Аспекты формирования экологической культуры в системе непрерывного образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Аспекты формирования экологической культуры в системе непрерывного образования

Полищук А.П. 1
1Университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос об аспектах формирования экологической культуры в системе непрерывного образования актуален в нашем современном обществе. Вопросы культуры относятся к числу наиболее фундаментальных в истории человечества. Отдельное место в судьбе современной цивилизации занимает экологическая культура, под которой следует понимать широкий комплекс постоянно обновляемых теоретических и практических знаний с их непременным преломлением в устойчивые нравственные ценности и соответствующие нормы общественного, коллективного и индивидуального поведения.

В статье Семыкина В.А., Стифеева А.И., Соболева О.В. и Лебедчука П.В. [6] рассматривается актуальность, содержание и перспективы деятельности по формированию основ экологической культуры на разных уровнях образования. От уровня экологической культуры во всех звеньях общественного производства во многом зависит современная экологическая безопасность страны. Особую важность в последние десятилетия приобретает экологическая культура, связанная с охраной природного генофонда, эталонных и уникальных природных комплексов для поддержания экологического баланса в качестве условий нормальной жизнедеятельности единой системы «общество – природа».

В понятие «экологическая культура» сегодня вкладывается определение – такой способ жизнедеятельности, при котором личность на основе своих духовных ценностей и этических принципов реализует экологически безопасные способы реализации своих жизненных потребностей. Критериями экологической культуры можно считать готовность использовать в повседневной жизни экологически безопасные технологии, сознательно соблюдать соответствующие экологические ограничения, стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности.

Также в интернет-ресурсе [8] говорится о том, что в начальной школе ставится задача сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Для ее решения используются такие виды деятельности, как учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы предусматривает формирование экологической культуры посредством участия школьников в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения. Ее реализация направлена на формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, готовности активно им противостоять; формирование готовности к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Результатом должна стать сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно -оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). [8]

Громова Людмила Александровна в своей статье [2] говорит о том, что одним важным разделом воспитания экологической культуры младших школьников является пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни, формирование установок на использование здорового питания, оптимальных двигательных режимов, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом и т.п.

Также положительно сказывается на экологическом воспитании и образовании построение урока школьников начальных классов по следующим схемам:

- «Увидеть – Удивиться – Оценить» – определяет формирование способности ученика эмоционально воспринимать природу, мыслить образами, одухотворять ее и в творческой речи выражать свое отношение к ней;

- «Исследовать – Умозаключать – Объяснять» – развивает поисково-исследовательскую деятельность, мотивационную готовность привлекать ранее имеющиеся знания природоведческого содержания и добывать новые для решения обозначенной проблемы»;

- «Проектировать – Договариваться – Доказывать» – формирует умение актуализировать имеющиеся знания и представления о природе, разрабатывать проекты, обеспечивающие её развитие и сохранение, планировать содержание действий каждого участника совместной работы, проявлять умение взаимодействовать со сверстниками; предвидеть результат, переживать, развивать чувство ответственности;

- «Реализовать – Взаимодействовать – Контролировать» – подразумевает наличие прак­тических действий, направленные на воплощение разработанного проекта, оценку и самооценку действий учащихся в процессе его реализации. [1]

На современном этапе образования перед учителем начальных классов стоят сложные задачи: обучить ребёнка навыкам письма, вычислительным приёмам, умению работать в коллективе, развивать фонематический слух, речь, творческое мышление, способности, сформировать грамотного, компетентного читателя, дать представление о целостной картине мира и месте человека в нём, воспитать духовно-нравственные чувства, любовь к Родине. Осуществить эти и многие другие задачи не просто, требуются усилия и творческий подход, а также терпение и большое количество времени. [3]

Целью старшей школы является формирование выпускника, который осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; имеет экологическое мышление, понимает влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; имеет опыт эколого-направленной деятельности. Для старшеклассников рекомендован интегрированный курс «Экология», предполагающий формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы).

Таким образом, общеобразовательные учреждения становятся центральным звеном, где формируются основы мировоззрения личности, базового отношения человека к окружающему миру. Необходимо отметить, что экологическая культура, экологические знания должны стать квалификационным требованием для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и приводит к воздействию на состояние окружающей природной среды. [6]

Савватеева О.А., Спиридонова А.Б. и Лебедева Е.Г. в журнальной статье о современных проблемах науки и образования [5] поднимают вопрос об экологическом образовании. В связи с современным состоянием окружающей среды наша страна остро нуждается в решении важнейших экологических проблем, поэтому одной из главных задач является развитие и расширение института экологического образования, так как неквалифицированное вмешательство в экологические аспекты при ведении хозяйственной и иной деятельности может еще более осложнить ситуацию. Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, главными целями которого являются воспитание, развитие личности, получение знаний и умений применять их на практике.

