ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Буфалова М.А. 1, Савватеева О.А. 1
1Университет Дубна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Любой человек, имеющий дефект физического развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и иметь возможность обеспечивать себя самостоятельно. Ребенок с проблемами здоровья – это особенный человек, к которому нужен особый подход. Образование для устойчивого развития является одним из блоков общего образования, оно не может быть исключением по подходам своей реализации, это насущное требование сегодняшнего дня для каждого человека вне зависимости от его физического состояния. При планировании программ воспитания, обучения и просвещения в сфере устойчивого развития весьма важно учитывать виды физиологических нарушений в развитии детей и применять соответствующие методы и подходы, которые многократно повысят эффективность процесса и его результатов [10, 12]

Целью данной работы является анализ основных видов нарушений физического здоровья детей с целью определения ключевых аспектов при планировании деятельности в сфере образования для устойчивого развития.

Основополагающими методами и материалами при подготовке работы являются описательный метод, включающий в себя исследование разнообразных источников информации; теоретический метод, включающий анализ, синтез и обобщение материалов; а также результаты практической деятельности авторов 2017-2020 гг., полученные при работе с детьми различных возрастных групп в дошкольных образовательных учреждениях и средних общеобразовательных школах г. Дубны Московской области в процессе проведения занятий и уроков естественнонаучной направленности.

Результаты исследования и их обсуждение. Современное образование должно быть доступно для всех категорий учащихся. Если у ребенка есть особенности здоровья, то это не значит, что у него нет тех же потребностей, что есть у обычного ребенка. Таким детям также важно знать, что их любят и что они могут развиваться вместе с другими детьми, находясь в нормальной среде. Главное правило состоит в том, что учиться могут все дети, и необходимо предоставлять для этого максимальные возможности. [3, 11]

У преподавателя / учителя не должно быть мысли, что он работает с «ограниченными» детьми. Однако при подготовке экологического занятия важно знать, с детьми с какими особенностями развития придется работать. Наибольшие сложности в обучении (в том числе в сфере устойчивого развития) испытывают дети, имеющие следующие виды физиологических отклонений:

психофизический инфантилизм (незрелость эмоционально-волевой сферы);

нарушения речи (в первую очередь, тяжелые);

нарушения зрения;

нарушения слуха;

нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).

В этой работе будут рассмотрены эти группы нарушений и подходы к работе с детьми, страдающими ими. [12, 13]

Психические особенности детей с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Развитие данной сферы начинается у детей дошкольного возраста, так как в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Формирование этой сферы личности происходит под воздействием внешних и внутренних факторов, таких как условия социальной среды, наследственность и физическое развитие. Важно понимать, что эмоции почти полностью определяют воспитание и эффектность обучения дошкольника. А воля ребенка оказывает влияние на психическое развитие и любую другую деятельность.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется в повышении эмоциональной возбудимости, гиперестезии, повышению истощаемости нервной системы. Также у младших детей может быть нарушен сон. Такая возбудимость может возникать под влиянием тактильных, слуховых и зрительных раздражителей. Дети, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы, отличаются частыми проявлениями таких эмоций, как тревожность, беспокойство, мнительность, впечатлительность и большое количество страхов. У таких детей может наблюдаться заниженная самооценка, так как они ожидают негативного отношения со стороны окружающих. При работе с такими детьми важно скорректировать их самооценку и создать условия, при которых ребенок не будет чувствовать давления на себя. При проведении занятий желательно проводить с ребенком игры и упражнения, в которых он сможет рисовать. Важно создавать такие ситуации, в которых ребенок сможет воспитывать свои волевые качества, желательно использовать игровые формы. [1]

В настоящее время количество детей с подобными нарушениями увеличивается с каждым годом. Скорее всего, негативное влияние здесь оказывают стремительная цифровизация общества, растущая трудовая занятость взрослых в семьях, физические факторы окружающей среды и прочее. При проведении занятий по естественнонаучной тематике нами очень часто применяются изобразительные методы и приемы, особенно для рефлексии детей дошкольного возраста. Однако эти методы можно считать оправданными фактически для любого возраста.

