ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Сотникова Н.Н. 1, Шапко М.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Математическое развитие дошкольников происходит в результате приобретения ими знаний, как в повседневной жизни, так и в результате получения знаний на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Рассматривая всё это, можно сделать заключение, что элементарные математические знания и умения дошкольников следует рассматривать как главное средство математического развития.

В процессе обучения ребёнок учиться воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, истолковывать то, что они видят более точнее; вместе с тем у них формируются мыслительные действия, совершенствуются приёмы умственной деятельности, создаются такие условия, которые необходимы для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Исследования психологов (В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.), педагогический опыт говорит о том, что именно при систематичном обучении дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие способности. Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения.

По результатам проведённых исследований можно увидеть разницу в уровнях развития и отследить, как быстро и с какой успешностью дети овладевают этими знаниями.

Однако при всей важности обучения в психическом развитии личности последнее нельзя отнести к учению. Елена Игоревна Щербакова акцентирует внимание на том, что развитие не исчерпывается теми изменениями личности, которые являются прямым следствием обучения, а характеризуется «умственными поворотами», которые происходят в голове ребёнка, когда он усваивает социальный опыт, который передает ему взрослый, а также приобретает умение говорить, читать, считать.

В процессе и под влиянием обучения происходит целостное, прогрессирующее изменение личности, её взглядов, чувств, способностей. Благодаря обучению расширяются возможности дальнейшего усвоения нового, более сложного материала, создаются новые резервы обучения.

Именно поэтому обучение и развитие зависят друг от друга. Обучение активно способствует развитию ребёнка, но при этом оно должно опираться на уровень его развития. Всё это будет зависеть от того, насколько обучение будет нацелено на развитие воспитанников дошкольных учреждений.

Разница в развитии обучения ребёнка будет зависеть как от содержания, так и от методов, поэтому именно содержание и его структура являются основой математического развития ребёнка - дошкольника.

В методике преподавания любой дисциплины вопрос «Чему учить?» всегда формулировался и остаётся одним из приоритетных вопросов. Перед педагогами остро стоит вопрос: «Давать ли детям основные научные знания, конкретные умения, при помощи которых они могли бы ориентироваться?».

Именно это и является важной проблемой дидактики детского сада.

Содержание математического развития разделено на три направления:

представления и понятия;

зависимости и отношения;

математические действия.

Для реализации данного содержания необходимо отобрать познавательный материал для изучения, учитывая при этом всю значимость и возможность соответствовать потребностям воспитанников дошкольных учреждений. Именно поэтому содержание математического обучения на протяжении многих лет продумывалось и отбиралось. За последние пятьдесят лет этот процесс осуществлялся на базе исследований А. М. Леушиной, В. В. Даниловой, Т. В. Тарунтаевой, Р. Л. Березиной,

Н. И. Непомнящей и других.

Под содержанием обучения понимается объём и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста при организации разных видов деятельности.

Анализируя различные программы по математике в детском дошкольном учреждении, в том числе и вариативные, можно сделать вывод, что все программы в содержании содержат достаточно разнообразный круг представлений и понятий, в который входят «количество», «число», «множество», «подмножество», «величина», «мера», «форма предмета» и «геометрические фигуры»; представления и понятия о пространстве (направления, расстояния, а также расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, при этом учитываются некоторые его особенности).

Каждое математическое понятие формируется у воспитанников дошкольного учреждения постепенно и поэтапно, по линейно-концентрическому принципу и они все тесно связаны друг с другом. Во время работы с детьми четырех лет основное внимание уделяется формированию понятия о множестве. Дети данного возраста учатся сравнивать части множества, определяя при этом их равенство или неравенство. В дальнейшем, у воспитанников дошкольного учреждения пятого, шестого, седьмого годов жизни знания о множестве расширяются, они уже сравнивают множество элементов по количеству составляющих, умеют делить множество на подмножества, устанавливают связь между целым и его частями и так далее.

Благодаря этому у воспитанников дошкольного учреждения формируются представления о множестве, они имеют представления о числах и величинах. Усваивая понятия о числах, ребёнок сможет выделять количественные отношения от всех других элементов множества (величина, цвет, форма). Это требует от него умения выделять отдельные свойства предметов, сравнивать, обобщать и делать из всего этого выводы.

Формирование понятия о величине тесно связано с развитием у воспитанников дошкольного учреждения числовых представлений. Сформированная оценка величины, знаний о числе позитивно влияет на формирование знаний о форме предметов.

Все основные математические понятия в дошкольном возрасте вводятся описательно.

Каждое понятие необходимо вводить детям наглядно, на конкретных предметах или практических действий сними.

