свое место в обществе рождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым. Возникает сильное желание если не быть, то казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от родителей. Кроме стремления эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Базой исследования является МБОУ СОШ №11 г. Вичуга Ивановской области. В исследовании принимали участие подростки 7 «А» класса (22 человека). Возраст испытуемых составил 13-14 лет.

Основными методиками, используемыми в процессе исследования стали: методика изучения самоотношения (С.Р. Пантелеев) (тест-опросник), методика изучения особенностей «Я-концепции» (Е.Пирс, Д.Харрис), тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой), тест описания поведения К. Томаса – личностный опросник, предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

Таким образом, использовав, методики диагностики основных показателей Образа-Я подростков можно говорить что: у подростков преобладает средний уровень самоотношения, сформирована адекватная самооценка у 91%, хотя они не определились с пониманием и осознанием себя и своего места, роли в социуме, преобладающими у подростков стратегиями поведения в конфликте у подростков 7-а класса являются соперничество и приспособление, компромисс.

В качестве рекомендаций мы хотели бы предложить комплекс занятий составленных с ориентиром на концепцию Р. Бернса и с учётом полученных диагностических данных.

Занятия направлены на: развитие позитивного отношение к жизни, формирования навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и адекватной самооценки, повышение уровня самоуважения и развитие желания добиваться успеха.

Основными формами являются: ролевые игры, дискуссии, тренинг, чтение притч, этюды, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, элементы арт-терапии, релаксационная гимнастика.

Содержание занятий ориентировано на следующие содержательные характеристики образа-я подростка: самопринятие себя, своего внешнего и внутреннего мира; уважение себя, своих достоинств, способностей, действий; адекватная положительная самооценка себя как личности; стремление к успеху, желание добиваться поставленной цели; уважение к другим через конструктивное общение и выбор неразрушающих моделей поведения.

Первый раздел комплекса включает работу с подростками: «Тренинг на становление Образа-Я» реализовал задачи, направленные на понимание своего внутреннего мира, формирование самосознания и адекватной самооценки у подростков, положительной социальной позиции по отношению к сверстникам, умения идентифицировать свои действия с действиями других.

Второй раздел комплекса «Индивидуальная работа с подростками» направлен на своевременную коррекцию поведения подростков. Работа может проводиться в форме беседы, консультирования и коррекционных занятий.

Третий раздел комплекса – это работа с педагогами и родителями. Работа с ними направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей.

Список литературы:

Кон И.С. Психология ранней юности. — М. : Просвещение, 1989.

Просмотров работы: 18