Психические особенности детей с нарушениями речи. Речевая функция напрямую связана с формированием высших психических функций. У детей с особенностями развития часто выявляются проблемы с восприятием материала. Каждое нарушение имеет свою специфику, и выделяют несколько основных видов восприятия, такие как зрительное, слуховое и тактильное.

Если у ребенка имеется недостаточность зрительного восприятия, то у него наблюдается скудное представление об окружающем его мире и заторможенное восприятие слов. Для таких детей лучше всего работать наедине, чтобы они не отвлекались. Также преподавателю необходимо объяснять материал медленно, в простой и доступной форме, вести диалог, чтобы понимать, усваивает ли ребенок информацию.

При нарушениях фонематического слуха часто наблюдается высокая степень чувствительности к различным звукам. Такие дети могут даже не понимать собственное имя. Бывают случаи, когда ребенок понимает слова, но теряется и не может их понимать в предложениях. Педагогу важно объяснять материал, используя несложные слова, простые предложения. Также необходимо выяснить у родителей, каким способом они общаются с ребенком, и строить занятия сходным образом. [3, 6]

Психологические особенности детей с нарушением зрения. Зрение – это самый мощный источник информации о внешнем мире: через него человек получает до 90% информации.

Важно понимать, что поведение ребенка с нарушениями зрения сильно отличается от поведения детей с типичными развитиями. Американский психолог Роберт Плутчик считал, что люди, имеющие проблемы со зрением, при возникновении конфликтов должны использовать механизмы защиты в большей степени, чем обычные люди. Но проведенные исследования показали, что все в точности наоборот: дети, имеющие нарушения зрения, более адаптированы к социальной среде.

У таких детей нарушено непроизвольное внимание, они могут постоянно переключать свое внимание на разную деятельность либо наоборот, иметь низкий уровень переключаемости внимания. Также для них характерно быстрое забывание усвоенного материала, поэтому необходимо повторять пройденный материал. Помимо этого, такие дети физически не могут запоминать большие объемы информации, поэтому рекомендуется проводить экологические занятия продолжительностью 15-20 минут. [7, 8, 9, 10]

В презентационных материалах необходимо использовать крупный шрифт и цветные картинки, так как цвет дает дополнительную к форме изображений информацию. Для более эффективной работы с детьми с такими нарушениями лучше использовать дополнительное освещение, чтобы лучше было видно устройство, на котором представляется материал, и применяемые на занятии предметы. На выполнение письменных заданий следует отводить больше времени, чем при работе с обычными детьми.

Психологические особенности детей с нарушениями слуха. Выделяют две группы с данным нарушением: слабослышащие и неслышащие люди. Важно понимать различие. Первая группа – это люди, имеющие частичную слуховую недостаточность, для них также характерно затрудненное развитие речи. Вторая группа – это люди, слух у которых полностью отсутствует.

У детей, имеющих нарушения слуха, своеобразно восприятие людей и развитие внимания. Имея данное нарушение, люди с самого детства учатся познавать мир с помощью зрения. Именно поэтому при обучении нужно использовать как можно больше зрительных образов. При объяснении следует делать небольшие паузы между предложениями и вопросами, говорить медленно и четко. На презентациях рекомендуется дублировать речь, а в видеороликах использовать титры. Для таких детей важны тактильные, осязательные ощущения, поэтому следует использовать как можно больше наглядного и иллюстративного материала. Такие дети часто замкнуты в себе, им тяжело общаться с другими людьми, поэтому педагогу нужно быть в хорошем настроении и демонстрировать доброжелательность. При разговоре крайне важен визуальный контакт. При использовании игровых форм важно учитывать, что у детей с нарушением слуха снижены чувства пространственного ориентирования, поэтому не следует проводить слишком подвижные игры (во избежание травм). [2, 4, 10, 11]

Психологические особенности людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (ОДА). При нарушениях опорно-двигательной системы чаще всего приходиться сталкиваться с детским церебральным параличом (ДЦП). Дети с такими нарушениями могут испытывать трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Для них характерны специфические отклонения в психическом развитии, например нарушение активного производственного внимания. Также наблюдается быстрая утомляемость и заторможенность всех психических процессов. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, гораздо лучше воспринимают материал через яркие предметы и образы, им проще изучать мир через наблюдения и рассказы окружающих.

