Особенности формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста

Киргизова А.В. 1, Филиппова А.Р. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начальная школа организует свою деятельность в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден № 373 от 6.10.2009 г.). Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [1, с.7]. Так, в основе профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации современной методики обучения лежит требование к формированию исследовательских умений, в рамках организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В соответствии с модернизацией системы начального образования изменяется подход к обучению в целом, где приоритетным направлением обучения ребенка младшего школьного возраста становится освоение круга компетенций, базирующихся на овладении универсальными учебными действиями. Целесообразно определить содержание понятия «универсальные учебные действия».

Так, А.Г. Асмолов отмечает следующим образом: в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2, с.27]. Автор подчеркивает значение универсальных учебных действий в самостоятельности умения учиться. Такое же определение понятия дается в содержательном разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Исследования А.Г. Асмолова, Т.В. Василенко и И.С. Макарьева позволили утверждать, что универсальные учебные действия – это инвариативная деятельность обучающегося, направленная на сознательное саморазвитие в процессе обучения.

На основе анализа определения понятий, следует отметить, что формировать у обучающегося универсальные учебные действия невозможно, так как универсальные учебные действия это лишь способность человека осуществлять ту или иную деятельность. Исходя из этого, педагогам начальной школы в процессе обучения необходимо способствовать формированию конкретных видов умений личности ученика. Именно совокупность сформированных умений обуславливает полноценное овладение универсальными учебными действиями.

Большая часть умений формируется у ученика в начальной школе. В соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста можно отметить их любознательность, интерес к новому и сложному, а также их творческую активность. Удовлетворить соответствующие компоненты мотивационной сферы ребенка помогают инновационные методы и средства, среди которых имеет место быть исследовательская деятельность. Именно данное средство обучение обеспечивает не только творческую самореализацию ребенка, но также и формирование круга исследовательских умений. От того, насколько широко сформирован соответствующий круг умений будет зависеть успешность будущей деятельности обучающегося, в том числе и учебной.

На наш взгляд целесообразно раскрыть содержание понятия «исследовательские умения», которые являются фундаментом развития других видов умений.

Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста отражена в научных трудах (П.В. Середенко, Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.П. Гладкова и др.). Ученые обращают внимание на значимость внедрения учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе как эффективного средства для подготовки обучающегося к развитию самостоятельности, самоорганизации, планирования своей деятельности, в частности, учебной, как основополагающим компонентом в начальной школе.

П.В. Середенко в монографии характеризует «исследовательские умения» как «возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [3, с.39]. Ученый подчеркивает необходимость выполнения определенных «исследовательских» действий для получение нового знания.

В работах А.И. Савенкова «исследовательские умения» представляют собой «сложное структурное объединение интеллектуальных, чувственных и эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности» [4, с.44]. По мнению педагога, одним из важных составляющих исследовательских умений является сознательная деятельность человека, осуществляемая на основе сформированных качеств.

Изучив монографическое исследование Э.Г. Сабировой и В.Г. Закировой, можно опираться на следующую трактовку понятия «исследовательские умения - способность учащихся сознательно выполнять умственные и практические действия, соответствующие логике научного исследования» [5, с.19]. Обратим внимание, что педагоги используют понятие «умение» и «способность» как синонимичные термины; в основу содержания понятия также акцентируют свое внимание на сознательной и логически структурированной деятельности субъекта.

Колоссальный вклад в развитие педагогики и психологии в рамках развивающего и проблемного обучения внесли ряд исследователей, среди которых общее признание получили Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский и Л.В. Занков. Следует отметить, что в научных трудах ученых основу развивающего обучения составляли именно исследовательские умения, как базовый компонент формирования «умения учиться». Так, ученые рассматривают «исследовательские умения» как «стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи» [6, с.563-565]. Исходя из содержания понятия, можно увидеть компоненты соответствующих умений, составляющих основу логических ууд: анализировать, сравнивать, целеполагать.

Аргументированной представляется точка зрения А.П. Гладковой, согласно которой «исследовательские умение – это способность осуществления умственных и практических действий по самостоятельному поиску решений исследовательской проблемы, выбору методов и приемов исследования на доступном ребенку уровне с целью получения субъективно-нового знания, обеспечивающего базу формирования универсальных учебных действий» [7, с.10]. Автор считает, что умения формируются на основе умственных и практических действий ведущих к обретению новых знаний. Именно данная способность закладывает качественный фундамент освоения остальных групп универсальных учебных действий.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки исследуемого понятия, что отражает сложность данного феномена. Учеными было предложено множество трактовок понятия, которые были рассмотрены нами ранее.

