РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГО В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГО В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Черепкова Н.В. 1, Малышева А.С. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для ребенка ближайшим и наиболее значимым социальным окружением является семья. Исследователи проблемы влияния семьи на развитие личности ребенка уделили значительное внимание особенностям функционирования традиционной полной или комплектной семьи, включающей обоих родителей, детей, а также, возможно, других членов прародительских семей. Менее изученными остались неполные (некомплектные) семьи. Неполной семьей признается семья, состоящая из одного родителя (либо лица их заменяющего) и детей.

Одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов и неполных семей. По данным Госкомстата РФ в период с 2010 по 2016 годы каждая шестая российская семья стала неполной. В семьях без одного или обоих родителей живут более 27% от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовения и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи. Сравнимые цифры получены на основе общих демографических сведений в других странах, в том числе в США, где количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, в 90-е годы возросло до 60%.

Основаниями возникновения неполных семей являются: развод родителей, рождение и воспитание ребенка одинокой матерью, смерть одного или обоих родителей, лишение родительских прав одного или обоих родителей, фактический уход из семьи одного родителя.

Наиболее распространенной формой неполной семьи является семья без супружества, когда только один из родителей, обычно мать, воспитывает детей. При анализе влияния структуры семьи на формирование личности ребенка учет внутренних различий неполных семей является существенным.

Для нашего исследования главный интерес представляют дети, воспитывающиеся в материнских семьях, т.е. семьях без отца.

В нашем исследования изучаются дети из неполных семей, возникших в результате развода родителей. Отношение ученых к проблеме влияния развода на развитие личности ребенка не является однозначным. Так, сторонники "теории привязанности", уделяющие особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считают, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку львиная доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Роль отца, как правило, ограничивается игрой и развлечениями. В исследованиях приводятся данные, что в разведенных семьях частота правонарушений у мальчиков приблизительно в 2 раза выше, чем в сохранившихся, в то время как между мальчиками из сохранившихся семей и из семей, в которых умер отец, подобных различий либо нет, либо они невелики.

Когда супруги прекращают совместное проживание, и один из них уходит из дома, тогда наступает развод. Но если более точно описывать процесс, разворачивающемуся во времени, он начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между мужем и женой. Ученые высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой является источником отрицательного воздействия на ребенка. Например, Г. Фигдор, ссылаясь на данные обследования детей на протяжении 15 лет, отмечает, что у всех мальчиков, семьи которых позже развелись, уже в три года были проблемы с поведением, чего не было с мальчиками из семей, сохранившихся в дальнейшем. У девочек таких резких отличий не наблюдалось.

В исследованиях Б.А. Титова и Л.Т. Машковой анализируется влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации. По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка - защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность, как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла. Все это формирует искаженный "образ Я" и низкую самооценку ребенка.

Решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, приводящий к резкому прерыванию процесса его развития, которое может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка.

Как показал анализ, на развитие личности ребенка оказывает влияние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода, поскольку разведенная семья задолго до разделения родителей уже не является благополучной семьей. Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый "конфликт лояльности". С одной стороны, они как и прежде любят своих родителей, с другой - вынуждены опасаться, что не оправдают их ожиданий, могут потерять любовь одного из них.

Негативно сказывающимся на психическом развитии ребенка является сам развод и следующий за ним кризисный период. По данным Дж. Валлерштейн и Дж. Келли, дети в старшем дошкольном возрасте оказываются неготовыми воспринять известие о разводе даже в семьях, где родители открыто враждовали и не скрывали своих ссор. Дети дошкольного возраста обычно бывают ошеломлены и испуганы. Особенно болезненно переносят распад семьи девочки 2-5 и мальчики 5-7 лет. Они думают, что совершили что-то очень нехорошее и развод это их вина. Подобное ощущение вины приводит к потере чувства собственной полноценности, страху перед разлукой и потерей любви, страху перед расплатой и страху после отца потерять и мать. Этот страх базируется на шокирующем детей открытии о преходящем характере любви.

