В настоящее время все больше отечественных предприятий и организаций внедряют в свою деятельность систему менеджмента качества, соответствующую международным стандартам ISO серии 9000. Одним из семи принципов построения системы менеджмента качества является принцип ориентации на потребителе. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015:
− устойчивый успех достигается тогда, когда организация завоевывает и сохраняет доверие потребителей и других заинтересованных сторон;
− каждый аспект взаимодействия с потребителем дает возможность создавать больше ценности для потребителя;
− понимание настоящих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон вносит вклад в достижение организацией устойчивого успеха [1].
В п.п 9.1.2 (Удовлетворенность потребителей. ГОСТ Р ИСО 9001-2015) сказано:
− организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий;
− организация должна определить методы получения мониторинга и анализа этой информации [2].
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что определение наиболее эффективных методов оценки потребительской удовлетворенности является актуальной задачей при проектировании системы менеджмента качества организации.
Как известно теория взаимоотношения с потребителями наиболее полно отражена в маркетинге у таких признанных маркетологов как Филип Котлер, Фред Райхельд, Дэвид Аакер и т.д.
В соответствии с позицией Филипа Котлера, именитого американского экономиста, менеджера и маркетолога, удовлетворенность есть соответствие ощущений, которые испытывает потребитель, после приобретения какого-либо товара, оказания услуги предварительным ожиданиям или превосходства их. Лояльность в частности есть постоянство качества продукта или услуги, на протяжении длительного времени, своего рода доверие к деятельности компании.
В свою очередь Фред Райхельд, американский бизнес-стратег, экономист и исследователь, сказал что лояльность – это качество, которое присуще для пользователя ценности (товара, услуги), из раза в раз возвращающегося к своему источнику и передающего данный источник по наследству.
Дэвид Аакер, американский маркетолог, специалист в области рекламы и брендинга делает вывод, что лояльность есть «мера приверженности потребителя бренду». По его мнению, лояльность показывает, степень вероятности переключения потребителя на другой бренд, в особенности, когда он претерпевает изменения по ценовым или каким-либо другим показателям [3].
Ознакомившись с основными трактовками удовлетворённости и лояльности необходимо отметить, что в реальной жизни разделить удовлетворённых и лояльных потребителей между собой достаточно сложно. Удовлетворённые покупатели не всегда лояльны, они могут быть довольны продуктом в целом, но при этом рассматривать и другие предложения конкурентов. О лояльности к компании можно говорить только тогда, когда покупатели совершили множество повторных покупок и готовы совершать их в будущем, но для этого они должны быть полностью удовлетворены. Таким образом, лояльность достигается за счёт поддержания удовлетворённости потребителей на высоком уровне в течение долгого времени, определяемое в соответствии с деятельности компании.
Удовлетворенность клиентов является критерием взаимодействия клиента с фирмой, своеобразным индикатором успеха компании, предпосылкой формирования лояльности, повышения продаж и эффективности бизнеса. Для оценки уровня удовлетворенности используется система методов, которые позволяют выявить степень удовольствия клиента товаром или услугой, возможность рекомендовать друзьям купить такой товар, сравнить товар с конкурирующей продукцией [4].
Таким образом, измерение удовлетворенности и лояльности потребителя позволяет:
– точно определить запросы потребителей и относительную важность этих запросов;
– понять, как потребители воспринимают организацию, и соответствует ли деятельность организации их запросам;
– определить приоритеты для улучшения – те области, в которых улучшение характеристик даст наибольшее увеличение уровня удовлетворенности потребителя;
– выявить «расхождения в понимании», т.е. те области, в которых персонал неправильно понимает приоритеты потребителя или свои собственные возможности удовлетворить его потребности;
– установить цели улучшения обслуживания и контролировать процесс этого улучшения по коэффициентам удовлетворенности потребителя;
– увеличить прибыль за счет увеличения лояльности потребителя.
Анализ и оценка удовлетворенности и лояльности деятельности компании осуществляются покупателями, экспертами, наблюдателями и специалистами по баллам, расчетным индексам, проводя мультиатрибутивную и индексную оценку, силами отдела маркетинга или передавая оценку на аутсорсинг.
В таблице 1 представлены основные методы оценки удовлетворенности и лояльности потребителя.