Действительно, в настоящее время экологическое образование в школе становится более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения- экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Как хорошо, что в университете «Дубна» есть такая возможность, как педагогическая практика в садах и школах нашего города.

Говоря о важной составляющей в профессиональной подготовке, проводится научно-педагогическая практика в школе.

Козлова Е.Б., Буслаева М.Е. [4] подробно и интересно рассматривают подходы, идеи и функции педагогической практики. Педагогическая практика – это эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике.

Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует его ключевые профессиональные качества. Главная цель педагогической практики – закрепить, углубить, усовершенствовать приобретенные теоретические знания и научиться применять их в педагогической деятельности, развивать профессиональные способности, умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса на уроке, адаптироваться и совершенствоваться в будущей профессии.

Методологическую основу педагогической практики составляют следующие подходы, каждый из которых реализует соответствующие идею и содержание:

1. компетентностный подход. Идея – привнесение личностного смысла в образовательный процесс;

2. деятельностный подход. Идея – усвоение способов мышления и деятельности, развитие познавательных способностей и творческого потенциала студентов;

3. контекстный подход. Идея – последовательное моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности;

4. системный подход. Идея – формирование системного мышления. [4]

Педагогическая практика является важнейшим компонентом образовательного процесса в педагогическом вузе, служит мостом между теоретической подготовкой студентов-бакалавров и магистров непедагогических форм подготовки и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. [7]

Теоретической базой подготовки студентов-бакалавров и студентов-магистров к научно-педагогической практике является обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса ВУЗа, воспитание в личности студента творческих начал, повышение его мотивации к познанию и приобретению педагогического опыта, к самосовершенствованию.

Научно-педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.

Адаптационная функция практически проявляется в том, что студент знакомится с разными видами учебно-воспитательных учреждений и организацией работы в них, привыкает к ритму педагогического процесса, к взаимодействию с детьми, ориентируется в системе горизонтальных и вертикальных связей и отношений образовательных организаций. Будущий учитель начинает реально представлять себе все радости и трудности педагогической деятельности.

Обучающая функция практики состоит в реализации полученных теоретических знаний в конкретной деятельности. Происходит процесс выработки основных педагогических компетентностей, формирование педагогического сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего учителя.

Воспитывающая функция практики состоит в формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности, становлении педагогической культуры, формировании профессионального стиля педагогической деятельности. [4]

Развивающая функция практики реализуется в формировании и развитии педагогических способностей студента и выработке у него компенсаторных умений в случае слабой развитости педагогических способностей. Студент развивается и в личностном, и в профессиональном планах: он учится мыслить и действовать как педагог.

Рефлексивная функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личностные и профессиональные качества как будущего учителя, свою успешность или неуспешность. [4]

В процессе педагогической практики появляется возможность проверить себя на правильность выбранного жизненного пути, соответствие личностных качеств требованиям педагогической профессии, умение общаться со школьниками, умение отстаивать свою точку зрения, способность объединить школьников в единую команду.

Педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности, когда у самого студента будет желание стать настоящим педагогом.

Во время прохождения практики, студенты осознают конкретные цели своей педагогической деятельности, знакомятся с логикой педагогического целеполагания: освоение извне заданных целей, актуализация содержательной сущности цели, анализ состояния педагогической системы, определение цели в конкретных условиях, выбор средств достижения цели, трансформация педагогических целей в цели деятельности учащихся. [4]

Что касается учебного процесса, он требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента.

Литература

Базулина И.В. Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 3-4 (22). – С. 8-10.

Громова Л.А. Преемственность формирования ответственного отношения к природе в дошкольном и начальном общем образовании // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М: Академия, 2016. – № 1. – С. 306-311.

Зенова Н.А., Мазалова М.А. Влияние образования на развитие личности ребенка в период обучения в начальной школе // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Междунар. научн.-практ. X интернет-конференции / под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2015. – С. 239-241.

Козлова Е.Б., Буслаева М.Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности // Концепт. – 2015. – Т. 34. – С. 146–150.

Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. Современное экологическое образование Российский и Международный опыт // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – C. 1-9.

Семыкин В.А., Стифеев А.И., Соболева О.В., Лебедчук П.В. Проблемы и перспективы формирования экологической культуры в системе непрерывного образования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 8. – С. 157-161.

Чистякова С.Н., Соколова И.И. О проекте «Концепция поддержки развития педагогического образования» // Педагогика. – 2015. –№5. – С. 49-55.

ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) – Сайт «Федеральные государственные образовательные стандарты».  URLhttps://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach Режим до­ступа: свободный. Дата обращения: 01.12.2020.

Просмотров работы: 16