В период дошкольного детства, как отмечают Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр и другие, имеется достаточно обширная область «предпонятийных», их еще называют «житейских» понятий. Содержание «житейских» понятий очень расплывчато, оно охватывает самые различные формы, предшествующие настоящим понятиям. Тем не менее «житейские» понятия крайне важны для математического развития ребёнка в целом.

Специфическая особенность «предпонятийных», «житейских» понятий такова, что они построены на основе обобщения признаков предметов, существенных с точки зрения каких-либо нужд человека, которые он использует в различных видах практической деятельности.

3. М. Богуславская в 1955 г. занималась изучением особенности формирования обобщений у воспитанников различных дошкольных возрастов в процессе дидактической игры. Она выяснила, что у младших дошкольников познавательная деятельность подчинена решению той или иной конкретной игровой задаче. Дети усваивают лишь те сообщаемые им сведения, которые необходимы им для достижения определённого практического эффекта в игре. Усвоение знаний носило утилитарный характер. Приобретаемые знания тут же применялись для выполнения заданной группировки картинок.

У старших дошкольников познавательная деятельность в процессе дидактических игр выходила за рамки лишь непосредственного обслуживания практических задач, теряя сугубо эмпирический характер, и выступала уже в форме развернутой содержательной деятельности с характерными специфическими способами осуществления. В результате формируемые у воспитанников дошкольного учреждения представления и понятия достаточно полно отражали определённый круг явлений.

Вторым направлением в обучении дошкольников математике является ознакомление воспитанников дошкольного учреждения с рядом математических зависимостей и отношений. Дети понимают некоторые отношения между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, временные отношения; связь между свойствами геометрических фигур, величиной, мерой и результатом измерения и других.

При формировании определённых математических действий ребёнок должен пользоваться приёмами накладывания, прикладывания, отсчитывания, пересчитывания, измерения и тому подобных. Именно овладение этими действиями влияет на их математическое развитие.

В методике преподавания математике выделяются две группы математических действий:

- основные (счёт, измерение, вычисления);

-дополнительные, пропедевтические (предварительные), сконструированные в дидактических целях (практическое сравнение, наложение, приложение (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов); сопоставление (Н. И. Непомнящая).

Как видим, содержание «предматематической» подготовки в детском саду имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий, традициями в обучении дошкольников, а также требованиями современной школы к математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Однако учебный материал составляется на основе уже усвоенных более простых знаний и способов действий, на основе которых у воспитанников дошкольного учреждения сформировались бы новые, которые, в свою очередь, будут являться основой для становления предпосылок сложных знаний и умений и так далее.

В процессе работы, формируя у воспитанников дошкольного учреждения практические действия, формируются познавательные (умственные) действия, но, без помощи взрослого, дошкольник не сможет ими самостоятельно овладеть. Познавательным действиям принадлежит основная роль, так как объектом познания в математике являются скрытые количественные отношения, алгоритмы, взаимосвязи.

Весь процесс формирования элементов математики непосредственно связан с усвоением специальной терминологии. Слово делает понятие осмысленным, подводит к обобщениям, к абстрагированию.

Необходимо отметить, что главное место в реализации содержания обучения занимает планирование учебно-воспитательного процесса на занятиях и вне их в форме перспективного и календарного плана. Большую помощь педагогу в этом оказывают ориентировочные перспективные планы; планы-конспекты занятий по математике.

План-конспект занятий по математике включает в себя такие структурные компоненты, как тема занятия, программные задачи, активизация словаря воспитанников дошкольных учреждений, дидактический материал, ход занятия (методические приёмы, использование их в разных частях занятия).

Все занятия педагог должен проводить в соответствии с планом. Каждое занятие, независимо от его длительности и формы проведения, — это организационно, логически и психологически завершённое целое.

Организационная целостность и завершённость занятия заключается в том, что оно начинается и заканчивается в чётко отведённое для этого время.

Логическая целостность заключается в содержании занятия, оно должно было построено так, чтобы одна часть занятия логически переходила в другую.

Психологическая целостность основывается на достижении цели, чтобы ребёнок почувствовал удовлетворение, а также желанием продолжать работу дальше.

Поэтому, можно сделать вывод, что ребёнок-дошкольник не обладает необходимыми способностями, не связывает между собой пространственные временные и причинные последовательности. Он умеет отражать действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. Классифицируя объекты или явления, ребёнок объединяет их на основе общих признаков в класс или группу. Классификация учит воспитанников дошкольного учреждения задумываться о том, в чём сходства и различия разнообразных вещей. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации формируются примерно к 4-7 годами жизни и именно они создают фундамент для развития логического последовательного мышления.

Список литературы

Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. – 63с.

Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400с.

Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2008 – 384 с.

Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.

Просмотров работы: 277