Центральным понятием на стадиях получения и структурирования данных является поле знаний. Поле знаний — это условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области, выявленных из системы знаний эксперта, в виде графа, диаграммы, таблицы или текста [2].
Полем знаний в данной работе является выбор смартфона марки Samsung. Входными данными является множество смартфонов Samsung, а выходными – выбранная модель, соответствующая предпочтениям потребителя данного продукта.
Словарь терминов и набор ключевых слов данной предметной области представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Словарь терминов и набор ключевых слов предметной области
Смартфон |
Мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. |
Технические характеристики |
Характеристики, которые составляются на какое-либо изделие для общего ознакомления с ним, а также для знания его технических возможностей. |
Процессор |
Главная часть аппаратного обеспечения |
Продолжение таблицы 1
Частота процессора |
Количество синхронизирующих импульсов в секунду. |
Ядро процессора |
Главный элемент процессора. |
Технология NFC |
Технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. |
Bluetooth |
Беспроводная персональная сеть передачи данных, которая используется для сопряжения устройств, оснащенных специальными модулями. |
Оперативная память |
Память, в которую загружаются и хранятся данные во время работы с ними. |
Встроенная память |
Память, хранящая в себе данные программ и других компонентов операционной системы в течение длительного периода времени. |
Аккумулятор |
Накопитель энергии, принцип работы которого достигается благодаря обратимости внутренних химических процессов. |
Емкость аккумулятора |
Показатель, который указывает, какое количество электрической энергии, может отдавать этот аккумулятор на протяжении некоторого времени. |
Экран |
Электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации. |
Диагональ |
Расстояние от нижнего левого угла до верхнего правого угла |
Камера |
Устройство, преобразующее световые видео-сигналы в электрические сигналы, с возможностью их обратного преобразования, и хранящее эти сигналы либо передающее их для отображения на другие устройства. |
Основная камера |
Камера, которая находится на лицевой части смартфона. |
Фронтальная камера |
Камера, которая находится на задней части смартфона. |
TFT |
Экран с активной матрицей, работающей под управлением тонкоплёночных транзисторов. Достоинствами являются небольшая цена и низкое энергопотребление. |
Amoled |
Тонкий экран с хорошим запасом яркости, высокой контрастностью, низким энергопотреблением и углами обзора, близкими к 180 градусам. |
Выявленные связи между понятиями предметной области представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Выявленные связи между понятиями предметной области
Поле знаний можно рассматривать на различных уровнях абстракции понятий. В «пирамиде знаний» каждый следующий уровень служит для восхождения на новую ступень обобщения и углубления знаний в предметной области. Таким образом, возможно наличие нескольких уровней понятийной структуры [1].
Построенная пирамида знаний предметной области представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пирамида знаний
Концептуальная составляющая поля знаний представлена на рисунке 3, а функциональная – на рисунке 4.
Рисунок 3 – Концептуальная составляющая поля знаний
Рисунок 4 – Функциональная составляющая поля знаний
Таким образом, в данной работе были выделены словарь терминов и набор ключевых слов предметной области, связи между данными понятиями и построена пирамида знаний, а также концептуальная и функциональная составляющие поля знаний, что в дальнейшем облегчит процесс разработки базы знаний экспертной системы по выбору смартфона марки Samsung.
Список использованных источников:
1. Пирамида знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://scask.ru/m_book_bki.php?id=22 (дата обращения 14.12.2020).
2. Поле знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://studfile.net/preview/6289006/page:3/ (дата обращения 21.12.2020).