Эпитет - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Эпитет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпитет – это выразительнейшее средство в литературе, которое используется нами ежедневно. Людям очень повезло, что они не общаются на уровне машин, не обмениваются голой и скудной информацией без каких-либо эмоций. Обедненная и невыразительная речь мешает восприятию сказанного и нахождению общего языка. И в то же время одно-единственное меткое слово может не только подарить слушателю целую увлекательную историю, но и отразить вызванные ею эмоции. И это слово - "эпитет".

Эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.

Эпитет – это образное определение предмета или действия.

Эпитет-это стилистический прием, основанный на взаимодействии эмоционального и логического значения в атрибутивном слове, словосочетании или даже предложении, используемом для характеристики объекта и указывающем читателю, а часто и навязывающем ему некоторые свойства или особенности объекта с целью дать индивидуальное восприятие и оценку этих свойств.

Эпитeт кaк paзнoвиднocть тpoпa изyчaли мнoгиe выдaющиecя филoлoги: Ф.И. Бycлaeв, A.H. Beceлoвcкий, A.A. Пoтeбня, B.M. Жиpмyнcкий, Б.B. Toмaшeвcкий и дp., – oднaкo дo cиx пop нayкa нe pacпoлaгaeт paзpaбoтaннoй тeopиeй эпитeтa, нeт eдинoй тepминoлoгии, нeoбxoдимoй для xapaктepиcтики paзличныx видoв эпитeтoв. Пoнятиe «эпитeт» инoгдa нeoпpaвдaннo pacшиpяют, oтнocя к нeмy любoe пpилaгaтeльнoe, выcтyпaющee в фyнкции oпpeдeлeния. Oднaкo к эпитeтaм нe cлeдyeт пpичиcлять пpилaгaтeльныe, yкaзывaющиe нa oтличитeльныe пpизнaки пpeдмeтoв и нe дaющиe иx oбpaзнoй xapaктepиcтики.

Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи:

- прилагательное (встречается чаще всего), например «жемчужная роса»;

- существительными, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница-зима»;

- наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;

- деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…,вот он льется…».

Примеры эпитетов: «крылатые качели», «белоснежная зима», «ледяная вода». Одно только произнесение последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ.

Эпитеты служат, главным образом, усилителями художественной выразительности. Они придают речи или произведению образность, яркость, поэтическую окраску. Обычно тропы указывают на определенное свойство, черту предмета (объекта) и тем самым вызывают соответствующие эмоции, отношение к нему.

Особую роль эпитеты играют в поэзии – авторы используют их в качестве стихотворного инструмента. Расположение определения после основного слова называется инверсией эпитета. Например, как у А. Пушкина:

Твоих оград узор чугунный;
И пунша пламень голубой.

Некоторые авторы считают, что подобное разделение лишь усиливает эффект, значение и эмоциональный окрас эпитета. А когда эпитет и основное слово расположены на разных строчках стихотворения, возникает так называемый эффект «разрыва звучания»:

Все как было. Только странная
Воцарилась тишина.

Подобные способы расположения эпитетов позволяют автору создать особую риторическую фигуру – хиазм. При этом происходит крестообразная перестановка слов. Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины.

Эпитeты иccлeдyют c paзныx пoзиций, пpeдлaгaя пpи этoм paзличныe иx клaccификaции:

По происхождению.

По стилистическому подходу.

По составу.

По способу обозначения соответствующего признака.

По происхождению эпитеты бывают:

общеязыковые;

народно-поэтические;

авторские.

Общеязыковые эпитеты широко распространены и часто употребляются. Они превратились в устойчивые выражения. Это самая численная группа. Любой из нас может понять смысл такого эпитета, несмотря на переносное значение. Также они зачастую являются прилагательными. Например: пламенная речь – в значении быстрая, активная речь; птичий язык – непонятный язык; гробовая тишина – абсолютная тишина.

Значение народно-поэтических эпитетов тоже всем понятно, но пришли они из фольклорного искусства. Как правило, это прилагательные в краткой форме либо с перенесенным ударением. Например: чисто поле, сине море, честные гости.

Авторские эпитеты обычно не употребляются в широком смысле. Они так и называются, поскольку придуманы авторами художественных произведений с целью показать отношение к герою, предмету, событию. Примеры: мармеладное настроение (А. Чехов); убийственная тайна (А. Пушкин); маленький характер (А. Герцен).

По стилистическому подходу выделяют эпитеты:

Уточнительные – выделяют отличительный признак предмета (печальный взгляд, мудрые слова).

Усилительные – указывают на признак определяемого слова, который и так был очевиден (холодное равнодушие, горе горькое).

Контрастные – вместе с определяемым существительным образуют словосочетание слов, противоположных по значению (ненавидящая любовь, честный вор, страшно красив).

Виды эпитетов по составу:

Простые. Состоят из одного слова (чаще прилагательного) – дремучий лес.

Слитные. Образованы из нескольких прилагательных, обычно пишутся через дефис – убедительно-лживый, девичий-свой-львиный (авторский, М. Цветаева).

Составные. При одном определяемом слове имеется не менее двух определений – желтый ветер маньчжурский (И. Бродский).

Сложные. Целая группа эпитетов, передающая определенный смысл. Например, у В. Маяковского – в блюдечках-очках спасательных кругов.

Это расширенная классификация эпитетов по конструкции. Некоторые авторы склоняются к более простому варианту, где тропы делятся на простые (из одного слова) и сложные (из двух и более слов).

По способу обозначения соответствующего признака эпитеты делятся на виды:

Метафорический – указывает на признак в переносном значении, не реальный. Источником служит другой предмет, имеющий какое-либо сходство с определяемым. Например: жадное пламя, задумчивые ночи.

Метонимический – указывает на признак, взятый с другого предмета по смежности. Например: левый марш, одинокий рассвет.

Некоторые эпитеты прочно вошли в наш обиход и стали устойчивыми словосочетаниями. Например, невыносимая жара, унылая осень, грустная пора, добрый молодец и другие.

Список литературы:

Казакова О.А., Малервейн С.В., Райская Л.М., Фрик Т.Б./ Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009: 116с.

Москвин В.П. Эпитет как предмет теоретического осмысления/ Грани познания № 4, Волгоград, 2011: 5с.

Galperin I. Stylistics. M.: Higher School, 1977: 328с.

Просмотров работы: 169