Кризисным периодом для детей и взрослых ученые называют первые два года после развода. Решающее значение для сохранения личности ребенка имеет самый первый год. Интенсивность и характер непосредственных реакций на развод родителей в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а протекание послеразводного кризиса больше определяется внешними обстоятельствами, которые сопутствуют разводу: степени подготовленности ребенка к окончательной разлуке с одним из родителей, уровнем враждебности отношений между супругами до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим родителем после развода и др.

Ряд психологических исследований подводят к выводу, что кризисный период хуже переживается мальчиками, чем девочками. Это происходит по причине разной реакции на стрессовые воздействия девочек и мальчиков. Для мальчиков более характерны экстернальные (внешние) расстройства, включающие повышенный уровень поведенческих проблем, направленных вовне, таких как агрессия, непослушание, вранье. Поведение девочек после распада семьи чаще не претерпевает больших изменений. Однако, из этого вряд ли следует, что они меньше переживают. Так, по данным Дж. Макдермот при сообщении о том, что родители развелись, плакали 30,6% девочек и 17,7% мальчиков. Девочкам более свойственны интернальные (внутренние) расстройства, включающие депрессии, тревогу, уход в себя, заниженную самооценку. Ученые полагают, что это может привести к проблемам, которые станут очевидны через долгие годы после разрыва в семье.

Возможной причиной бурной реакции мальчиков называют и то, что мальчики обычно остаются жить в семье родителя противоположного пола. В ряде исследований получены результаты, указывающие на то, что дети лучше переносят разрыв в семье, оставшись с родителем одного с ним пола. Отмечается, что родители одного с ребенком пола обладают большей силой подкрепляющего воздействия, чем родители противоположного пола. Однако окончательные выводы делать преждевременно, поскольку число семей, в которых сыновья оставались с отцом, до сих пор было невелико.

В краткосрочной перспективе развод всегда травмирует детей. Его долгосрочные последствия изучены значительно меньше, но существует мнение, что неполная семья при определенных обстоятельствах.

Типичной особенностью детей развода, по мнению Г. Фигдора, являются проблемы "обращения с агрессиями". Обиды, отказ в главных потребностях, нарушение процессов идентификации и чувство вины неизбежно приводят к возрастанию детской агрессивности к одному или обоим родителям. Агрессивные побуждения вступают в конфликт с любовью к родителям и зависимостью от них. Результатом разрешения этого конфликта может быть боязнь показать раздражение и гнев по поводу пережитых неудач и несправедливости. Другие дети могут направить агрессивность против своей личности и постоянно чувствовать себя виноватыми или отражать чувство вины депрессивными настроениями. Еще одним способом разрешения конфликтной ситуации является вытеснение изначального конфликта, но появление склонности к неадекватным вспышкам агрессивности даже при небольшом разочаровании. Эти и другие способы разрешения конфликта агрессивности могут стать общими чертами характера. В качестве примера невротического образования характера Г. Фигдор приводит такую черты как подчиненность, часто формирующуюся у детей из неполных семей. Подчиненность защищает как от опасности перед собственной агрессивностью, так и перед агрессивностью другого.

Нарушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением и высокая степень конфликтности бывших родственников повышают опасность формирования у детей из распавшихся семей патологических черт характера и возникновения невротических расcтройств.

70% детских неврозов, по мнению А.И.Захарова, имеют своим источником семейные конфликты. А.И.Захаров отмечает, что после развода конфликты с детьми в неполных семьях наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором невротизации детей, прежде всего мальчиков. Матери, оставшиеся с девочками, напротив, конфликтуют с ними в 2,5 раза реже. Это объясняется тем, что у матери, в отличие от отца понижение нейротизма происходит не в конфликте с мужем, а в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.

По сведениям М.И. Буянова, половина подростков 16-18 лет, совершавших попытки самоубийства, из неполных семей. Подростки, пережившие развод родителей, характеризуются большей эмоциональной нестабильностью и личностной незрелостью, меньшей силой "Я", повышенной эмоциональной чувствительностью и пассивностью, робостью, пугливостью, нерешительностью. Это во многом определяется личностными изменениями у самих родителей, которые и объясняют конфликтную структуру семьи и отклонения в воспитательном подходе к детям.

В случае развода родителей ребенок чаще всего остается с матерью, лишаясь общения с отцом или ограничиваясь встречами с "воскресным папой". Длительные интервалы во встречах с отцом способны породить эффект "родных незнакомцев". Такой отец может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать.

