Роль военных оркестров в укреплении морально-психологического состояния Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль военных оркестров в укреплении морально-психологического состояния Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны

Марчев И.А. 1, Злотников О.Е. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди многих средств воинского обучения и повышения культурного уровня личного состава современных Вооруженных Сил видное место занимает военная музыка, как неразрывная составная часть боевой подготовки и действенный фактор в деле патриотического и эстетического воспитания. Как и боевое знамя, и воинские регалии, она способствует проявлению у российских воинов доблести, мужества, преданности Отечеству, зовет их на свершение новых подвигов во имя высоких идеалов общества.

Военная музыка имеет свою историю, во многом связанную с историей армии и флота, а также музыкальной культурой общества.

С первых дней создания штатных военных оркестров Красной Армии и Военно-Морского Флота одно из ведущих мест в их многогранной исполнительской деятельности стало музыкальное оформление различных воинских торжеств и ритуалов, многие из которых по традиции перешли из русской армии и флота.

Появление воинских ритуалов относится к далеким временам. Еще в войсках Древней Руси, а затем централизованного Московского государства широкое распространение получили ритуалы: заря, развод караулов, торжественные встречи, погребение воинов. В проведении этих ритуалов в то время принимали участие трубачи и барабанщики (позднее флейтисты и литавристы), входившие в состав воинских подразделений. С организацией в нач. XVIII в. русской регулярной армии, задача музыкального оформления воинских ритуалов была возложена на штатные военные оркестры. Однако трубачи и барабанщики по-прежнему принимали в них участие. Эта традиция сохранилась до наших дней; в некоторых ритуалах, наряду с оркестром, участвуют сигналисты-барабанщики подразделений.

Выдающиеся полководцы русской армии уделяли большое внимание воинским ритуалам, считая их одним из средств воспитания и боевой выучки войск. Еще в 1722 г. Петр I издал собственноручно написанный им указ о том, «как бить зорю». Сущность данного ритуала он определил так: «...в битье зорь великое в войне дело зависит, а именно – целость всего войска» [6, с. 49].

Большое значение придавал военной музыке А.В. Суворов. Это ему принадлежат знаменитые слова о том, что «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» [6, с.49].

Многочисленные документы, высказывания, а также действия русских полководцев и военачальников многократно подтверждают большую роль отечественной военной музыки, как средства, обеспечивающего слитное, организованное движение войск. Об этом свидетельствует боевая практика Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона. Коренные изменения в вооружении, тактике и обучении войск в современных условиях научно-технического прогресса и создание ракетно-ядерного оружия, тем не менее, оставляют в силе многие требования к физической и строевой подготовке личного состава подразделений. Именно поэтому репертуар военных оркестров, обладающий силой эмоционального воздействия, в настоящее время по-прежнему имеет важное значение.

Оркестр (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в XVII–XVIII вв. заменил распространённый в странах Европы термин «капелла». По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др., по жанровому признаку – эстрадный, джазовый, военный [4, с. 127].

Согласно «Руководству по организации деятельности штатных военных оркестров Вооружённых Сил Российской Федерации» определённому «Приказом Министра Обороны Российской Федерации № 99 от 6.02 2013 года» военный оркестр является профессиональным, творческим коллективом. Его служебная деятельность должна быть тесно связанна с задачами боевой подготовки и повседневной деятельностью воинской части. Служебная деятельность оркестра заключается: в музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых мероприятий; в концертных выступлениях и проведении культурно-просветительской работы; в оказании методической помощи музыкальной самодеятельности воинской части, подготовке сигналистов-барабанщиков, разучивании строевых песен в подразделениях [5].

Развитие военной музыки тесно связанно с принципами современного военного строительства, и со спецификой военной службы. Она включает в себя широкий круг проблем, относящихся к деятельности военных оркестров в различных условиях. Неотделимость истории военной музыки от истории современного музыкального искусства очевидна. При всей ее жанровой специфике и особенностях художественной практики военных оркестров, основные творческие процессы протекают здесь в нерасторжимом единстве со всей музыкальной жизнью современного общества. Возникнув в древнейшие времена, военная музыка развивалась веками, как средство, организующее единые синхронные движения и различные действия людских масс (походы, процессии, коллективный труд, ритуальные танцы и др.).

