ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Шашков Д.М. 1, Голубина О.А. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Текст статьи. Научные данные подтверждают общий вывод о том, что физическая активность дает преимущества для здоровья человека в любом возрасте. Эпидемиологические и экспериментальные исследования показали, что физическая активность связана с улучшением показателей здоровья: под влиянием физической активности происходит улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, увеличение силы мышц, нормализация веса тела, укрепление костной ткани, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, болезней обмена веществ и психических расстройств. Низкая физическая активность является глобальной эпидемией современного общества. Значительная часть населения в различных странах испытывает выраженный дефицит физической активности, что наряду с другими неблагоприятными факторами образа жизни определяет высокую распространенность среди населения ожирения, сердечно-сосудистых и других заболеваний [1-4]. Учитывая, что привычный уровень физической активности человека закладывается в детстве, а уровень физической активности именно в молодом возрасте определяет риск возникновения заболеваний во взрослом возрасте, проблема формирования оптимального уровня физической активности среди детей и молодежи заслуживает особого внимания [1,2,5,6].

Цель исследования — изучение физической активности среди подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. В задачи исследования входило изучить временные затраты, ведущие формы физической активности, степень осознания важности и мотивы ведения здорового образа жизни, причины низкой физической активности среди подростков, влияние физической активности на самочувствие и уровень самооценки здоровья.

Исследование проведено в г. Архангельск. Исследуемую группу составили 300 учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы № 36, в том числе 150 юношей и 150 девушек.

Использовался метод одномоментного анонимного анкетирования. Специально разработанный опросник включал вопросы, выясняющие время, которое затрачивает подросток еженедельно на физическую активность, формы физической активности, полезные и вредные привычки, мотивы ведения здорового образа жизни, осознание его важности, причины низкой физической активности, самооценку влияния уроков физической культуры на здоровье.

При статистической разработке материалов исследования проводился расчет процентного распределения вариантов ответов на поставленные вопросы в различных половых группах.

При анализе временных затрат на физическую активность выявлено, что 37% школьников помимо уроков физкультуры не занимаются никакими формами физической активности. Распределение школьников по уровню физической активности среди юношей и девушек отличается, в этом плане девушки менее активны (74% юношей против 57% девушек, занимающихся спортом и физической культурой вне школьной программы).

Наиболее распространенной формой физической активности среди юношей являются прогулки, занятия в спортивных секциях, а среди девушек — прогулки и гимнастика (фитнес). Из разных форм физической активности юноши по сравнению с девушками чаще выбирают занятия в спортивных секциях по футболу, борьбе, легкой атлетике и плаванью, а девушки занимаются так же плаванием, гимнастикой, конным спортом и танцами.

Рисунок 1 – Предпочтение форм физической активности среди девушек и юношей

Главными факторами (мотивами), способными побудить детей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни (рис.2) является пример родителей (25%) и предупреждение болезней (26%).

Рисунок 2 – Мотивы подростков для занятия спортом и ЗОЖ

Чаще всего физкультурой подростки занимаются, чтобы улучшить состояние своего здоровья и предупредить болезни (32%), чтобы жить долго (27%), чтобы добиться всего в жизни (22%), 18% занимается физической активностью и спортом, чтобы быть красивым(-ой).

Также были выявлены нарушения в соблюдении режима дня: его соблюдают лишь 22% опрошенных, 23% - не соблюдают, 55% - не всегда. Менее 7 часов спят 28% подростков. Питаются 2-3 раза в день - 40%, более 4 раз в день – 24%, 31% - всегда по-разному.

В качестве основной причины, которая мешает вести активный образ жизни, подростки называют недостаток свободного времени. В среднем вышло, что обучающиеся выполняют домашнее задание 2 ч. 20 мин.; гуляют 2 ч. 15 мин.; сидят в Интернете 4 ч. 20 мин. Если учитывать тот факт, что 39% ещё и посещают кружки, не связанные с физической активностью, то нехватка времени вполне прослеживается.

Уровень физической активности определяет самочувствие и самооценку здоровья подростков. Только 27% школьников ведут здоровый образ жизни, 61% - занимаются физической активностью в недостаточной мере, 8% не ведут здоровый образ жизни совсем.