Реальное влияние ранних отношений с отцом на развитие личности изучалось значительно меньше, чем отношений с матерью. Серьезное внимание данной проблеме было уделено прежде всего представителями психоаналитического направления.

Г. Фигдор отмечает, что для развития ребенка в большинстве семей мужчина/отец выполняет следующие важные функции: репрезентация "внешнего мира"; в большей степени "неранимость" в отношении поступков и нападений ребенка; репрезентация свойств: "большой", "сильный" или вытекающих отсюда "конкурентоспособный", "способный к самоутверждению"; и наконец, в дальнейшей жизни репрезентация профессионального успеха и общественного положения.

Э. Фромм, анализируя психологию отцовской любви, указывает на то, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. В отличие от безусловной материнской любви, отцовская любовь - это любовь обусловленная. Она исходит из заслуг ребенка и следует принципу: "Я люблю тебя потому, что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно выполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня" . Э. Фромм подчеркивает, что ребенку нужен отец на всем протяжении его развития. Однако особенно нуждается он в отцовской любви, власти и руководстве после 6 лет.

Разделяя мнение Э. Фромма о важности влияния отца на развитие ребенка, Ю.М. Антонян и Е.Г. Самовичев считают, что отсутствие отца у ребенка в возрасте 4-5 лет имеют больший негативный эффект, чем для ребенка в более позднем возрасте. Они утверждают, например, что мальчики, которые лишились отца до 4-5 лет имеют слабую мужскую сексуально-ролевую ориентацию и больше сексуально-ролевых конфликтов, чем дети, имевшие отца или лишившиеся его в более позднем возрасте. Эти конфликты очень часто связаны с неадекватной оценкой себя как функционирующего в мужской роли, с несформированностью соответствующих форм поведения. Близка к предыдущему мнению точка зрения Р. Муксинова, утверждающего, что у детей, оставленных отцами в дошкольном детстве, отклонения в поведении наблюдаются в 44% случаев, в 7-8 лет - в 13% случаев, в 12 - в 24%, а в 13-18 лет - в единичных случаях.

Исследования показывают, что воспитание без отца наиболее очевидно отражается на половой идентификации как мальчиков так и девочек. Чем меньше возможность реального опыта общения с отцом имеют мальчики, тем больше вероятность идентификации с искаженным образом отца, который может содержать в себе как его идеализацию, так и пренебрежение к нему. Идеализированные отцы осложняют мальчикам реалистическую самооценку. Отсутствие мужской поведенческой модели не позволяет мальчикам из неполных семей усваивать мужские половые роли и соответствующий стиль поведения. Чтобы избежать подозрений в женском поведении они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляют агрессивность, грубость, драчливость. Иногда, став мужчинами, такие мальчики всю жизнь преследуют детский "мачо-идеал", в котором им однажды было отказано.

Наличие статистической связи между гипермаскулинным или агрессивным поведением и отсутствием или слабостью отцовского начала демонстрируют и кроскультурные исследования.

Существует и обратный феномен: потеря отца создает мощный импульс для усиленной идентификации мальчиков с достижимым сильным объектом - матерью. Чувство мужской идентификации при этом остается шатким, что усиливает пассивность и зависимость мальчиков. Сопротивление и самоутверждение связывается со страхом потерять привязанность матери. Кроме того, в некоторых неполных семьях мужчины подвергаются такой дискриминации и критике, что половая идентификация мальчиков и интерес девочек к противоположному полу сильно страдают.

Не испытывая влияния в семье со стороны мужчины, мальчики, как правило, не могут восполнить этот пробел вне дома, где приходится общаться преимущественно со взрослыми женщинами: учителями, воспитателями, женщинами-психологами, детскими врачами.

Другие психологи считают, что ограниченные возможности знакомства с различными социальными и половыми ролями в неполной семье более всего сказываются на девочках, так как мальчики, особенно школьного возраста, благодаря спортивным, техническим и естественнонаучным, интересам, как правило, находят большее количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. «Я» ребенка первоначально наполняется содержанием в рамках семейного «Мы» в процессе реального становления ребенка как члена семейной структуры".