Таким образом, сама природа военной музыки предопределила ее роль и содержание. Она обусловила жанрово-танцевальную и «бытовую» основу музыкального творчества в данной области, а также чрезвычайно общительный ритмически-интонационный язык, приспособленный для воспевания и прославления героического, победного, патриотического начала, образов мужества и воинской доблести.

Общественно-церемониальные функции военной музыки проявляются при проведении торжественных общественно-массовых мероприятий, на народных празднествах, митингах, демонстрациях. Идеи и образы, заключенные в военной музыке, при ее звучании на торжественных мероприятиях приобретают большое морально-психологическое значение. Музыка способствует созданию праздничного настроения, энтузиазма, взволнованности, ощущения торжественного события. Немалая роль отводится военной музыке и в траурном ритуале (погребения, возложения венков, открытие памятников героям, Неизвестному солдату и т.д.).

Служебная деятельность военных оркестров неразрывно связанна с задачами боевой подготовки и повседневной деятельностью воинских частей, одним из направлений которой является обеспечение воинских ритуалов.

Немаловажная функциональная сфера военной музыки – культурно-просветительная деятельность. Художественные возможности и возросшее исполнительское мастерство военных оркестров эффективно используются для внедрения в армию и широкие круги современного общества музыкальных знаний, в целях их эстетического воспитания. В этой функции военная музыка наиболее приближается к общим задачам современного искусства, и направленным на всемерное духовное обогащение и гармоническое развитие личности. Наряду с широчайшим кругом произведений оперно-симфонической музыки русских и зарубежных классиков, все большее место в концертном репертуаре военно-оркестровых коллективов занимают произведении крупной формы современных авторов, как оригинальные, так и переложениях. Значительная часть их носит программный характер, воплощая героические образы, темы и сюжеты, непосредственно связанные с подвигами советского народа и его Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны.

Период Великой Отечественной войны характерен необычайным патриотическим подъемом всего советского народа, направленным на разгром фашистских полчищ, вторгшихся на нашу землю. В это время роль военных оркестров была, как никогда, многообразна. Сплошь и рядом, в зависимости от боевой обстановки, им приходилось сменять музыкальные инструменты на оружие и выполнять боевые задачи. Зачастую военные оркестры играли в блиндажах на переднем крае обороны, воодушевляя бойцов, проводили концерты для раненых в госпиталях. Они являлись также участниками концертов-митингов в освобожденных Советской Армией городах и селах европейских стран, проводившихся в первые же часы после окончания боя.

«Bcё для фронта, все для победы!» – этот лозунг поднимал наш народ на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. В суровые годы войны для миллионов советских людей в тылу и на фронте песня и марш стали еще дороже и ближе.

В штат многих формируемых частей и соединений в те годы вводились и военные оркестры, с которыми они направлялись в действующую армию. Большинство оркестров в условиях фронта содержалось при штабах дивизий, запасных армейских и фронтовых полков. Были сохранены штатные военные оркестры в частях и военно-учебных заведениях, готовивших в тылу кадры военных специалистов, а так же крупные отдельные оркестры и оркестры штабов военных округов, созданные в довоенные годы.

В ряде военных округов (фронтов) были организованы учебные оркестры, на которые возлагалось формирование и подготовка военных оркестров для фронтовых частей.

Возросшее количество оркестров вызвало необходимость подготовки большого количества военных капельмейстеров, в связи, с чем с 1941 по 1943 г. военным факультетом Московской государственной консерватории был произведен ряд ускоренных выпусков. Кроме того, в те годы многие военные оркестры возглавили пришедшие в ряды армии и флота гражданские специалисты.

