В последнее десятилетие в нашей стране произошло много изменений в духовной сфере. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к народным традициям.
Одной из главных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации и федерального образовательного стандарта начального общего образования является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России [10].
Понятие "ценность" в педагогике определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей [4, с. 27].
П. И. Пидкасистый считает, что отношение – это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной, эмоциональной, практической деятельности [6, с. 12].
В энциклопедии культурологии под традициями понимается социальное и культурное наследие, включающее в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования.
В федеральном законе «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» под народами Севера понимаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Определив базовые для исследования понятия, можно заключить, что «ценностное отношение к традициям народов Севера» - это гуманное, уважительное отношение к объектам материальной и духовной культуры, сохранение памяти об истории развития своего народа.
Научные взгляды и теоретические положения о сущности процесса формирования ценностного отношения к народным традициям раскрывается в исследованиях Е. Ю. Архаровой, В. П. Бездухова, И. Ю. Ивановой, А. А. Кожуровой, Н. В. Кондрашовой, Л. Б. Симоновой и др.
Анализ психолого-педагогической, методической и специальной научной литературы позволил выделить ряд особенностей, которые следует учитывать при формировании исследуемого отношения у обучающихся младшего школьного возраста.
Так, в исследованиях О. Д. Кузьминой, И. Ю. Ивановой, Е. В. Слизковой, и др. обращается внимание на то, что основными особенностями формирования у обучающихся ценностного отношения к традициям народов Севера являются:
• взаимодействие субъекта с окружающей средой, которая способствует формированию социальных отношений и усвоение элементарных норм и правил поведения;
• учет сензитивного периода обучения и воспитания в младшем школьном возрасте, при котором закладывается основа нравственных представлений, происходит усвоение морально-этических ценностей и формирование отношения к окружающему миру;
• организация образовательного и воспитательного процесса с учетом принципов культуросообразности, народности и краеведения, которые позволяют организовать образовательный процесс с включением в него культуры и традиций местных народов [3, с. 37; 4, с. 35].
В работах С. Л. Рубинштейна определена структура ценностного отношения, которая отражает познавательные и ценностные отношения человека к действительности. Структура раскрывает три основных критерия сформированности ценностного отношения у детей младшего школьного возраста:
когнитивный (гностический) – характеризует понимание и наличие определенных знаний, усваиваемых на уровне обобщенного, рационального познания;
эмоциональный (аффективный) – раскрывает характер отношения, переживание собственных действий и поступков, их эмоциональную оценку и мотивы, обуславливающие поведение обучающегося младшего школьного возраста;
поведенческий (практический) – характеризует меру участия ученика младшего школьного возраста в социально значимой деятельности, жизни общества, отражает созидательную направленность личности. [6, с. 513].
Воспитание как социальное явление было и остаётся объектом изучения, предметом многих наук. Педагогика рассматривает воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, в результате которого развиваются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы взаимодействия. Внеурочная деятельность является одним из основных компонентов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
В качестве основных направлений внеурочной деятельности в начальной школе в стандарте выделяются спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. Каждое направление предусматривает определенные виды деятельности и организационные формы [5, с. 9-11].
В условиях общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность предоставляет обучающимся возможность развития познавательной, творческой активности, развивать личностные способности и качества, в том числе возможность формирования уважительного отношения к родному краю.
Процесс организации внеурочной деятельности предполагает создание условий для развития творческой активности детей младшего школьного возраста. Одним из средств формирования ценностного отношения к традициям народов Севера во внеурочной деятельности метод проектов, который предполагает применение продуктивной творческой деятельности на основе знакомства с традициями народов проживающих в ХМАО-Югре. [2, с. 368].
Для результативности использования метода проектов во внеурочной деятельности как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к традициям народов Севера необходимо выявить соответствующие педагогические условия.
Педагогические условия в широком смысле определяются как составляющие образовательной среды (социальная и предметно-развивающая среда, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса), обеспечивающие полноценное развитие ребенка с учетом его образовательных возможностей и потребностей.
В более узком значении содержание педагогических условий трактуется в частных методиках при изучении определенных тем, явлений, процессов.
В качестве первого условия нами определена необходимость организации этнокультурного взаимодействия обучающихся с различными социальными институтами во внешкольной среде, в ходе которого происходит нарастающее накопление ими этнокультурных знаний, приобретение эмоционально-ценностного отношения к культуре народов ханты и манси.
С позиции Н.П. Золотовой, в процессе формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к национальным традициям особым «образовательно-воспитательным потенциалом» обладают учреждения культуры, которые по могут быть не только «хранителями, преемниками исторической и культурной памяти народа, посредниками ее передачи следующим поколениям», но и важными субъектами в «формировании будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала».
П.Ю. Соколова придает важное значение в этнокультурном воспитании детей активному сотрудничеству школы с музеями, библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями [8, с. 35]. В рамках музейно-педагогической деятельности, которую может организовать школьный педагог, обучающиеся могут воспринять ценностный смысл национальной культуры, укрепить межкультурное общение, сформировать толерантное отношение к представителям регионального этноса и своеобразию их культур. При этом автор отмечает результативность музейно-педагогической деятельности именно в активных и интерактивных формах деятельности обучающихся – экскурсий, тематических выставок, вечеров встреч с представителями этнокультурных знаний, подвижных игр, викторин, конкурсов, квестов и др.
