ОРГАНИЗАЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одну из первых попыток анализа организационных аспектов управления предпринял Ф.В. Тейлор и его преемники. Идеи и методы, возникшие в результате исследования Тейлора, известны как научный менеджмент и сосредоточены на работе на самом низком уровне организации. Систематические исследования самой теории организации начались в 1890-1940 гг. наряду с углублением развития научного менеджмента. Целью этих исследований является организация в целом, а не работа отдельных звеньев или членов организации. Сформулированы организационные принципы, критерии создания организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и передачи полномочий и ответственности [6, с. 39].

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологической концепции рационализации коллективных действий. Он описывает форму или структуру организации, которая гарантирует предсказуемость поведения сотрудников. Бюрократическая структура, как полагал Вебер, обеспечивает высокий уровень результатов с учетом руководства организации и людей, связанных с ней. Вебер считал, что для того, чтобы максимально использовать бюрократическую форму, организация должна следовать определенной стратегии развития. Суть дела сводится к следующему.

1. Все задачи, необходимые для достижения целей, следует разделить на узкоспециализированные виды работ. Артисты-исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Каждая задача должна выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил», чтобы гарантировать однородность и координацию различных задач. Причина такой практики заключается в том, что менеджер может устранить неопределенность в назначении из-за индивидуальных различий.

3. Каждый сотрудник или офис организации должен нести ответственность перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Лидерство основано на экспертных знаниях и узаконено делегированной властью верхних уровней управленческой иерархии. Таким образом создается цепочка команд.

4. Каждое должностное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Он должен поддерживать социальную дистанцию ​​между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики - гарантировать невмешательство отдельных лиц в продуктивное выполнение задач офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на денежной дружбе или знакомстве.

Организация, которая достигает этого уровня, приближается к идеальному типу бюрократии. Между тем лишь некоторые организации обладают всеми характеристиками идеального типа. Для многих организаций характерны довольно высокие характеристики. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения «менеджер-подчиненный» и используют определенные типы процедур [9, с. 44].

Одной из первых школ, изучавших сущность организации, была школа научного управления. Основная посылка этого направления классической теории состоит в том, что произведение (в частности, творчество исполнителей) можно и нужно изучать научными методами. По словам Тейлора, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой для определения наилучшего способа организации работы. Кроме того, ответственность за определение наилучшего способа лежит на менеджере.

Суть научного менеджмента выражена Тейлором в следующих четырех основных моментах:

вместо упорных решений научно обосновать каждый элемент работы;

использовать определенные критерии для отбора и обучения, обучения и развития персонала;

работать в тесном контакте с людьми, следя за тем, чтобы работа велась в соответствии с разработанными принципами науки;

обеспечить разумное разделение труда и ответственности между менеджером и сотрудниками. Лидеры выполняют ту работу, к которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности ложились на исполнителей.

Эти четыре положения выражают центральную идею научного менеджмента: для каждого вида человеческой деятельности разрабатывается теоретическая база, а затем проводится ее обучение (согласно утвержденным положениям), в ходе которого он приобретает необходимые рабочие навыки. Такой подход противопоставляется методу добровольных решений, когда задачи менеджеров и рабочих четко не разделены. Тейлор считал, что за счет более эффективной организации работы общее количество товаров может быть увеличено, а участие каждого участника может быть увеличено без сокращения участия других. Следовательно, если менеджеры и рабочие будут выполнять свои задачи более эффективно, их доход увеличится.

Обе группы должны пережить то, что Тейлор назвал «ментальной революцией», прежде чем станет возможным широкое использование научного менеджмента. «Ментальная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания между руководителями и рабочими, основанной на удовлетворении общих интересов [1, с. 52].

Исследование Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университете показало, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по нескольким структурным аспектам. Согласно Лайкерту, эффективная организация - это такая организация, которая побуждает лидера сосредоточиться на усилиях по формированию эффективной команды с высокими целями производительности. Система 4, разработанная Лайкертом, предполагает, что организация построена на человеческих мотивах, которые должны выражаться через:

процесс постановки целей,

принимая решения,

контроль,

децентрализация.

Лайкерт утверждал, что организации, основанные на положениях классической теории, неэффективны, поскольку они склонны к консерватизму и не принимают во внимание изменяющийся характер внешней среды. К таким изменениям Ликерт относил следующие факторы [7, с. 25].

Возросшая конкуренция со стороны организаций из других стран, которые имеют относительно более низкую стоимость производства с той же технологией.

Тенденция к большей свободе и индивидуальной инициативе и, как следствие, сокращение полномочий высших эшелонов организации.

Повышение общего уровня образования, выражающееся в появлении людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность.

В своей работе Герберт Саймон исследовал процессы влияния определенных целей на рациональное поведение в организациях. По мнению Саймона, организации могут упростить процесс принятия решений, ограничив цели, на достижение которых направлена ​​деятельность. Саймон указывает, что цели влияют на поведение, только если они являются частью решения о том, каким должно быть поведение. Цели устанавливаются на основе ценностных допущений решений. Ценностные предположения - это предположения о том, какие цели являются лучшими. Чем точнее сформулированы ценностные требования, тем рациональнее будут приниматься решения. Имея четко определенные цели, вы можете четко различать приемлемые и неприемлемые (или более или менее приемлемые) решения.

