ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Вакалов Н.А. 1, Задорожная И.А. 1
1Ставропольский Филиал Московского Педагогического Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики, которые имеют особенности, отличающие их от своих сверстников. Отличительные характеристики ученика часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе. Эпизодические притеснения, школьная травля в современной науке получили название – буллинг (от англ. bullying – издевательство, запугивание, травля) [3].

В отечественной психологии до недавнего времени буллинг вообще не рассматривался как специфический феномен. Проблема издевательств в школах, в отечественной науке долгое время относились к категории проблем, которые принято замалчивать. Однако последнее время растет интерес к проблеме буллинга в отечественной психологии и приобретает всё более устойчивый характер. К отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: И.А. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга), Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга в подростковой среде), Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова, И.А. Регуш, Р.И. Стетишина (способы профилактики и предотвращения буллинга в подростковой среде).

По мнению экспертов (И.В. Волкова, Н.М. Моисеева, М.В. Сафронова, Д.Н. Соловьев), в современном образовании всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида. Особые опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга.

Подростковый возраст является сложным этапом в развитии ребенка. Кризис подросткового возраста затрагивает физиологическое и психическое здоровье ребенка. Данный кризис напрямую связан с периодом полового созревания [1]. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [2]. Поэтому, подростковый возраст является наиболее вероятным для возникновения буллинга. Именно в этот период последствия буллинга являются наиболее негативными.

Д.Н. Соловьев выделяет факторы возникновения буллинга: индивидуальные, групповые. По мнению автора, индивидуальные факторы представлены такими качествами, как агрессия (девиантное поведение), виктимность, конформность. К групповым факторам Д.Н. Соловьев отнес несформированное ценностно-ориентационное единство группы, низкую сплоченность, отсутствие самоопределения личности в группе, неблагоприятный социально-психологический климат.

А. Реан изучил причины буллинга, среди которых автор выделил такие, как: стремление к власти, внутреннюю агрессию, превентивную самооборону, попытку заслужить авторитет.

Касаясь вопроса разновидности буллинга, все его виды можно поделить на две группы [3]:

- прямая травля - открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника);

- косвенная травля - скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.

Прямая травля наиболее распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.

Наиболее часто буллинг проявляется в школьной среде. Школьная травля может привести впоследствии к антисоциальному поведению. М.С. Прудникова пишет, что буллинг выражается не только в физической форме в виде побоев, ударов, толкания, избиения, вымогательства, но и в психологической, в виде распространения слухов, унижения, сплетен, оскорблений. В этом случае психологический буллинг с применением вербальных средств может оказать даже более негативное влияние на жертву, чем физический, пишет А.Б. Кирюхина.

Исследователями было установлено, что буллингом не считается, когда два одноклассника одинаковой физической силы борются или спорят, или, когда подзадоривание происходит в шутливой форме. Буллингом является ситуация неоднократного проявления травли по отношению к более слабому против его воли.

Таким образом, необходимо выделить общие характеристики школьной травли в образовательной среде [3]:

- буллинг проявляется в форме физического, психологического или эмоционального насилия;

- буллинг - это действия одного человека или группы людей;

- буллинг направлен против слабого человека физически или психологически, или против того, кто ниже по статусу;

- буллинг является целенаправленным систематически повторяющимся действием и длительным во времени.

В ситуации буллинга внутри конкретного сообщества (например, школьного класса), психологическая работа фокусируется на изменении качества отношений внутри группы, чтобы в этих отношениях вместо ценности власти и паттернов доминирования-подчинения и скрытого применении насилия формировались ценности взаимного уважения и сотрудничества [5].

Не менее продуктивным способом борьбы с буллингом будет являться снижение агрессивного поведения у подростков, их обучение бесконфликтному общению [4, 5] .

В современных условиях образовательной деятельности возникла необходимости разработки программ психологической коррекции и профилактики буллинга в образовательных организациях. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с подростками, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, учитывающие факторы возникновения буллинга будут способствовать качественному и долгосрочному результату [5].

Список литературы:

Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. –М.: Издательский центр «Академия» 2014. - 128 с.

Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2017. - 163 с.

Бочавер, А.А., Хломов, К. Д. (2013). Буллинг (травля) как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(3), 149-159.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 480 с.

Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков/ Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2014.- №1.- С.61-70.

Просмотров работы: 306