В настоящее время образование ставит перед собой довольно четкую цель – это развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Если преподаватель будет давать своим ученикам только предметные знания, не вкладывая в них воспитательную составляющую, то пользы от таких знаний будет мало, а цель останется недостигнутой. Поэтому на преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. Новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Оно должно переплетаться воедино с воспитанием. В своей работе я буду рассматривать единство двух этих важных процессов на примере математики в начальной школе.
Цель исследования – узнать и обосновать, как сливаются воедино обучение и воспитание в процессе изучения математики в начальных классах.
Для того, чтобы разобраться в поставленном вопросе, следует понять, что из себя представляет процесс обучения, а что воспитания.
Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Процессы обучения и воспитания протекают одновременно и неразрывно, органически сливаясь и дополняя друг друга, потому что только при данном условии педагог может достигнуть высший цели изучения - развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться.
Обеспечение единства обучения и воспитания является одним из важнейших путей реализации комплексного подхода, который выражается в четком установлении зависимостей и связей между этими двумя процессами, между всеми сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности.
Понятие единства обучения и воспитания имеет несколько значений:
а) единство обучения и воспитания в деятельности учителя;
б) единство обучения, осуществляемого школой, с воспитательно-образовательной работой производственных коллективов, семьи, культурно-просветительных учреждений, воспитанием по месту жительства и средствами массовой информации.
Для того, чтобы выявить специфику каждого из этих единств, остановимся кратко на понятии единства.
Единство как категория философии обладает рядом существенных признаков: оно является выражением всеобщей взаимосвязи явлений; обладает свойством автономности компонентов; оно противоречиво; складывается единство в ходе развития; обладает свойством целостности. Как же проявляется специфика последнего из свойств философской категории «единство» в единстве обучения и воспитания?
Единство обучения и воспитания – это обучение, в ходе которого успешно формируются те или иные качества личности школьника, которое слито с процессом воспитания, обладающим иными свойствами по сравнению с обучением, при котором обучение и воспитание являются двумя сторонами педагогического процесса, не существующими автономно друг от друга. Обеспечить функционирование такого единства – значит обеспечить наиболее высокий образовательный и воспитательный результат.
Таким образом, учителю необходимо, обучая, формировать школьника прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
Говоря о математике, можно выделить следующие воспитательные цели:
• воспитание культуры личности;
• отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
• понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
• воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
• воспитание нравственности, культуры общения;
• воспитание эстетической культуры;
• патриотическое воспитание;
• воспитание графической культуры школьников.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности:
• в процессе овладения теорией предмета,
• при устном счете и решении задач,
• в ходе выполнения домашних заданий,
• при составлении задач самими учащимися,
• в ходе выполнения творческой и исследовательской деятельности.
Одним из направлений воспитательной деятельности может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут быть строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей. «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» Л. Толстой.
Также воспитывать в процессе обучения математике можно, используя устный счет или примеры с историческим содержанием. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.
Не следует забывать и про задачи о труде. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями.
Ещё, воспитательный характер носят задачи, в содержание которых автор заложил такие этические категории, как честность, справедливость, добро, зло и т.д.
Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание библиографических справок. Например, на уроке может быть сделано сообщение, рассказывающее о роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны: А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы.
Такие темы из курса математики, как «Золотое сечение», «Симметрия» позволяют воспитывать в детях чувство прекрасного.
Подведем итог, итак, достижение высоких уровней развития единства обучения и воспитания обусловливается отбором содержания обучения, богатого мировоззренческими идеями, раскрывающего личность человека как труженика, общественного деятеля, борца за свободу. Оно обусловливается также тесной связью обучения с внеклассной работой, с воспитанием в семье, с деятельностью культурно-просветительных учреждений, производственных коллективов, с работой по месту жительства. Огромную роль в решении этой задачи играет отбор умений, необходимых для трудовой и общественно-политической деятельности школьников; задач и заданий, стимулирующих творческую деятельность, побуждающих осмысливать собственный опыт, опыт товарищей, окружающих людей; формирование обобщенных, интеллектуальных умений, позволяющих переносить их в новые ситуации учения, труда и общественной деятельности; материала, обладающего высокими эстетическими достоинствами и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. – Москва : Академия, 2001. – 298 с.
2. Гусев В.А. Психолого - педагогические основы обучение математике [Текст] / В.А. Гусев. - Москва: Владос, 2003. - 187 с.
3. Развитие мыслительных операций младших школьников в процессе обучения математике. // Актуальные проблемы преподавания математики в средней школе и педагогических вузах: Сб. тез. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2004. - с. 84 - 86.