Эти меры способствовали лучшей организации военно-оркестровой службы в сложной фронтовой обстановке и активизировали творческую деятельность военных музыкантов на дальнейший подъем морально-психологического и боевого духа советских воинов.

Служебная деятельность военных оркестров неразрывно связанна с задачами боевой подготовки и повседневной деятельностью воинских частей, одним из направлений которой является обеспечение воинских ритуалов.

В годы Великой Отечественной войны, когда вся наша страна превратилась в единый военный лагерь, воинские ритуалы, как сильнейший моральный фактор, приобрели исключительное важное значение.

Примером тому может служить парад частей на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.

Вот что рассказал об этом историческом параде Василий Иванович Агапкин: «...погода мало благоприятствовала параду; мороз крепчал, снег шел крупными хлопьями. Легким движением головы командующий парадом дал мне знак, играть сигнал «Слушайте все». К микрофону подошел И.В. Сталин и произнес речь, которую закончил словами «Смерть немецким оккупантам». По окончании речи оркестр исполнил «Интернационал». Начался военный парад. Шли пехота, кавалерия, артиллерия, танки. Я управлял оркестром, стоя на специальной подставке. Незаметно, мимикой я напоминал музыкантам следить за тем, чтобы не замерзли инструменты. Было особенно ответственно, когда оркестр переходил с одного марша на другой, что могло неблагоприятно влиять на ход движения. Но все прошло хорошо. Когда стрелковые части закончили прохождение, мне нужно было сойти с подставки, чтобы отвести оркестр ближе к зданию ГУМа и только тут я обнаружил, что ноги мои окоченели, а сапоги примерзли к подставке» [6, с.55-56].

На этом историческом параде прозвучали марш «Парад» С. Чернецкого, ряд маршей на темы советских песен, старинный марш «Герой», а также марш «Прощание славянки», созданный накануне первой мировой войны капельмейстером русской армии В. Агапкиным. Как и вальс «Па сопках Маньчжурии» И. Шатрова, этот марш обошел всю Россию. Поэты складывали о нем стихи, а затем на сочиненные стихи марш стали петь.

Одновременно с военным парадом в Москве 7 ноября 1941 г. состоялся также парад войск в г. Куйбышеве, куда временно выехало Советское правительство. В параде приняли участие воинские части и соединения Красной Армии, дислоцировавшиеся в то время на территории Куйбышевской области. Оркестры воинских частей были сведены в один сводный состав общим числом ок. 700 музыкантов. В сводный оркестр вошли также Отдельный показательный оркестр Наркомата обороны СССР и оркестр Военно-медицинской академии. Парад принимал Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов.

В конце октября оркестры стали готовиться к параду на местах, а затем в первых числах ноября съехались в Куйбышев, где начались сводные оркестровые репетиции.

Командиром сводного оркестрового полка был назначен интендант 1 ранга В.Я. Гурфинкель. Дирижировал оркестром инспектор военных оркестров РККА комбриг С.А. Чернецкий.

Следует отметить, что в годы войны военные парады в день 7 ноября и 1 мая повсеместно не проводились, однако в ряде случаев подготовка к ним организовывалась и проходила обычным порядком; она заканчивалась проведением строевых смотров частей в сопровождении военных оркестров. Например, в 1941–1943 гг. сводный оркестр Саратовского гарнизона под управлением инспектора военных оркестров округа подполковника П.И. Бергера проводил плановые репетиции по подготовке к ноябрьскому и майскому праздникам, а затем участвовал в строевых смотрах частей гарнизона.