Опыт отношения с отцом важен для девочек прежде всего в плане формирования "образа мужчины". "Когда такой опыт мал, "образ мужчины" оказывается обедненным, что приводит впоследствии к обедненности и упрощенности в личных отношениях". У девочек может сформироваться идеализированный образ отца и сообразно с ним будет идти поиск объекта любви.

Вместе с тем ученые считают, что хорошо функционирующая разведенная семья несет в себе возможности руководства половой идентификацией ребенка. Во-первых, отношения детей с разведенным отцом должны обладать известной повседневностью для того, чтобы затруднить его идеализацию или пренебрежение к нему. Во-вторых, желательно, чтобы мать хорошо себя чувствовала и вела внесемейную социальную жизнь. Наконец, разведенные и одинокие матери должны стараться интенсифицировать контакты детей с мужчинами (дедушкой, дядей, учителем).

Воспитание в неполной семье сказывается и на будущих брачно-семейных отношениях. Широкомасштабные исследования подтверждают предположение, что став взрослыми, дети разведенных родителей с большой вероятностью разведутся сами. Эта закономерность более выражена у женщин, чем у мужчин. Последний вывод согласуется с представлениями о том, что женщина обычно является эмоциональной хранительницей брака, и поэтому более вероятно, что именно она будет жаловаться на неудовлетворительные эмоциональные взаимоотношения и подстрекать к разводу.

Б.А. Титов и Л.Т. Машкова утверждают, что лишение отца и недостаточный опыт общения с ним ослабляет формирование отцовских чувств у мальчиков, что впоследствии негативно сказывается на их отношении к их собственным детям. У девушек из неполных семей вышедших замуж, меньше шансов понимать не только своих мужей, но и сыновей, то есть выполнять роль матери.

Возможно влияние, оказываемое на ребенка отсутствием отца, косвенно связано с теми проблемами, которые переживает мать, угнетаемая личными взрослыми проблемами, разочарованием и неуверенностью.

Г. Фигдор считает, что одинокие матери довольно часто склонны "педагогизировать" свои отношения с детьми. Они подчиняют все свои интересы детям, дают им больше прав, чем имеют дети в семьях с двумя родителями, но и больше ограничивают ребенка своими завышенными ожиданиями, которые в большой мере противоречат потребностям детского развития. Женщина использует роль матери как шанс для самоутверждения после поражения в роли жены. Еще одна причина - это чувство вины, что разводом она причинила вред и боль своему ребенку. Подобное" педагогизирование" - большая нагрузка для матери и ребенка.

Формирование самосознания у детей из неполных семей затрагивается в работах по данной проблеме чрезвычайно редко. В исследованиях содержится предположение о том, что формирование "Я-концепции" опосредуется у ребенка восприятием двух полярно противоположных образов - отца и матери. При отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка концентрируется на образе того из родителей, который живет с ним и заботится о нем. Ученый предполагает, что "Я-концепция" детей, выросших в семьях, где по какой-либо причине отсутствовал отец, должна отражать доминирование в самовосприятии материнского образа.

А.И. Сильвестру установил, что дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Процент детей с высокой самооценкой в семьях с обоими родителями и неполных семьях приблизительно одинаков. А дети, потерявшие родителя в результате его смерти, не обнаружили существенных отклонений в уровне самооценки. Таким образом, развод родителей оказывает хотя и негативное, но незначительное влияние на уровень самооценки ребенка.

В исследованиях, проведенных Т.В. Гурко, сравнивалась самооценка детей из полных, но конфликтных семей, из семей стабильных и из семей, пострадавших от развода. Материалы, полученные при помощи тестов, свидетельствуют о том, что самооценка детей из конфликтных семей значительно ниже, чем у детей из разведенных семей и бесконфликтных семей, которые лишь незначительно отличаются друг от друга.

А.Я. Варга отмечает, что самоотношение и самооценка ребенка формируется под влиянием отношения к нему матери и тех способов, которыми она выражает это отношение. Родительская позиция отца в меньшей мере, чем матери, влияет на отношение ребенка к себе.

Это мнение не совпадает с точкой зрения И.С.Кона, считающего, что дети, выросшие без отца, часто имеют заниженный уровень притязаний, сказывающийся на самоуважении, особенно у мальчиков.