Возрастающие к окончанию школы учебные нагрузки, в сочетании с отсутствием навыков планирования своей деятельности также приводит к сокращению времени на ее активные виды. В проведенном исследовании установлено, что проблема низкой физической активности у значительной части школьников связана также с низкой потребностью в движении и отсутствием достаточной мотивации к активному образу жизни. Используемые школьниками ведущие формы физической активности, такие как прогулки, не обеспечивают минимально необходимого уровня физической активности. Это определяет целесообразность включения в бюджет времени подростков организованных форм физической активности, а также их сочетаний.

В связи с этим серьезными задачами являются формирование у детей и подростков мотивации и привычки к высокой двигательной активности, усвоение пользы физических упражнений для здоровья, физического и личностного развития, обучение навыкам рациональной организации режима дня и бюджета времени, предложение разнообразных и привлекательных для детей разного возраста и пола форм организованной физической активности. Необходимо совершенствование школьной среды: улучшение материально-технических и санитарногигиенических условий для занятий физкультурой и спортом в образовательных учреждениях, расширение объемов физкультурно-оздоровительной работы на базе школ (увеличение количества спортивных секций и численности детей, занимающихся в секциях, обеспечение занятий для детей с отклонениями в состоянии здоровья, развитие форм физкультурного досуга), обеспечение медицинского контроля за физическим воспитанием. В условиях крупного города необходимо развивать инфраструктуру для занятий физкультурой и спортом (лесопарковые зоны, стадионы, спортивные площадки, учреждения дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности), повышать их доступность для населения [7].

Выводы

1. Около 26% юношей и 43% девушек-подростков, обучающихся общеобразовательного учреждения, не занимаются никакими видами спорта, формами физической активности помимо уроков физической культуры. Утреннюю зарядку (гимнастику) ежедневно выполняет лишь 9% опрошенных в противовес 32%, которые никогда её не делают, что говорит о недостаточном воспитании ЗОЖ.

2. Предпочитаемой формой физической активности среди подростков являются прогулки, которые, как правило, не обеспечивают минимально необходимого объема движений. Среднее время прогулки – 2 ч. 15 мин. При том, что 5-7% не гуляют совсем.

Прогулки как форма самопроизвольной физической активности не обеспечивают минимально необходимого объема движений. Для достижения оптимального уровня физической активности детям и подросткам необходимо постоянно использовать организованные формы, в первую очередь занятия в спортивных секциях.

3. Среди подростков популярными видами спорта и занятий вне школьной программы были обозначены: плавание, танцы, конный спорт, футбол, легкая атлетика и борьба.

4. Главными факторами, способными побудить детей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни является пример родителей (25%) и предупреждение болезней (26%).

5. Вести здоровый образ жизни подростки решаются/хотели бы по следующим причинам: 32% - чтобы не беспокоиться о болезнях; 27% - чтобы жить долго; 22% - чтобы добиться всего в жизни; 18% - чтобы быть красивым(-ой).

6. Уровень физической активности определяет самочувствие и самооценку здоровья подростков. Только 27% школьников ведут здоровый образ жизни, 61% - занимаются физической активностью в недостаточной мере, 8% не ведут здоровый образ жизни совсем.

Литература

1. Janssen I. Physical activity guidelines for children and youth II Appl Physiol Nutr Metab. 2007. V.32 Suppl 2F. P.122-135.

2. Janssen I., Leblanc A.G. Systematic review of the health benefits of physical activity in school-aged children and youth II Int J Behav Nutr Phys Act. 2010 May11.V.7.P.40.

3. Physical Activity Guidelines Advisory Committee (PAGAC). Physical Activity Guidelines Advisory Committee Report, 2008. Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008.

4. Социальныедетерминантыздоровьяиблагополучияподростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / Под ред. C.Currie и др. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ - 2012. - 274 с.

5. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.

6. Липанова, Л.Л. Роль общеобразовательных учреждений в формировании здоровья и здорового образа жизни школьников Свердловской области // Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Ножкина Н.В. и др. / Уральский мед. журн. - 2012. - №10(102). - c.81-84.

7. Липанова Л.Л. Физическая активность подростков, обучающихся в общеобразовательных школах // Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина / Вестник РГМУ – 2013. - № 5-6. - с. 87-91

Просмотров работы: 85