Победоносное окончание Великой Отечественной войны было ознаменовано грандиозным историческим парадом Победы, состоявшимся 24 июня 1945 г. Вот как о нём вспоминает генерал армии С.М. Штеменко. «С утра 24 июня в Москве накрапывал дождь, но настроение у всех было приподнятое. Таких парадов не было за всю историю Советских Вооружённых Сил. Больше того, Красная площадь не видала ничего подобного за 800 лет своего существования. Гигантский оркестр сопровождал движение войск боевыми маршами. Марши сменялись, но пауз не было. И вдруг на предельном фортиссимо оркестр смолк. Эта единственная пауза кажется бездонной. Наконец в какой-то настораживающей тишине раздаётся резкая дробь барабанов и появляется колонна с двумя сотнями вражеских знамён. Полотнища почти волочатся по мокрой брусчатке. Поравнявшись с Мавзолеем, бойцы делают поворот направо и с силой бросают свою постылую ношу на камни Красной площади. Но вот опять заиграл оркестр. На площадь вступают войска Московского гарнизона. Парад длился 2 часа» [6, с. 57-58].

Во время Великой Отечественной войны большое воспитательное значение приобрёл ритуал вручения гвардейских знамён частям и соединениям. удостоенным этого высокого звания за героизм и отвагу. проявленные в боях с врагом. В тех случаях, когда позволяла фронтовая обстановка, к проведению ритуала привлекались военные оркестры и приобретало подчеркнуто торжественный характер.

В ходе войны приходилось проводить и такой ритуал, как отдание воинских почестей при погребении павших смертью храбрых на полях сражений. И хотя фронтовые условия не всегда позволяли использовать военный оркестр в проведении этого ритуала, тем не менее, когда складывалась благоприятная обстановка, оркестры принимали в нём участие.

С самого начала войны и до его победного завершения в боевых порядках наших войск вместе с бойцами Красной Армии плечом к плечу сражались военные музыканты.

С первых же дней на передовых рубежах нашей Родины в составе частей Красной Армии встретили войну музыканты военных оркестров.

Разрушая все на своем пути, сея смерть и страдания, рвались фашистские орды к Москве и Ленинграду, чтобы сравнять эти города с землей. «Никакие исторические или художественные ценности на Востоке, – писал в одном из своих приказов гитлеровский фельдмаршал фон Рейхенау, – для нас не имеют значения» [6, с. 94].

Уже стонали под кованым сапогом поработителя Литва, Латвия, Молдавия, Белоруссия и Западная Украина.

Над советской страной нависла смертельная опасность.

Проявляя массовый героизм и стойкость, с беспримерным мужеством дрались с фашистами воины Красной Армии. Бои уже шли под Смоленском, но в глубоком тылу врага, находясь в полном окружении, продолжали неравную борьбу не на жизнь, а насмерть отдельные гарнизоны и разрозненные группы бойцов.

Свыше месяца дрался легендарный гарнизон Брестской крепости. Вот что пишет в своих воспоминаниях о первых днях тяжелых испытаний бывший воспитанник оркестра Петр Клыпа.

«Мы, оставшиеся в живых, собрались в казематах разрушенного здания 333-го стрелкового полка. Из многочисленного гарнизона нас оставалось около трехсот человек. Каждый понимал – помощи ждать неоткуда. Фронт ушел за много километров, кругом враги. Мы решили дать последний бой. Стали прощаться. И вдруг в этой тишине мне почудилось – откуда-то издалека доносится: «Это есть наш последний...» Смотрю, и бойцы, мои товарищи, тоже прислушиваются. И вот я ясно различаю звуки трубы. Они несутся откуда-то из центра крепости, из сплошных развалин. Мы прильнули к амбразурам. И что же мы увидели? В ритме марша от подножия арочных ворот вверх поднимается красное знамя. Вот оно уже над самой вершиной ворот. Гордо развевается над Брестской крепостью. А труба всё поет. И при восходе солнца, затемненного дымом большого пожара, мне послышались слова: «И если гром великий грянет над сворой псов и палачей, для нас все так же солнце станет сиять огнем своих лучей». Машинально я поднял трубу, поднес мундштук к губам и присоединился к неизвестному трубачу. Мне стали подпевать. Крепость снова ожила, и казалось уже не один военный музыкант, погребенный под развалинами, подает нам призыв к бою, а весь грохот войны превратился в сплошную патриотическую симфонию, призывающую каждого, у кого еще билось сердце, чувствовать ответственность за судьбу Родины. «Это есть наш последний и решительный бой » – с этими словами, которые нельзя было петь во весь голос, чтобы не обнаружить себя раньше времени, мы пошли на прорыв» [6, с. 94-95].