Резюмируя сказанное, отметим «исследовательские умения», включают в себя множество значений синонимичных понятий, таких как, «универсальные учебные действия», «умение» и «исследование» в целом обуславливающие четкое определение данного термина.

Проведенный категориальный анализ понятий «универсальные учебные действия» (А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, И.С. Макарьев ), «исследовательские умения» (П.В. Середенко, Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.П. Гладкова ), позволил нам конкретизировать понятие: исследовательские умения – это осознанный способ действия субъекта, направленный на самостоятельный поиск новых знаний.

На основании данных возникает необходимость раскрыть более подробно содержание исследуемого понятия и определить компоненты сформированности исследовательских умений.

Заслуживает внимание диссертационное исследование Н.А. Семеновой [8, с.13] , которая предлагают следующую классификацию пяти групп исследовательских умений обучающихся младшего школьного возраста, и научная работа А.П. Гладковой [9, с.91-94] , которая более подробно уточняет данную классификацию. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица классификаций исследовательских умений обучающихся младшего школьного возраста

Группы исследовательских умений

Исследовательские умения

Н.А. Семеновой

Исследовательские умения А.П. Гладковой

Организационные

умения организовать свою работу

умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них;

преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения;

умения, связанные с применением общелогических приемов;

умение использовать различные формы представления результатов исследования

Поисковые

умения и знания, связанные с осуществлением исследования

умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Что я хочу узнать? Зачем я это делаю? Для чего мне будут нужны полученные знания?);

умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение выбирать и применять доступные методы исследования;

устанавливать причинно-следственные связи;

умение находить несколько вариантов решения проблемы

Информационные

умения работать с информацией, текстом

умение находить источники информации,

пользоваться ими;

внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами;

понимать и интерпретировать любой текст;

фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у педагога

 

умения оформить и представить результат своей работы

Оценочные

умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью

умение оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки;

оценить работу, представленную другим исследователем;

формулировать оценочные суждения, рекомендации, отзывы;

обосновывать свою оценку

Исходя из анализа данных соответствующей таблицы, нельзя не согласиться с педагогами, что одним из важных блоков в системе формирования исследовательских умений детей младшего школьного является именно информационный. Так как именно работа с информацией в процессе собственного учебного исследования обеспечивает процесс сбора, обработки и передачи информации, что позволяет обучающимся формировать и в последующем развивать группы метапредметных умений (анализ, синтез, классификация, сравнение и др.). Кроме того, следует отметить, что группы исследовательских умений классифицируются последовательно, в соответствии с этапами исследовательской работы обучающихся (планирование деятельности, поиск, обработка информации, защита и оценка проекта).

Н.А. Семеновой были выделены условия формированияисследовательских умений и навыков младших школьников:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, математики, русского языка и других предметов с целью формирования умений и навыков исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным» [8, c. 45-46].

Анализ предложенных условий, позволяет на утверждать, что автор не случайно выделяет такое условие, как целеустремленность и систематичность, в числе первенствующих умений детей младшего школьного возраста. Помимо мотивации, творческой составляющей в исследовании и соблюдение возрастных особенностей педагог в рамках своей педагогической деятельности должен понимать, что разовое использование учебного исследования или заданий, направленных на формирование соответствующих умений – недостаточно, необходима полноценная систематичная работа педагога и обучающегося по формированию исследовательских умений.

Исходя из этого утверждения, необходимо уточнить важное наблюдение. Исследование обучающегося строится на взаимосвязанных компонентах – это собственно исследование или поисковая деятельность и информационная наполняемость исследовательской работы (рис. 1) . Так, мы можем утверждать, что в процессе исследования ученик осуществляет в большей степени информационный поиск з различных источников. Он анализирует полученную информацию, сравнивает различные точки зрения на исследуемую проблему, интерпретирует информацию, систематизирует полученные информационные сведения и представляет обработанный материал для защиты своей работы.

Рис.1. Взаимосвязь компонентов исследования обучающихся

В общем и целом, можно сказать, что исследование включает в себя поиск необходимой информации, в рамках которого формируются исследовательские умения.

Таким образом, можно сделать вывод, классификация группы исследовательских умений, касающиеся работы с информацией наиболее точно отражает специфику нашей исследовательской работы и раскрывает содержание компонентов исследовательских умений посредством решения информационной проектной задачи. Согласно этому положению, мы считаем правомерным выделить в качестве критериев оценки сформированности исследовательских умений обучающихся младшего школьного возраста в рамках констатирующего этапа исследования:

умение осуществлять информационный поиск;

умение структурировать информацию в виде плана и сравнительной таблицы;

умение систематизировать полученную информацию с помощью схемы-классификации, интеллект-карты;

умение давать определение понятию;

умение определять синонимичное значение слов.

