Исследование творческого мышления в отечественной психологии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Иванова В.А. 1, Долгова М.В. 1
1ДВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время особое внимание уделяется развитию креативного мышления. Оно важно в различных сферах: создание нового продукта, запуск проекта, обучение, решение сложных вопросов. В педагогической деятельности креативное мышление помогает разработать способы интересной подачи материала.

Проблему развития креативности личности рассматривали в трудах отечественные педагоги и психологи (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Н.В. Хазратова, В.С. Юркевич и др.), а также зарубежные ученые (Ф. Баррон, Х.Дж. Вальберг, Дж. Девидсон, Т. Тардиф, П. Торранс, Д. Харрингтон, Р. Штернберг и др.). Многие исследователи (Л.Л. Алексеева, М.А. Барг, С.М. Вишнякова, В.С. Кузин, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Сальдаева, Л.Н. Столович, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) считают художественное образование основой развития креативности личности. По мнению Л.Н. Столовича, искусство и образование решают похожие задачи и объединение этих сфер может усилить процесс развития креативности обучаемых.

В широком смысле под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, обусловленные дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Креативное мышление рассматривается как способность к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способность, являющаяся одной из значимых в образовании. 1

Под креативным мышлением Н. А. Авдеенко подразумевает способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. 2

Креативность – это способность к творчеству и умственным преобразованиям. Она включает в себя прошлые, настоящие и будущие характеристики процесса. В итоге человек создает то, что прежде не существовало.

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Эрих Фромм считал: «Креативность – способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.» 3

Часто понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество». Но их отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий. 4

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы –знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия. 1 Для развития креативного мышления существуют различные инструменты. Например, можно обратить внимание на инструменты из методологий ТРИЗ, Craft, литеральной мышление и дизайн-мышление. 5Данные методологии развивают креативные способности людей и позволяют разрабатывать новые полезные и уникальные решения.

Список литературы:

Климова, М. В. К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля // Общество: социология, психология, педагогика — 2019. — №8. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39451067 (дата обращения: 15.10.2020).

Авдеенко, Н. А. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Функциональная грамотность — важнейший результат образования — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-kreativnogo-myshleniya-v-ramkah-proekta-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer (дата обращения 15.12.2020).

Ахметова, И. Р. Развитие творческих способностей персонала как мотивационная функция менеджмента // Вопросы студенческой науки. — 2018. — №11. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37032151 (дата обращения 12.11.2020).

Муродуллаева, Р. Ё. К. Технология формирования креативного мышления у студентов педагогического вуза // Вопросы науки и образования. — 2020. — №4. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42348355 (дата обращения: 27.10.2020).

Козырева, Л.К. Креативные методологии как тренд в дизайнпроектировании на примере цифровой среды московского экономического форума // Творчество и современность. — 2019. — №9. — URL: Https://Elibrary.Ru/Item.Asp?Id=37334726 (дата обращения: 27.10.2020).

1 Климова, М. В. К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля // Общество: социология, психология, педагогика — 2019. — №8. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39451067 (дата обращения: 15.10.2020).

2 Авдеенко, Н. А. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Функциональная грамотность — важнейший результат образования — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-kreativnogo-myshleniya-v-ramkah-proekta-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer (дата обращения 15.12.2020).

3 Ахметова, И. Р. Развитие творческих способностей персонала как мотивационная функция менеджмента // Вопросы студенческой науки. — 2018. — №11. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37032151 (дата обращения 12.11.2020).

4 Муродуллаева, Р. Ё. К. Технология формирования креативного мышления у студентов педагогического вуза // Вопросы науки и обр-зования. — 2020. — №4. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42348355 (дата обращения: 27.10.2020).

5 Козырева, Л.К. Креативные методологии как тренд в дизайн-проектировании на примере цифровой среды московского экономического форума // Творчество и современность. — 2019. — №9. — URL: Https://Elibrary.Ru/Item.Asp?Id=37334726 (дата обращения: 27.10.2020).

Просмотров работы: 69