Такого же мнения придерживается Г. Фигдор. Он отмечает, что проблемы чувства собственной полноценности являются специфическими долгосрочными нарушениями детей развода. "Если дети - с позиции их переживания - чувствуют себя брошенными и недостаточно любимыми; если им не удалось удержать семью вместе или они не были достаточно важны для того чтобы родители принесли им в жертву свои личные интересы и желания; если вместе с ушедшим родителем они потеряли важную часть своей личности, объект идентификации, на который они могли равняться; если они чувствуют, что не могут для матери заменить недостающего партнера; если они не уверены в своей половой идентичности ... дети развода на протяжении всей жизни вынашивают бремя ощущений, что они недостойны любви и страх снова потерпеть неудачу".

Разногласия исследователей данной проблемы в некоторой степени объясняются тем, что реакция детей на распад семьи варьируется в широких пределах. Для определения эффекта отсутствия отца необходимо учесть множество факторов: продолжительность отсутствия, его причину, реакцию матери на это, пол, возраст ребенка, его конституциональные характеристики и психический статус, взаимоотношения матери и ребенка, социоэкономический статус семьи, наличие лица, исполняющего функции отца и т.д. И хотя неполная семья создает трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского влияния.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев может рассматриваться как депривирующая. В настоящее время сложилась достаточно устойчивая концепция депривации, в основе которой лежит теория потребностей как движущих сил развития индивида. Согласно определению Й. Лангмейер и З. Матейчек психическая депривация "возникает вследствие такой жизненной ситуации, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторой основной (витальной) психической потребности в достаточном объеме и в течение относительно длительного времени" .

В результате развода у ребенка прежде всего нарушается характер эмоциональных связей и взаимодействий с одним или обоими родителями, не удовлетворяется потребность в любви, родительском тепле, внимании и заботе т.е. наблюдается эмоциональная депривация.

По мнению В.С.Мухиной, потребность в любви возникает в онтогенезе как первая социальная потребность, на основе которой развивается потребность в признании, т.е. в получении высокой устойчивой оценки собственных качеств и достижений. Потребности в любви и признании являются основными определяющими развитие личности.

Депривирующее влияние неполной семьи тесно связано с отсутствием отца, идентификация с особенностями, чувствами и поведением которого играет существенную роль в формировании отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, различных форм поведения, социально значимых качеств личности, половой идентичности.

В нашей культуре социальной ценностью и значимостью обладает полная семья. Несмотря на то, что число неполных семей с годами возрастает, и, согласно статистике, это явление выглядит уже как вариант нормальных социальных обстоятельств, в общественном сознании они все еще воспринимаются как "невезучее" отклонение от нормы. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что существует достаточно большое количество теоретических подходов к проблеме самосознания, освещающих различные аспекты изучаемого феномена. С точки зрения структуры, самосознание чаще всего рассматривается как образование, состоящее из когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Принцип их единства является основополагающим для дальнейшего изучения данной проблемы, в частности, для анализа особенностей самосознания через изучение характера эмоциональных и поведенческих реакций в трудных для субъекта ситуациях.

В исследованиях самосознания накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, раскрывающий сущность, значение и особенности его развития на разных этапах онтогенеза. Ведется изучение факторов, детерминирующих процессы развития самосознания личности. Общепризнанным является положение о том, что одним из наиболее важных факторов, определяющих формирование самосознания ребенка выступает семейное окружение. Атмосфера неполной семьи нередко характеризуется наличием психологического напряжения, конфликтностью взаимоотношений, искажением ожиданий, оценок и идеалов. Отсутствие отца с его специфическими функциями и обязанностями обедняет жизненный опыт ребенка. При определенных обстоятельствах ситуация развития ребенка в неполной семье рассматривается как депривирующая. Увеличивающееся число детей, воспитывающихся в условиях неполных семей, ставит перед психологами задачу более глубокого изучения влияния воспитания в неполной семье на развитие личности.

Список литературы

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М., 2015 - 207 с.

Валлерштейн Дж., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества. - М. , 2009. - С. 361-383.

Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 32 -39.

Синельников А. Б. Проблемы неполных семей в современной России // Семья в процессе развития. - М., 2004. - С. 134-135.

Титов Б.А., Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. - М., 2014. - 117 с.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 2015. - 376 с.

Просмотров работы: 11