Детям с нарушениями функций ОДА необходимо создавать индивидуальную программу обучения или обучение в малых группах с учетом мнения родителей и других педагогов. Резкие движения могут спровоцировать спазмы различной природы, поэтому следует избегать резких внешних воздействий. Задания такие дети нередко выполняют медленнее обычных детей, поэтому игры на время и с соревновательным компонентом не всегда подходят. Однако следует отметить, что дети с нарушениями ОДА могут иметь самые значимые различия внутри своих группа заболеваемости из всех рассмотренных групп физиологических отклонений. [6, 10]

Заключение

Невзирая на некоторые ограничения в подходах и методах к проведению занятий по тематике устойчивого развития, дети с ограниченными возможностями здоровья обычно весьма позитивно реагируют на аспекты, связанные с окружающей средой, впитывают знания и приобщаются к загадкам и красотам природы. Кроме того, занятия естественнонаучной направленности помогают развивать интеллект, эстетический вкус и творческий потенциал, при наличии двигательных форм обучения (даже небольшой интенсивности и амплитуды) укрепляют здоровье, повышают самооценку, содействуют становлению личности, определению жизненной перспективы маленького человека.

Список литературы

Авдонина Т.Б., Гурьева Д.Х. Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 23.12.2020).

Адаптированная программа для детей с ОВЗ. / Сайт корпорации «Российский учебник» / Статьи / Психология и педагогика. URL: https://rosuchebnik.ru/material/adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz/ (дата обращения: 20.12.20).

Бондарь Т.А., Дименштейн Р.П., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М.А., Яремчук М.В. Подготовка детей с особенностями развития к обучению в школе // Образовательная политика. – 2010. №11-12 (49). – С. 74-79.

Бубарева В.Е. Проблемы психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-detey-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 23.12.2020).

Гиматова Р.А. Специфика коррекционной работы с детьми в эмоционально – волевой сфере // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002116 (дата обращения: 05.01.2021 ).

Департамент образования и науки города москвы. Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). – 2020. URL: https://sch514u.mskobr.ru/dou_edu/zdanie_4/obrazovanie/logopedicheskaya_sluzhba/psihologicheskie_osobennosti_detej_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi_tnr/ (дата обращения: 23.12.2020).

Карауш И.С., Дашиева Б.А., Куприянова И.Е., Стоянова И.Я. Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями // СПЖ. 2014. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-diagnostiki-detey-s-sensornymi-narusheniyami (дата обращения: 23.12.2020).

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности. – Екатеринбург: Российский государственный профильно-педагогический университет 2006. –153 с.

Лебедев А.П., Реунова А.А., Севастьянова У.Ю., Куфтяк Е.В. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnye-mehanizmy-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 23.12.2020).

Мжаванадзе Н.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // Методические рекомендации. – Сыктывкар, 2013. – 90 с.

Сайт Ведущего образовательного портала России «Инфоурок» / Программа дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по эколого-биологическому направлению. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-po-ekologo-biologicheskomu-napravleni-1818014.html (дата обращения: 15.12.20).

Солдатов Д.В., Солдатова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. №59-2. – С. 466-470.

Таранец И.П. Образовательная программа по почвенным организмам для людей с ограниченными возможностями здоровья // Роль почв в биосфере и жизни человека: Международная научная конференция: К 100-летию со дня рождения академика Г.В. Добровольского, к Международному дню почв. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2015. – С. 358-359.

Просмотров работы: 49