Вторым условием является применение информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ), обеспечивающих интерактивность процесса изучения традиций народов ханты и манси. Постановка этого условия обусловлена современными реалиями. С одной стороны, школьное образование уже ощущало необходимость трансформации образовательного процесса в сторону применения современных ИКТ-технологий, соответствующих особенностям и интересам Z-поколения обучающихся. С другой стороны, из-за неожиданно объявленной пандемии коронавируса в марте 2020 г. произошел экстренный переход школьного образования в дистанционную форму. Такая ситуация затруднила деятельность педагогов, которым в кратчайшие сроки требовалось выбрать, освоить и применить новые программные продукты для реализации учебного процесса. Высокая нагрузка на педагогов, самостоятельное «экспресс-освоение» инструментов дистанционного обучения и недостаточный анализ интерактивных возможностей программных продуктов не позволила большинству из них организовать и проводить дистанционные учебные занятия в интересной форме. Это указывает на необходимость внедрения специального условия – применения в условиях дистанционной формы обучения детей младшего школьного возраста различных интерактивных методов и инструментов, обеспечивающих вовлеченность детей в изучение традиций коренных народов.
Интерактивные методы подразумевают особый алгоритм образовательного процесса – «не от теории к практике, а от возникновения нового опыта к его теоретическому осознанию (от практики к теории)».
С.И. Палаткина отмечает, что интерактивные методы в духовно-нравственном воспитании во внеурочной деятельности учащихся начальной школы соответствуют их психологическим особенностям, поскольку удовлетворяют их потребности в игровой деятельности [9].
М.Б. Сизова, Н.А. Юдина описывали результативность интерактивного приобщения детей к традициям коренных народов через просмотр фрагментов фильмов, страниц газет на мониторе интерактивной панели, входящей в комплект электронного оборудования (так называемые инфозоны). И дальнейшего применения педагогами технологий диалогового взаимодействия и проблемного обучения в обсуждении с детьми культурных ценностей изучаемых народов. Кроме того, благодаря технологиям по проведению видеоконференций, авторы указывают на возможность привлечения контента коллег из других учреждений, центров [7, с. 20].
Объяснив смысл и значение интерактивных методов, проанализируем возможности их использования в дистанционной работе младших школьников.
Теоретический анализ источников показал, что среди научно-практических периодических и научно-теоретических трудов, методической и учебной литературы, научных трудов практически нет опубликованных результатов применения интерактивных методов в дистанционном формате работы детей младшего школьного возраста в области воспитания ценностного отношения к национальным традициям. Однако среди открытых педагогических сообществ было найдено достаточное количество такого рода контента, в том числе различных обзоров.
Третьим условием нами определена реализация гендерного подхода в творческой деятельности детей младшего школьного возраста при изучении традиций народов ханты и манси.
При формировании ценностного отношения к традициям народов Севера важно учитывать гендерные особенности. Это обусловлено, что в самих традициях народов ханты и манси заложено полоролевое разделение обязанностей в семейно-бытовой культуре (женщина-мать-хозяйка, мужина-отец-хозяин-добытчик-воин), в системе трудового обучения и воспитания, в социально-культурном смысле (носителей знаний, обрядов и традиций) и др.
Традиции ханты и манси предполагали акцент на значении женской роли (женского рукоделия, женского кулинарного мастерства, заботу о воспитании детей) и мужской роли (мужского ремесла, физического труда, роли защитника). Также важно отметить, что в культуре народов Севера существовала система дифференциации человеческих качеств на женские и мужские.
Е.Н. Борисова и Н.Я. Чувашова утверждают, что традиции и праздники коренных северных народов содержат полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, что позволяет их считать «источником гендерного воспитания детей». Они отводят важное значение народным сказкам как средства «гендерного воспитания народной культуры». Сказки, с их точки зрения, закладывают правильные представления о мужских и женских качествах, о мужской и женской роли в семье, в обществе. При этом акцентирование воспитателем на гендерных отличиях во внешнем виде, в деятельности и качествах сказочных персонажей является дополнительным мотивом к освоению представлений о традициях и праздниках (мальчикам интереснее узнавать о мужской одежде, мужских делах, обычаях и т.д., а девочкам – о женских) [8, с. 89].
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить педагогические условия реализации метода проектов во внеурочной деятельности, при которых процесс формирования ценностного отношения к традициям народов Севера на примере народов ханты и манси) будет результативным.
Библиографический список
Балакина, Н. А. Сущность и специфика проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н. А. Балакина // Новое слово в науке: перспективы развития – 2016. - №1-1. – С. 164-170.
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010 — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Иванова, И. Ю. Использование краеведческого материала в начальных классах (к 1150-летию Смоленска) [Текст] / И. Ю. Иванова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. №11. – С. 36 – 39.
Кожурова, А. А. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А. А. Кожурова. – Якутск, 2008. – 216 с .
Методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. Округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. : Н. В. Абрамовских, В. Л. Синебрюхова, В. В. Толмачева. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 97 [1] с.
Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / И.П. Пидкасистый / ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 640 с.
Сизова, М.Б. Развитие педагогических методов и технологий интернационального диалога культур в образовательной среде школы [Электронный ресурс] / М.Б. Сизова, Н.А. Юдина // Социология и право. – 2019. – №3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskih-metodov-i-tehnologiy-internatsionalnogo-dialoga-kultur-v-obrazovatelnoy-srede-shkoly (дата обращения: 04.01.2021). – Текст: электронный.
Соколова, П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст]: 13.00.01 / П.Ю. Соколова; [Место защиты: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева]. – Саранск, 2014. – 247 с. – Текст: непосредственный.
Палаткина, С.И. Компьютерные игровые технологии как средство интерактивного обучения и воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / С.И. Палаткина // E-Scio. – 2020. – №1 (40). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 27.12.2020). – Текст: электронный.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html