Рифма — это повторение (обычно через определенные интервалы) одинаковых или похожих друг на друга звуковых сочетаний в конце слов.
Возникновение рифмы в английском языке связано с развитием качественного стихосложения. Оно является результатом адаптации классического стихосложения к английскому языку. Попытка приспособить греческую метрическую систему стихосложения к языкам с иной морфологической структурой привела к некоторому видоизменению классической метрической системы, в частности, к появлению рифмы.
С развитием качественного стихосложения рифма, до того неизвестная латинской поэзии, стала постоянной ее чертой. Из латинского языка она проникла в романские языки, а оттуда — в английский. Силлабо-тонический стих и рифма заменили первоначальную форму английской поэзии, основанную, как было указано, на аллитерации. Начиная с XII века вся английская поэзия за исключением аллитеративной поэзии второй половины XIV века (на севере Англии) строится на рифме.
Рифмы английской поэзии богаты и разнообразны как по звучанию, так и по структуре.
Рифма называется мужской, если звуковой повтор создается одним ударным слогом, завершающим стопу, например:
Palace-roof of cloudless nights! Paradise of golden lights!
(S h e l l e y.)
Если повторяются один ударный и один неударный слоги, то рифма называется женской, например:
Higher still and higher
From the earth thou springest;
Like a, cloud of fire
The blue deep thou wingest . . .
(Shelley.)
При звуковом повторе последнего в строке ударного и двух неударных слогов образуется так называемая дактилическая рифма:
"They have a number, though they never
exhibit 'em
Four wives by law, and concubines
at libitum "
(В y r o n.)
Употребление того или иного вида рифмы определяется стихотворным размером произведения.
Для двусложных размеров (ямб и хорей) наиболее характерными являются мужская и женская рифмы. Дактилическая рифма чаще встречается в произведениях, написанных трехсложным размером (дактиль, анапест).
Наиболее распространенными в английском языке являются мужская и женская рифмы, так как они могут употребляться во всех стихотворных размерах.
Нередко у английских авторов можно встретить особый вид рифмы, так называемую «составную» рифму (в английском языке применяется термин "broken rhyme"): со словом или его частью созвучны два или несколько слов.
upon her honour won her . . .
bottom forgot 'em shot him . . .
(В y r o n.)
Составные рифмы характерны для юмористических и сатирических произведений.
Рифма называется полной, когда совпадают гласный ударного слога и все следующие за ним звуки (гласные и согласные), например: might — right; heedless — needless.
Если повторяются согласный, гласный и все последующие звуки, то рифма называется точной или идентичной: hours — ours; perfection — infection.
При неполной рифме, как указывает само название, повторяются не все звуки рифмующихся слогов.
Существует два вида неполных рифм в зависимости от качества повторяющихся звуков: 1) ассонансирующая рифма, которая образуется повторением только гласных; согласные в такой рифме не совпадают: tale — pain; flesh — fresh — guess и 2) консонансирующая рифма, основанная на повторении одинаковых согласных при различающихся гласных: tale — pull; worth — forth.
Некоторые рифмы в английском языке основаны не на звуках, а на буквах, т. е. не на совпадении конечных звуков, а конечных букв. Такие рифмы называются зрительными: love — prove; flood — brood; have — grave. Звуковые различия в этих рифмах являются результатом тех многочисленных изменений, которые претерпела звуковая система английского языка в процессе своего развития. В более ранние периоды гласные в этих рифмах звучали одинаково. Зрительные рифмы сохранились в языке по традиции, и традиция эта настолько сильна, что подобные рифмы создаются и в настоящее время. Звуковое несовпадение в таких рифмах почти не ощущается.
В зависимости от расположения в строфе различаются рифмы:
парные — в рядом стоящих строках (аа),
тройные — (ааа),
перекрестные — (абаб),
охватные — (кольцевые или обрамляющие), при которых рифмуются крайние строки строфы: (абба),
тернарные — через две строки на третью (аабааб) и т. д.
Каждый тип строфы характеризуется определенным расположением рифм.
Рифма может быть не только на конце строки, но и внутри нее. Такая рифма носит название внутренней, в отличие от внешней рифмы, которая образуется на концах строк. Внутренняя рифма чаще появляется в многостопных строках:
I bring fresh showers for the thirsting flowers ... (Shelley)
Роль рифмы в стихе чрезвычайно велика. Рифма уточняет метрическое деление стиха на ритмические единицы. Она делает ритм стиха более ощутимым и облегчает его восприятие. В этом основная роль рифмы. Помимо ритмообразующего значения следует подчеркнуть важность рифмы для семантического выделения слова. Слово, опирающееся на звуковой повтор, делается особенно заметным и привлекает к себе внимание.
Список используемых источников:
Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова.
Г а л ь п е р и н И. Р. Синтаксические выразительные средства английского языка.
Гальперин И. Р. Перевод и стилистика. Сб. «Теория и методика учебного перевода».
Левинбук П. Р. Определительные сочетания с препозитивно примыкающей двучленной группой определения в современном английском языке.
Большая Советская энциклопедия.