С учетом изучения многочисленных исследований ученых (А.И. Савнков, Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова, Н.А. Семенова, А.П. Гладкова, С.В. Зуева и др.), считаем целесообразным определение показателей и уровней сформированности исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.

При оценке уровня сформированности исследовательских умений нам важно выявить не только уровень овладения конкретными знаниями, как действовать в той или иной ситуации, но и способность применять их при решении конкретных практических задач. В соответствии с этим, каждый из перечисленных критериев может быть оценен с помощью ряда показателей. Опираясь на диссертационное исследование О.А. Митрахович, в качестве основания для оценки уровней сформированности исследовательских умений мы определили следующие показатели:

самостоятельность выполнения действия;

сознательность (способность обосновать и аргументировать выбор способа действия);

гибкость (перенос способа действия в сходные и новые ситуации) [10, с.13].

Считаем, что содержательная сторона предложенных показателей является универсальной для проведения качественной диагностики исследовательских умений детей младшего школьного возраста.

В соответствии с выделенными критериями и показателями оценки сформированности исследовательских умений, на наш взгляд, целесообразно определить уровни сформированности соответствующих умений.

Работа отечественного ученного Н.М. Ильенко наиболее полно отражает специфику уровней сформированности исследовательских умений:

низкий (прагматико-потребительский) – обучающийся характеризуется поверхностными знаниями, проявляет низкую степень осознанности необходимости информационной культуры, у него практически полностью отсутствует познавательный интерес, отмечается потребительское отношение к приобретению знаний и информации;

средний (знаниево-ориентированный) – обучающийся характеризуется недостаточно систематическими и прочными знаниями, недостаточной эрудированностью, арсенал его информационных умений по поиску, хранению и обработке информации явно недостаточен понимает суть и значение информационной культуры, но интерес к ее развитию неустойчив;

высокий (инициативно-творческий) – обучающийся обладает широким кругозором, глубокими и системными знаниями информационной направленности, широким кругом умений по поиску, передаче, хранению, систематизации информации, проявляет инициативу и творчество при использовании информационных технологий [11, с.42].

Так, общепринятая классификация трех уровней сформированности исследовательских умений позволяет нам провести качественный анализ и обработку результатов деятельности обучающихся.

Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех исследователей на актуальную проблему формирования исследовательских умений обучающихся младшего школьного возраста. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что мы смогли определить содержание ключевых понятий исследования. Мы конкретизировали понятие «исследовательские умения», под которым понимаем осознанный способ действия субъекта, направленный на самостоятельный поиск новых знаний. Мы определили, что формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста сложный и многосторонний процесс, который осуществляется последовательно и обеспечивает прочность усвоения полученных знаний в практической деятельности. Каждое умение представлено поэтапно, то есть в логической последовательности формирования соответствующего круга умений, обеспечивающее обучающимся возможности видеть проблему, выдвигать гипотезы, работа с информационными источниками различными способами и т.д.. Анализ психолого-педагогической литературы позволил на прийти к выводу, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для начального формирования исследовательских умений. Отличительной чертой формирования соответствующего круга умений у обучающихся начальной школы является именно организация поисковой деятельности, направленной на работу с информацией, посредством решения информационной проектной задачи на уроках по предмету «Окружающий мир».

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., 2014.-59 с.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под общ. Ред. А. Г. Асмолова. – М., 2014. – 151 с.

Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В.Середенко "Сахалинский гос. ун-т". - Южно-Сахалинск. -2014. - 207 с.

Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Савенков. - М. – 2019. - 232 с.

Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: монография // Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова. – Казань. – 2015 – 167 с.

Валеева Э.Б. Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования / Э. Б. Валеева // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 563-565.

Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Гладкова Александра Петровна. - Волгоград, 2013. - 26 с.

Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Семенова Наталия Альбертовна. - Томск, 2007. - 22 с.

A. Gladkova P.Process of research skills formation of junior school students during extracurricular activities / 10. A. Gladkova P. //Historical and social-educational ideas. - spz:neicon:hist-edu:y:2012:i:4:p:91-94.

Митрахович О.А. Формирование у старшеклассников умения работы с информацией: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … к. п. н. / Митрахович Ольга Анатольевна; «Московский гуманитарный университет». – Москва, 2012. – 23 с.

Ильенко Н.М. Формирование познавательных учебных действий средствами образно-знакового моделирования: уроки русского языка / Н.М. Ильенко, С.Н. Бассараб, С.А. Летошникова // Начальная школа. – 2019. - № 6. – С. 41-45.

Просмотров работы: 1112