Понимание организации в неоклассических терминах

В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф представил ряд новых идей о подходе к пониманию организационных структур управления. Он рассматривает промышленную организацию как систему, которая взаимодействует с источниками ресурсов и внешней средой (рынки, конкуренты, правительство и т. Д.). Исходя из этого, можно выделить два исторически устоявшихся подхода к созданию организационных структур. Первый, структурный, был характерен для довоенного периода. Основной упор был сделан на внутреннюю структуру компаний, разделение функций и рационализацию управления. В основном подход был статичным, так как не учитывал динамику изменений организационных структур под влиянием внешних факторов. Второй, динамический подход был наиболее распространен в послевоенный период. Основное внимание уделяется анализу взаимоотношений компании со средой, в которой она работает, и с источниками ресурсов [3, c.58].

Ансофф считает, что главная роль топ-менеджмента в современной компании - решать стратегические задачи в меняющейся среде. Один из основных тезисов динамического подхода - наличие тесной взаимосвязи между характером внешних отношений и поведением компании, с одной стороны, и ее внутренней организацией, с другой. Эта взаимосвязь была прослежена А. Чендлером в его книге «Стратегия и структура» на примерах из истории американских компаний. Чендлер показывает, что изменение внешних условий приведет к изменению стратегии компании, затем к изменению организационных характеристик и, в конечном итоге, к изменению структуры.

Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку они приводят к изменениям в институтах, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие факторы, которые считаются важными для экономического развития, считают Норт недостаточными: как часть процесса роста они не могут объяснить это самостоятельно. Залогом экономического роста является эффективная организация экономики [2, с. 59].

Современное понимание организации

На переднем крае теоретических разработок, имеющих большое практическое значение, сейчас находятся области, наиболее отражающие новые условия работы организаций. Это связано с ориентацией на новейшие технологии, проблемой рискованных инвестиций и высокопроизводительных методов экономики, прогнозом потребительского спроса и поведения конкурентов, владением стратегическим подходом к управлению. Среди основных направлений обобщений и теоретических разработок можно выделить следующие [9].

Реинжиниринг, или реструктуризация на основе современной информации и технологий в организации производства и управления. Это и теория, и методы комплексного оздоровления компаний, управленческого возрождения с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, включая системы мотивации и мотивации человека. В рамках этого направления учитываются новые импульсы к повышению эффективности, связанные с уменьшением размеров и оптимизацией бизнес-единиц, потенциал матричных структур, органично сочетающих линейное и программное лидерство, а также навыки сложных целевых команд и многое другое. Механизм управления компании настроен таким образом, чтобы доминировать на рынке - анализировать его емкость, организовывать продажу товаров, стимулировать продажи и обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг.

Концепция внутренних рынков для бизнеса (или организационных рынков). Для него характерен перенос законов и принципов рыночной экономики во внутреннюю деятельность компаний. Такие революционные преобразования должны охватывать все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат топ-менеджеров). Они становятся автономными единицами, которые покупают и продают товары и услуги, участвуют во внутреннем и межфирменном трафике и связаны стандартизированными информационными сетями, финансовыми системами и корпоративной культурой.

Теория альянсов (ассоциативные формы организации и управления). Процессы интеграции в менеджменте, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в основном научных, технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению различных форм горизонтального объединения организаций. Плоские организационные иерархии формируются вокруг основных процессов с конкретными целями. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические альянсы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, ассоциаций и бизнес-групп.

Новая бизнес-модель предусматривает усиление сотрудничества между конкурентами, поставщиками и клиентами и, таким образом, меняет понимание организационных границ. Профессиональные знания и навыки каждого партнера позволяют вам создать более эффективную организацию, в которой любая функция и любой процесс реализуются глобально. Компании объединяются, чтобы воспользоваться конкретными рыночными возможностями, которые не могут быть реализованы отдельными организациями.

Заключение

Исследования собственной теории организации начали систематически проводиться в период 1890-1940 гг. наряду с углублением достижений в научном менеджменте. В центре внимания этого исследования находится вся организация, а не работа, выполняемая отдельными звеньями или членами организации. Сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, определения управленческого потенциала и делегирования прав и обязанностей.

Идеи и концепции, составляющие классическую теорию организации, были разработаны многими учеными и профессионалами. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие основных разделов классической теории, относятся: научный менеджмент - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гант, Х. Мюнстерберг, Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; реальная теория организации - Х. Файоль, Дж. Д. Лизни, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер

В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф представил ряд новых идей о подходах к пониманию организационных структур управления, его теория легла в основу неоклассической теории организации.

На переднем крае теоретических разработок, имеющих большое практическое значение, сейчас находятся области, наиболее отражающие новые условия работы организаций. Это связано с ориентацией на новейшие технологии, проблемой рискованных инвестиций и высокопроизводительных методов экономики, прогнозом потребительского спроса и поведения конкурентов, владением стратегическим подходом к управлению.

Список литературы

1. Гибсон Дж.Л. Организация: поведение, структура, процессы. - М.: Инфра-М, 2015. - 23 с.

2. Гуняр Франсис Ж. Преобразование организации. - М.: Дело, 2017. -14-58 с.

3. Кравченко А.И. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2016. - 322 с.

4. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2017. - 12-17с.

5. Лафта Д.К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Дело, 2016. - 57с.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2015. -78с.

7. Смирнова ВТ., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. - М.: Инфра-М, 2016. -126с.

8. Тренев Н. Предприятие и его структура. - М.: Дело, 2014. - 99с.

9. Чуйкин А.М. Теория организации. - Калининград, 2016. -72с.

Просмотров работы: 40