На всех фронтах, где вела смертельную борьбу с фашистскими полчищами Красная Армия, был в ее рядах и военный музыкант. Его мужество и стойкость, беззаветная преданность Родине, его храбрость заслужили всеобщее признание и уважение у бойцов и командиров Красной Армии. Военный музыкант играл для бойцов и воевал вместе с ними.

Типичной историей боевого пути, который прошли многие оркестры за годы войны, может служить краткая история оркестра Н-ской отдельной стрелковой бригады, которую рассказал в своем письме военный дирижер гвардии старший лейтенант Шустаков.

«Наш оркестр был сформирован в 1942 г. В сентябре этого года мы были отправлены в Н-скую отдельную стрелковую бригаду, состоящую тогда исключительно из моряков. 5 сентября бригаду направили на Сталинградский фронт. По пути оркестр на всех станциях играл марши, песни, танцевальную музыку. Когда мы прибыли к месту назначения, бригада вместе с оркестром под звуки марша двинулась к берегам великой русской реки. Это было 17 сентября, когда вся наша Родина с волнением следила за ходом исторической битвы у Сталинграда. В ту же ночь моряки форсировали Волгу и вступили в бой. Музыкантам была поручена охрана нашего знамени. Когда стали поступать раненые, оркестр выступал перед ранеными бойцами. Они были очень довольны и благодарили нас за игру. 15 октября немцы большими силами пехоты и танков пытались прорваться на нашем участке и окружить моряков в районе реки Царица. Положение было угрожающим. Живой силы в бригаде не хватало. Командование вооружило тылы, в том числе музыкантов нашего оркестра. Все атаки противника были отбиты. Враг не прошел. Из оркестра выбыло восемь человек (трое убитых и пять раненых). Остальные музыканты продолжали воевать вместе с моряками. В ноябре 1942 г. в нашу бригаду прибыло новое пополнение из Тихоокеанского флота. Мы собрали оставшихся в живых музыкантов и дали концерт для моряков. В программе концерта были: «Танец советских матросов» из балета «Красный мак», вступление к опере «Кармен», фронтовая песня «В землянке», русская песня «Вниз по Волге-реке». После концерта играли музыку для танцев. Краснофлотцы остались довольны и благодарили нас за доставленное удовольствие. На следующий день оркестр проводил пополнение к переднему краю нашей обороны, и моряки вступили в бой за родной Сталинград. По окончании великой Сталинградской битвы наша Краснознаменная бригада с развернутым гвардейским знаменем, с оркестром прошла по улицам Сталинграда. Оркестр, несмотря на мороз, исполнял на ходу песню «В бой за Родину». В этот же день оркестр участвовал городском митинге и параде наших войск, на площади «Павших бойцов» [6, с. 97-98].

В истории Великой Отечественной войны было немало примеров ,свидетельствующих об огромной роли военных оркестров, служивших мощным средством повышения морально-боевого духа бойцов и образцом честного выполнения своего долга перед Родиной.