Таблица 1 – Основные методы оценки удовлетворенности и лояльности потребителя
Название метода |
Автор, название методики |
Направленность |
Сущность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Анкетирование, социологические исследования (опрос) |
Р. Картер, «Десять компетенций» |
Соответствие товара, услуги требованиям потребителя |
Применяется при комплексной оценке удовлетворенности по соответствию требований поставщиков особенностям и потребностям закупающей компании |
Метод тайных покупателей |
Ж. Ж. Ламбен, «Оценка по уровням удовлетворенности» |
Измерение уровня соблюдения требований и стандартов обслуживания; оценка потребительского опыта |
Формируется оценка удовлетворенности продуктом или услугой по каждой характеристике |
Подход с множеством уровней |
Райхельд Ф. Г., «Чистый индекс промоутера» |
Персональный по каждому клиенту, сегментированный по каждой группе, интегрированный по каналам и товарам, сравнительный на сопоставлении результатов и поставленных целей |
Клиентам задают два вопроса: открытый и закрытый − «В какой степени вы готовы рекомендовать компанию X своим друзьям, коллегам, знакомым?»; «Поясните, пожалуйста, почему вы так ответили». |
Мониторинг рекламаций |
П. Н. Кано, «Модель трех уровней удовлетворенности» |
Реагирование на жалобы, отслеживание гарантий выполнения условий договора |
Сравнивают ожидаемое, желаемое и привлекающее качество товара. Ожидаемое качество товара характеризует потенциал побуждения или отказа от покупки. |
Экспертный метод |
Т.Д. Паразурман, Л. Л. Берри и В. А. Зейтхалм, модели «SERVQUAL» и «SERVPERF» |
Оценка уровня удовлетворенности по группам экспертов с применением математического моделирования |
Частный случай статического анализа и моделирования, диффузионных Бассовских моделей |
RFM-анализ |
А. Парашураман, В. А. Зейтамл, Л. Л. Берри, модель «Gap» |
Сегментация клиентов по уровню частоты и суммы сделки, давности |
Удовлетворенность потребителей оценивается путем анализа разрывов между ожиданиями и фактически оказанным уровнем услуг |
Представленные методы оценки удовлетворенности можно применять как отдельно, так и совместно. Например, опрос потребителей может проводиться параллельно с мониторингом рекламаций. Кроме того, стоит обратить внимание на данные, полученные от торговых представителей, менеджеров, данные о возвратах, отказах, проведении обслуживания или текущего ремонта и заявках на гарантийный ремонт. Эти данные не обязательно должны быть обширными, тем не менее, при правильном использовании они могут способствовать построению целостной картины обратной связи с потребителем [5]. Поскольку удовлетворенность потребителей может меняться, организации следует систематически ее отслеживать.
Реализуя принцип ориентации на потребителе, большинство организаций разрабатывают документированную процедуру с одноименным названием или стандарт организации на данный процесс. На рисунке 1 и в таблице 2 представлена блок-схема процесса оценки потребительской удовлетворенности.
Рисунок 1 − Блок-схема процесса «Оценить удовлетворенность потребителя»
Как видно из рисунка 1 процесс оценки удовлетворенности потребителя включает в себя последовательное выполнение следующих этапов:
− планирование оценки потребительской удовлетворенности;
− разработка и актуализация анкет;
− проведение оценки (получение информации от потребителя);
− составление и рассылка отчета.
Таблица 2 − Описание процесса оценки удовлетворенности потребителей
Вход |
Краткое описание действия |
Ответственный |
Выход |
1 |
2 |
3 |
4 |
Список компетентных работников из СМК |
1. Назначение ответственного за проведение ОУП |
Руководитель СМК |
Работник СМК, назначенный ответственным за ОУП |
Информация о существующих потребителях |
2. Формирование списка потребителей |
Технический директор |
Готовый список потребителей для ОУП |
Сформированный список потребителей для ОУП |
3. Обзванивание потребителей |
Технический директор |
Проинформированные потребители |
Информация о запросах потребителей |
4. Есть анкета? 5. Разработка анкеты |
Руководитель СМК |
Разработанная анкета |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Существующая анкета |
6. Актуализация анкеты |
Руководитель СМК |
Актуализированная анкета |
Разработанные/ актуализированные анкеты |
7. Рассылка анкет |
Руководитель СМК |
Разосланные анкеты |
Разосланные анкеты |
8. Ожидание ответов и сбор анкет |
Руководитель СМК |
Заполненные анкеты |
Потребители, не заполнившие анкету |
9. Достаточно ли собранных анкет? 10. Звонок потребителям, не заполнившим анкету |
Руководитель СМК |
Потребители, получившие звонок |
Заполненные анкеты (не менее 50 % от разосланных) |
11. Анализ анкет |
Руководитель СМК |
Диаграмма удовлетворенности, диаграмма важности, средневзвешенная ОУП |
Диаграмма удовлетворенности, важности, средневзвешенная ОУП |
12. Составление отчета |
Руководитель СМК |
Отчет по ОУП |
Отчет по ОУП |
13. Рассылка отчета |
Руководитель СМК |
Отчет генеральному, техническому директорам и руководителю службы качества |
Отчет по ОУП |
14. Разработка корректирующих и предупреждающих действий (КД и ПД) |
Генеральный директор |
КД и ПД |
Представленный процесс оценки потребительской удовлетворенности, на наш взгляд, можно использовать при разработке документированной информации системы менеджмента качества, касающейся определения требований потребителя.
Список литературы
1 ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2019 – 54 с.
2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2020 – 32 с.
3 Адлер Ю.П., Турко С.В. Хороший потребитель – довольный потребитель, или Что приходит в голову, когда говорят про удовлетворенность и лояльность. – М.: Стандарты и качество, 2006 – 44 с.
4 Хилл Н., Сельф Б., Роше Г. Измерение удовлетворенности потребителей по стандарту ИСО 9000:2000. – М.: Технологии, 2004 – 192 с.
5 Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 369 с.