Писатель-фронтовик, корреспондент одной из центральных газет А. Исбах был очевидцем упорных боев за овладение селом Крутики 27 сентября 1941 г. Части 163-й стрелковой дивизии шли в атаку под звуки военного оркестра, которым дирижировал лейтенант Н. Мещерин. Вот как описан этот поистине необыкновенный концерт в рассказе Исбаха «Музыка». «И вот Мещерин дал знак. Звуки боевых маршей ворвались в канонаду сражения. Оркестр играл марш «Ленинский призыв», марш «Советский герой», марш «Боец РККА». Уверенно и победно вели свои партии трубы. Крылов бил медными тарелками, гулкие звуки извлекал из барабана Савин (ему был сегодня доверен барабан оркестра). Они играли вдохновенно. Никогда, кажется, за все время своей работы они не достигали такой слаженности. С опушки леса, с исходного положения, пошла в атаку пехота. Под звуки боевых маршей бежали пехотинцы. И когда они продвинулись вперед, оркестр перешел на передний скат высоты, чтобы звуки были слышнее, победнее. Фашисты были ошеломлены. Музыка в бою! Потом, они открыли огонь по оркестру. Мины разрывались рядом с музыкантами. Один осколок упал у самых ног весельчака Черната. Ноты с портретом Чайковского валялись на земле, и осколок пробил плечо великого композитора. Чернат побледнел, но ни на миг не оставил своей трубы. «В бой за Родину!»… – гремел оркестр. Эти слова повторял каждый боец. С этими словами шли в бой» [6, с. 97-98].

Подобное, происходившее повсеместно и ежедневно, Г. Пожидаев в своём очерке «Музыка на фронтах Великой Отечественной войны» – называет «подвигом музыки и музыкантов».

Да, подвиг действительно был в том, чтобы донести до переднего края – в окоп, блиндаж, на поле битвы, в звуках мелодий с детства близких сердцу каждого советского человека, голос любимой Родины; чтобы в условиях, казалось бы, невозможных, огнем музыки зажечь сердца бойцов отвагой, воодушевить на ратные подвиги; и в том, чтобы теплом музыки согреть сердце фронтовика, поддержать в трудную минуту.

Понимая, что музыка нужна бойцу, что она помогает переносить ему тяготы, лишения и опасности фронтовой жизни, помогает громить врага, военный музыкант щедро, без остатка отдавал свое искусство воинам, получая взамен горячие слова благодарности воинов, идущие от всего сердца.

Для музыканта нет более высокой награды за его нелегкий и благородный труд, чем признательность слушателей. На фронте это было особенно дорогим.

Выступая перед бойцами, военные музыканты всегда испытывали чувство глубокого удовлетворения.

«Как только представлялась малейший возможность, – пишет Н. Диденко, – оркестр выступал перед бойцами, исполняя песни, марши, произведения русских и зарубежных классиков, Во время игры всегда обращаешь внимание на слушателей. И как было приятно видеть, что солдаты чувствуют и понимают музыку. Мы радовались, что своей игрой доставляем людям удовольствие, поднимаем их настроение. В полку, а затем и в бригаде все гвардейцы – от солдата до офицера – любили и уважали музыкантов. Без нужды никогда не нагружали боевой или хозяйственной работой. Ваше дело, – говорил комбриг А. Худяков, веселить души и поднимать своей игрой боевое настроение бойцов. А играть нам приходилось часто. Мы просто приходили в батальон или роту, а то и во взвод и устраивали «музыкальный момент», как говорили гвардейцы. Случалось нам играть и по индивидуальному заказу. Зайдет, бывало, в нашу землянку кто-нибудь из офицеров, сержантов или солдат и попросит сыграть его любимую мелодию, и мы никогда не отказывались» [6, с. 109].

Выступления военно-духовых оркестров на фронтах Великой Отечественной войны адресовались не только воинам Советской Армии и жителям освобожденных от врага территорий, но в ряде случаев строились с расчетом воздействия на противника.

Участник Отечественной войны военный дирижер подполковник А. Фомин рассказывает о работе военных оркестров на фронте по моральному разложению вражеских войск.

«Мне с оркестром пришлось проводить работу по разложению войск противника. В политотделе дивизии был инструктор, возглавлявший эту работу. У него была передвижная радиостанция. Перед микрофоном выступал оркестр, исполняя сначала произведения немецких композиторов, затем популярные немецкие песни с сатирическим текстом (на немецком языке). В тех же передачах выступали и пленные немцы с обращением к немецким солдатам, призывая их прекратить несправедливую войну. По свидетельству военнопленных, подобные выступления пользовались большим успехом у немецких солдат. Во время исполнения сатирических песен в немецких траншеях нередко раздавался смех по адресу Гитлера и других фашистских главарей» [6, с. 107].

В годы Великой Отечественной войны необычайно широкий размах приобрела фронтовая художественная самодеятельность, в которой принимали участие многие тысячи бойцов и командиров.

Часто выступления самодеятельных коллективов проводились сразу же после боя, где бойцы исполняли песни, сатирические куплеты, рассказы, стихотворения (нередко местных, фронтовых авторов), проникнутые ненавистью к поработителям и непреклонной волей к победе над врагом.

Самое активное участие во фронтовой художественной самодея­тельности принимали военные музыканты, которые часто и возглавляли такие коллективы.

Нередко на базе оркестров создавались самые разнообразные ансамбли и другие художественно-исполнительские формы.

Вот что пишет о деятельности одного из таких ансамблей начальник отдела боевой подготовки Н-ской ударной армии полковник Маетобаев:

«Ансамбль (капельмейстер К. Гутник) имел в своем составе певцов, танцоров, рассказчика, клоуна, акробатов и музыкальную группу: аккордеониста, баяниста, саксофониста, тромбониста, кларнетистов, ударника. Обслуживал ансамбль, главным образом, подразделения переднего края, разведчиков, орудийные расчеты прямой наводки и т.д. Этот ансамбль обычно делился на мелкие группы, которые в период затишья или перед боями направлялись в блиндажи, землянки, траншеи переднего края. Там исполняли песни – популярные советские, народные, марши, старинные вальсы, фронтовые частушки. Так было в Крыму, когда форсировали Сиваш, и в Прибалтике. Приходилось зачастую выступать в 100-150 метрах от переднего края, а то так и в траншеях. Концерты часто прерывались минометным огнем противника, но неизменно дослушивались затем до конца. В течение месяца таких выступлений на передовых позициях обычно бывало 20-25, помимо обслуживания тыловых подразделений, госпиталей, корпусных подразделений. Всюду, где выступал ансамбль, бойцы и офицеры радушно принимали его, внимательно и с интересом выслушивали программу и оставались весьма удовлетворенными» [6, с. 108].

По всем дорогам Великой Отечественной войны прошел вместе с бойцами скромный труженик, рядовой великой армии – военный музыкант. И на всем этом героическом пути неустанно звучали армейские трубы, сплачивая бойцов, заставляя забывать об усталости, трудностях и опасностях фронтовых дней, будили в сердцах отвагу, увлекая на ратные подвиги. Они звучали в дыму и пламени сражений, на марше и привале, в палящий летний зной и суровую зимнюю стужу.

Преодолевая все тяготы фронтовой жизни, военный музыкант не щадил своих сил и самой жизни во имя свободы и независимости родного Отечества.

Подводя итог, хочется отметить, что военные оркестры в суровые и тяжёлые дни войны прошли большой и сложный путь, с достоинством выполняя свои почётные обязанности, необычайно активная самоотверженная работа военных оркестров доказала необходимость музыки в условиях фронта и тыла и подтвердила возможность самых разнообразных форм их использования в деле подержания высокого морально-психологического состояния Вооружённых Сил во время боевых действий.

Список использованных источников.

1. Военная музыка России: история и современность [Текст] / Е.С. Аксенов, [и др.]. – М.: Военное издательство, 2007.

2. Данилевич, Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны [Текст] / Л. Данилевич. – М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1948.

3. Матвеев, В.А. Русский военный оркестр: краткий очерк [Текст] / В.А. Матвеев – М.: Музыка, 1965.

4. Новая иллюстрированная энциклопедия. [Текст] / Кн. 13. Но-Пе – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

5. Руководство по организации деятельности штатных военных оркестров Вооружённых Сил Российской Федерации [Текст] / Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 99 от 6. 02 2013 г.

6. Советская военная музыка [Текст] / под общ. ред. П.М. Берлинского. – М., 1977.

Просмотров работы: 522